Елена Пучеглазова
Игры на формирование словаря у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на формирование словаря у детей
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов. Дети понимают значение многих слов, однако их употребление в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Предлагаю варианты игр, которые помогут количественно и качественно обогатить словарный запас в пределах лексических тем.
Цели:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2013
1. Активизировать словарь и закрепить в речи обобщающие понятия по лексическим темам.
2. Отрабатывать лексико-грамматические категории.
3. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование:
Альбомный лист (для прочности заламинировать, два шнурка, картинки по темам.
Описание игры:
Вариант1
Набор карточек раскладывается на столе рисунком вниз. Дети по очереди берут картинки и называют овощи или фрукты. Нанизывая картинку на шнурок, проговаривают, где он растёт, в саду или в огороде.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Игры на формирование словаря у детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/c7456e8fa11b1fcae68682b6c6c155cc.jpg.jpg)
Вариант2
Педагог описывает картинку, не показывая её детям. Они должны по описанию угадать и назвать предмет. Картинку с правильным ответом нанизывают на шнурок.
Вариант3
Все картинки раздаются детям. Дети описывают свои картинки, обращая внимание на цвет, форму и другие признаки (круглое, красное, гладкое, ароматное, сладкое, растет в саду на дереве). Игра заканчивается, когда угаданы все картинки.
Варианты игры могут меняться в зависимости от темы и решаемых задач.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса резком расхождении объёма активного и пассивного словаря неточном употреблении слов](https://www.maam.ru/upload/blogs/866295eb1f916f04b741de082a36fd37.jpg.jpg)
К этой теме можно добавлять загадки о животных.
Игры для расширения словаря можно использовать по многим лексическим темам: «Профессии и инструменты», «Зимующие и перелетные птицы», «Животные жарких и холодных стран» и другим.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Дети понимают значение многих слов однако их употребление в экспрессивной речи актуализация словаря вызывают большие затруднения](https://www.maam.ru/upload/blogs/8a771e97d9fdacff5d355ea09cff2669.jpg.jpg)
Подобные игры можно использовать для закрепления лексико-грамматических категорий.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Предлагаю варианты игр которые помогут количественно и качественно обогатить словарный запас в пределах лексических тем](https://www.maam.ru/upload/blogs/51185682bd5b88caa2c43c9d8e2e05fd.jpg.jpg)
Закрепить употребление имен существительных в родительном падеже (У Маши есть платье, а у меня нет. У Миши есть брюки, а у меня нет).
Упражнять детей в согласовании притяжательных местоимений с существительными (мой шарф, мои брюки, моя рубашка, мое платье).
Предложенные Вашему вниманию игры позволяют проводить коррекционную работу с детьми в интересной игровой форме.