Оксана Шарова
Коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий «Подарки осени» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно - образовательная деятельность
по лексико – грамматическим
категориям в старшей
логопедической группе
«ПОДАРКИ ОСЕНИ»
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Активизация словаря по темам: «осень», «овощи», «фрукты», «деревья», перелетные птицы», «дикие животные».
2. Отработка глаголов в прошедшем времени.
3. Усвоение категории рода.
4. Упражнение в правильном употреблении формы Р. п. мн. числа существительных.
Публикация «Коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий „Подарки осени“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
5. Образование относительных прилагательных.
6. Согласование прилагательных с существительными.
7. Практическое усвоение предлогов «на», «под».
8. Отработка существительных в Д. п. ед. числе.
9. Составление описательных рассказов по схеме.
10. Магнитофон с записью. (имитация спора).
11. Корзинки (желтая и зеленая)
ОБОРУДОВАНИЕ:
Портреты осени (картины);
Куклы – игрушки Хрюши и Степашки;
Муляжи фруктов и овощей;
Схемы для описательных рассказов;
Имитация леса (деревья, елки, пеньки);
Осенние листья из бумаги (листья березы, осины, клена);
Предметные картинки (дикие животные, перелетные птицы);
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
-Ребята, скажите какое сейчас время года? (осень)
-Давайте с вами вспомним осенние месяцы.
-Какой месяц открывает осень? (сентябрь)
-После сентября? (октябрь)
-И какой месяц закрывает осень? (ноябрь)
2. Беседа об осени.
-Мы знаем: осень бывает очень разной, и у осени много портретов.
-Послушайте стихотворение. (ребенок читает стихотворение)
«Осень длинной, тонкой кистью перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой. Как хорош ты, лист, цветной!»
-Про какую осень нам рассказал Владик? Про раннюю или позднюю осень? (раннюю)
-А как еще мы эту осень называем? (осень – художница)
Выставляется портрет Осени – художницы.
-Почему мы ее называем «осень – художница»? (ответы детей)
-Потому что она перекрашивает все листья на деревьях, делает их разноцветными.
-Давайте вспомним как она у нас гостила.
Вывешивается картина «Ранняя осень»
-Какое небо было ранней осенью? Деревья? Трава? Небо? Погода?
(полные ответы детей)
-Послушайте еще одно стихотворение. (читает логопед) :
«А ветер щеки толстые надул, надул, надул.
И на деревья пестрые подул, подул, подул.
Красный, желтый, золотой…Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно: листьев нет, лишь ветки видно!»
-Ребята, а это стихотворение про какую осень? (позднюю)
-Да, эта осень у нас сейчас гостит. Как мы ее еще называем?
-Осень – непогодушка. (вывешивается портрет)
-Что с собой принесла осень – непогодушка? Посмотрите в окно.
Ответы детей: Деревья стоят голые. Трава высохла.
Стало очень холодно. Солнца почти не видно. Небо серое и хмурое.
-А теперь вспомните, какая еще осень у нас гостила?
Портрет осени – кормилицы.
-Почему мы ее называем осень – кормилица?
-Потому что она богата урожаем и в это время мы убираем урожай.
Урожай чего мы убираем? (овощей и фруктов).
-Да осень очень щедрая. Мы сейчас послушаем Машеньку, которая нам расскажет, что же принесла нам осень – кормилица.
«Принесла нам овощей – и для супа и для щей.
Принесла и меду – полную колоду.
А уж яблоки – что мед! На варенье и компот!»
-Молодцы, дети, хорошо рассказали про осень.
3. Обобщающее понятие «овощи», «фрукты»
Дети слышат чей – то спор (магнитофонная запись)
«Я не хочу с тобой дружить! Ты не хороший! Не хочу, не хочу!»
-Ребята, вы ничего не слышите? По-моему кто-то спорит. Давайте проверим, кто же это.
(Все подходят к столу, где за ширмой сидят Хрюша и Степашка-ширма убирается.)
-А вот кто у нас спорит. Вы узнали их, дети?
-Да, это Хрюша и Степашка.
-Садитесь на стульчики. Сейчас мы выясним почему спорят Хрюша со Степашкой.
Дети садятся на стульчики.
-Какой здесь беспорядок! Я поняла из-за чего поссорились Хрюша и Степашка! Они рассыпали все фрукты и овощи и не могут их разобрать. Хрюша любит – фрукты, а Степашка – овощи.
-Давайте поможем друзьям. Овощи для Степашки мы положим в зеленую корзину, а фрукты для Хрюши – в желтую.
(дети раскладывают овощи и фрукты по корзинкам)
-Молодцы! И незачем было спорить, правда, ребята?
4. Д/ И: «Собираем урожай»
-Вы знаете Степашка и Хрюша совсем ничего не знают об овощах и фруктах. Они только любят их есть. А мы расскажем про их любимые лакомства. Мы знаем так много.
-Давайте с вами вспомним, как мы убирали урожай.
Логопед показывает овощ – дети отвечают полным предложением:
«Картошку выкапывали. Морковку выдергивали. Капусту срезали. И т. д.
3. Усвоение категории рода.
-Дети, про какой фрукт или овощ мы скажем:
Желтый – ананас, лимон, лук…
Желтая – репа, картошка, тыква…
Желтое – яблоко
-А про какой фрукт или овощ мы скажем: зеленый, зеленая? И т. д.
6. Д/ И: «Скромник и хвастуишка»
-Вы знаете, Хрюша такой хвастунишка! Он очень любит хвастаться.
Он мне на ушко сказал: -А у меня много грушев…
-Правильно сказал Хрюша? (нет)
-А как мы правильно скажем – много груш!
-Давайте научим Хрюшу правильно говорить. Вы у нас тоже умеете хвастаться, да еще как!
-Я буду скромником, а вы все – хвастунишки.
-Я буду говорить, что у меня один предмет, а вы похвастаетесь и скажете, что у вас этого предмета много.
-У меня одно яблоко.
-А у меня много яблок. (с интонацией)
7. Д/ И: «Подбери признак»
-Ребята, давайте похвалим овощи и фрукты.
Скажите: какая капуста? - сладкая, хрустящая, круглая, зеленая…
какое яблоко? – круглое, ароматное, полезное, витаминное…
какой апельсин? - оранжевый, полезный, сладкий, гладкий…
8. Составление описательных рассказов по теме.
- Ребята, вы тоже любите овощи и фрукты? –Да!
-А кто хочет рассказать про свой любимый овощ или фрукт?
(прослушиваются 2-3 рассказа с опорой на схему)
-Очень красиво рассказали нам ребята про овощи и фрукты. Я думаю Хрюша и Степашка много узнали сегодня.
-Мы сейчас их оставим в группе, а сами пойдем отдохнем. Я предлагаю сходить в лес, подышать свежим осенним воздухом.
-Я собой возьму корзинку с разным угощением, вдруг мы в лесу кого-нибудь всретим.
Дети встают и берутся за руки.
Логопед: ведет змейкой
«В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти,
Интересней приключенья нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь, крепко за руки беритесь.»
На ковре – имитация леса.
9. Физминутка.
-Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, ребята, еще листья лежат на земле.
-Давайте соберем оставшиеся листья.
-Саша и Катя собирают листья с дуба; Владик и Оля – с рябины и т. д.
Дети собирают листья.
-А сейчас представим, что мы осенние листочки.
«Мы осенние листочки, мы на веточках сидели.
Дунул ветер – мы цепочкой друг за другом полетели.
Полетели, полетели и на землю тих сели.»
-А скажите, как называется явление в природе, когда падают листья с деревьев?
(листопад)
10. Д/ И: «С какого дерева листок?»
-А сейчас, ребята, найдите свое дерево.
Дети подбегают к своему дереву (картинки)
Логопед спрашивает:
-Саша, у тебя листик с какого дерева? (с дуба)
-Значит он какой? (дубовый)
Аналогичная работа со всеми детьми.
-Давайте соберем листочки в группу на память об осени.
(дети отдают листочки логопеду и садятся на приготовленные стульчики)
11. Беседа о перелетных птицах.
-Послушаем лес. Совсем тихо в лесу. Почему не слышно пение птиц?
-Потому что некоторые птицы улетели в теплые края.
-Назовите птиц, которые улетели в теплые края.
(ответы детей)
-Как этих птиц называют? (перелетне)
-Когда вернутся к нам эти птицы? В какое время года?
-А с нами какие – нибудь птицы остаются зимовать? (да)
-Какие? Как этих птиц называют? (зтимующие)
12. Беседа о диких животных. Загадки.
-А кого мы еще может встретить в лесу? (животных)
-Если они живут в лесу, то какие это животные? (полные ответы детей)
-А каких животных мы можем встретить в лесу, вы узнаете из загадок.
-Будьте внимательны.
1. «В густом лесу под елкой, осыпанной листвой,
Лежит клубок с иголками, колючий и живой» (ежик)
Выставляется картинка.
-Расскажите, ребята, как готовится ежик к зиме.
(рассказы детей)
2. «Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы – уши больше головы» (заяц) - картинка
-Расскажите, как заяц готовится к зиме.
3. «Кто в лесу глухом живет, неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу.» (медведь) - картинка
(рассказы детей о подготовке к зиме медведя)
4. Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко. Ну, конечно, это (белка) – картинка.
-Расскажите, как белка готовится к зиме.
13. Отработка предлогов: «на», «под»
-Да, многие звери готовят запасы на зиму. Давайте им поможем.
Я с собой взяла корзинку с угощением.
Логопед берет корзинку, а она пустая.
-Ребята, пока мы гуляли по лесу, я растеряла все наши подарки животным.
Ну, ничего я сейчас постараюсь их найти.
(угощение заранее спрятаны)
-А вот я и нашла шишку - (на елке)
-Где я нашла шишку?
-Вы нашли шишку НА елке.
-Где я нашла гриб?
-Вы нашли гриб ПОД елкой.
-Где я нашла морковку?
-Вы нашли морковку ПОД веточкой.
-Где я нашла ягоды?
-Вы нашли ягоды НА пеньке.
-Вот все подарки мы нашли. (положить на пенек)
14. «Кому подарим подарки?»
-Кому мы подарим гриб? –показ гриба.
-Гриб подарим белке.
Аналогично со всеми подарками. Можно усложнить и добавить множ. число
-Грибы подарим белкам.
15. Итог занятия.
-Ребята, нам пора прощаться с лесом. Понравилось вам наше путешествие?
-О чем мы с вами сегодня говорили?
-О ком сегодня говорили?
-Молодцы!
Логопед «неожиданно» видит угощение для детей.
-Посмотрите, это подарки нам от лесных жителей. Мы так хорошо вели в лесу и они решили нас поблагодарить. Спасибо лесным жителям. И до свидания!
Дети идут строем и произносят стихотворение:
«До свиданье, старый лес.
Полный сказочных чудес.
Мы придем опять на опушку погулять!»