Приложение МААМ

Коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий «Подарки осени» (старшая группа)

Оксана Шарова
Коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий «Подарки осени» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционно - образовательная деятельность

по лексико – грамматическим

категориям в старшей

логопедической группе

«ПОДАРКИ ОСЕНИ»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Активизация словаря по темам: «осень», «овощи», «фрукты», «деревья», перелетные птицы», «дикие животные».

2. Отработка глаголов в прошедшем времени.

3. Усвоение категории рода.

4. Упражнение в правильном употреблении формы Р. п. мн. числа существительных.

Публикация «Коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий „Подарки осени“ (старшая группа)» размещена в разделах

5. Образование относительных прилагательных.

6. Согласование прилагательных с существительными.

7. Практическое усвоение предлогов «на», «под».

8. Отработка существительных в Д. п. ед. числе.

9. Составление описательных рассказов по схеме.

10. Магнитофон с записью. (имитация спора).

11. Корзинки (желтая и зеленая)

ОБОРУДОВАНИЕ:

Портреты осени (картины);

Куклы – игрушки Хрюши и Степашки;

Муляжи фруктов и овощей;

Схемы для описательных рассказов;

Имитация леса (деревья, елки, пеньки);

Осенние листья из бумаги (листья березы, осины, клена);

Предметные картинки (дикие животные, перелетные птицы);

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

-Ребята, скажите какое сейчас время года? (осень)

-Давайте с вами вспомним осенние месяцы.

-Какой месяц открывает осень? (сентябрь)

-После сентября? (октябрь)

-И какой месяц закрывает осень? (ноябрь)

2. Беседа об осени.

-Мы знаем: осень бывает очень разной, и у осени много портретов.

-Послушайте стихотворение. (ребенок читает стихотворение)

«Осень длинной, тонкой кистью перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой. Как хорош ты, лист, цветной!»

-Про какую осень нам рассказал Владик? Про раннюю или позднюю осень? (раннюю)

-А как еще мы эту осень называем? (осень – художница)

Выставляется портрет Осени – художницы.

-Почему мы ее называем «осень – художница»? (ответы детей)

-Потому что она перекрашивает все листья на деревьях, делает их разноцветными.

-Давайте вспомним как она у нас гостила.

Вывешивается картина «Ранняя осень»

-Какое небо было ранней осенью? Деревья? Трава? Небо? Погода?

(полные ответы детей)

-Послушайте еще одно стихотворение. (читает логопед) :

«А ветер щеки толстые надул, надул, надул.

И на деревья пестрые подул, подул, подул.

Красный, желтый, золотой…Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно: листьев нет, лишь ветки видно!»

-Ребята, а это стихотворение про какую осень? (позднюю)

-Да, эта осень у нас сейчас гостит. Как мы ее еще называем?

-Осень – непогодушка. (вывешивается портрет)

-Что с собой принесла осень – непогодушка? Посмотрите в окно.

Ответы детей: Деревья стоят голые. Трава высохла.

Стало очень холодно. Солнца почти не видно. Небо серое и хмурое.

-А теперь вспомните, какая еще осень у нас гостила?

Портрет осени – кормилицы.

-Почему мы ее называем осень – кормилица?

-Потому что она богата урожаем и в это время мы убираем урожай.

Урожай чего мы убираем? (овощей и фруктов).

-Да осень очень щедрая. Мы сейчас послушаем Машеньку, которая нам расскажет, что же принесла нам осень – кормилица.

«Принесла нам овощей – и для супа и для щей.

Принесла и меду – полную колоду.

А уж яблоки – что мед! На варенье и компот!»

-Молодцы, дети, хорошо рассказали про осень.

3. Обобщающее понятие «овощи», «фрукты»

Дети слышат чей – то спор (магнитофонная запись)

«Я не хочу с тобой дружить! Ты не хороший! Не хочу, не хочу!»

-Ребята, вы ничего не слышите? По-моему кто-то спорит. Давайте проверим, кто же это.

(Все подходят к столу, где за ширмой сидят Хрюша и Степашка-ширма убирается.)

-А вот кто у нас спорит. Вы узнали их, дети?

-Да, это Хрюша и Степашка.

-Садитесь на стульчики. Сейчас мы выясним почему спорят Хрюша со Степашкой.

Дети садятся на стульчики.

-Какой здесь беспорядок! Я поняла из-за чего поссорились Хрюша и Степашка! Они рассыпали все фрукты и овощи и не могут их разобрать. Хрюша любит – фрукты, а Степашка – овощи.

-Давайте поможем друзьям. Овощи для Степашки мы положим в зеленую корзину, а фрукты для Хрюши – в желтую.

(дети раскладывают овощи и фрукты по корзинкам)

-Молодцы! И незачем было спорить, правда, ребята?

4. Д/ И: «Собираем урожай»

-Вы знаете Степашка и Хрюша совсем ничего не знают об овощах и фруктах. Они только любят их есть. А мы расскажем про их любимые лакомства. Мы знаем так много.

-Давайте с вами вспомним, как мы убирали урожай.

Логопед показывает овощ – дети отвечают полным предложением:

«Картошку выкапывали. Морковку выдергивали. Капусту срезали. И т. д.

3. Усвоение категории рода.

-Дети, про какой фрукт или овощ мы скажем:

Желтый – ананас, лимон, лук…

Желтая – репа, картошка, тыква…

Желтое – яблоко

-А про какой фрукт или овощ мы скажем: зеленый, зеленая? И т. д.

6. Д/ И: «Скромник и хвастуишка»

-Вы знаете, Хрюша такой хвастунишка! Он очень любит хвастаться.

Он мне на ушко сказал: -А у меня много грушев…

-Правильно сказал Хрюша? (нет)

-А как мы правильно скажем – много груш!

-Давайте научим Хрюшу правильно говорить. Вы у нас тоже умеете хвастаться, да еще как!

-Я буду скромником, а вы все – хвастунишки.

-Я буду говорить, что у меня один предмет, а вы похвастаетесь и скажете, что у вас этого предмета много.

-У меня одно яблоко.

-А у меня много яблок. (с интонацией)

7. Д/ И: «Подбери признак»

-Ребята, давайте похвалим овощи и фрукты.

Скажите: какая капуста? - сладкая, хрустящая, круглая, зеленая…

какое яблоко? – круглое, ароматное, полезное, витаминное…

какой апельсин? - оранжевый, полезный, сладкий, гладкий…

8. Составление описательных рассказов по теме.

- Ребята, вы тоже любите овощи и фрукты? –Да!

-А кто хочет рассказать про свой любимый овощ или фрукт?

(прослушиваются 2-3 рассказа с опорой на схему)

-Очень красиво рассказали нам ребята про овощи и фрукты. Я думаю Хрюша и Степашка много узнали сегодня.

-Мы сейчас их оставим в группе, а сами пойдем отдохнем. Я предлагаю сходить в лес, подышать свежим осенним воздухом.

-Я собой возьму корзинку с разным угощением, вдруг мы в лесу кого-нибудь всретим.

Дети встают и берутся за руки.

Логопед: ведет змейкой

«В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти,

Интересней приключенья нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь, крепко за руки беритесь.»

На ковре – имитация леса.

9. Физминутка.

-Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, ребята, еще листья лежат на земле.

-Давайте соберем оставшиеся листья.

-Саша и Катя собирают листья с дуба; Владик и Оля – с рябины и т. д.

Дети собирают листья.

-А сейчас представим, что мы осенние листочки.

«Мы осенние листочки, мы на веточках сидели.

Дунул ветер – мы цепочкой друг за другом полетели.

Полетели, полетели и на землю тих сели.»

-А скажите, как называется явление в природе, когда падают листья с деревьев?

(листопад)

10. Д/ И: «С какого дерева листок?»

-А сейчас, ребята, найдите свое дерево.

Дети подбегают к своему дереву (картинки)

Логопед спрашивает:

-Саша, у тебя листик с какого дерева? (с дуба)

-Значит он какой? (дубовый)

Аналогичная работа со всеми детьми.

-Давайте соберем листочки в группу на память об осени.

(дети отдают листочки логопеду и садятся на приготовленные стульчики)

11. Беседа о перелетных птицах.

-Послушаем лес. Совсем тихо в лесу. Почему не слышно пение птиц?

-Потому что некоторые птицы улетели в теплые края.

-Назовите птиц, которые улетели в теплые края.

(ответы детей)

-Как этих птиц называют? (перелетне)

-Когда вернутся к нам эти птицы? В какое время года?

-А с нами какие – нибудь птицы остаются зимовать? (да)

-Какие? Как этих птиц называют? (зтимующие)

12. Беседа о диких животных. Загадки.

-А кого мы еще может встретить в лесу? (животных)

-Если они живут в лесу, то какие это животные? (полные ответы детей)

-А каких животных мы можем встретить в лесу, вы узнаете из загадок.

-Будьте внимательны.

1. «В густом лесу под елкой, осыпанной листвой,

Лежит клубок с иголками, колючий и живой» (ежик)

Выставляется картинка.

-Расскажите, ребята, как готовится ежик к зиме.

(рассказы детей)

2. «Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной.

И стоит среди травы – уши больше головы» (заяц) - картинка

-Расскажите, как заяц готовится к зиме.

3. «Кто в лесу глухом живет, неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу.» (медведь) - картинка

(рассказы детей о подготовке к зиме медведя)

4. Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко. Ну, конечно, это (белка) – картинка.

-Расскажите, как белка готовится к зиме.

13. Отработка предлогов: «на», «под»

-Да, многие звери готовят запасы на зиму. Давайте им поможем.

Я с собой взяла корзинку с угощением.

Логопед берет корзинку, а она пустая.

-Ребята, пока мы гуляли по лесу, я растеряла все наши подарки животным.

Ну, ничего я сейчас постараюсь их найти.

(угощение заранее спрятаны)

-А вот я и нашла шишку - (на елке)

-Где я нашла шишку?

-Вы нашли шишку НА елке.

-Где я нашла гриб?

-Вы нашли гриб ПОД елкой.

-Где я нашла морковку?

-Вы нашли морковку ПОД веточкой.

-Где я нашла ягоды?

-Вы нашли ягоды НА пеньке.

-Вот все подарки мы нашли. (положить на пенек)

14. «Кому подарим подарки

-Кому мы подарим гриб? –показ гриба.

-Гриб подарим белке.

Аналогично со всеми подарками. Можно усложнить и добавить множ. число

-Грибы подарим белкам.

15. Итог занятия.

-Ребята, нам пора прощаться с лесом. Понравилось вам наше путешествие?

-О чем мы с вами сегодня говорили?

-О ком сегодня говорили?

-Молодцы!

Логопед «неожиданно» видит угощение для детей.

-Посмотрите, это подарки нам от лесных жителей. Мы так хорошо вели в лесу и они решили нас поблагодарить. Спасибо лесным жителям. И до свидания!

Дети идут строем и произносят стихотворение:

«До свиданье, старый лес.

Полный сказочных чудес.

Мы придем опять на опушку погулять!»

Публикации по теме:

Игры на формирование словаря у детейИгры на формирование словаря у детей Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного.

Коррекционные занятия с детьми по заданию логопеда во второй половине дня. Методическое пособие 01 октября 2012 год 1. Артикуляц. гимнастика (обшая) (см. тетрадь 1 стр.) 2. Гимнастика для рук (общая) (см. тетрадь 2 стр.) 3. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий «Подарки осени» (старшая группа)
Опубликовано: 9 июля 2013 в 21:52
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий «Подарки осени» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Шарова (УИ 15148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД