Ольга Переяславцева
Консультация «Почему наши дети плохо говорят?»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время стремительно растёт число детей с нарушениями в речевом развитии. Специалисты утверждают, что более 60% современных дошкольников нуждаются в коррекции речи. Если ещё 20 лет назад считался нормой словарный запас годовалого ребёнка в 15-20 слов, то сегодня найти осмысленно говорящих 15- 20 слов годовалых детей практически невозможно, а чаще встречаем трёхлетних, мало и плохо говорящих детей.
Одной из причин, приводящих к нарушениям в развитии речи является негармоничное воспитание ребёнка в семье или неправильное общение между членами семьи и ребёнком.
Публикация «Консультация „Почему наши дети плохо говорят?“» размещена в разделах
Если ребёнок сталкивается с непониманием в семье, если отмечает разницу во взглядах на воспитание, растёт в дисгармоничной обстановке - это может привести к отказу от речи вообще, а позже к проглатыванию слов и слогов, коверканию слов, косноязычию, что очень мешает ребёнку нормально контактировать со сверстниками и взрослыми.
Еще одной серьёзной причиной является рост перинатальных поражений головного мозга. Формирование речи - процесс синтетический и необходимых составляющих в нё м много: нервная система, двигательная сфера, эмоционально-волевая. Если раньше большинство детей нуждалось лишь в постановке и автоматизации отдельных звуков, то в настоящее время отмечаются сложные диагнозы: грубые нарушения слоговой структуры слова, построения фразы, грамматического строя, неспособность расслышать звук, непонятная речь или её отсутствие, эмоциональные и поведенческие проблемы. И часто родители ждут год или два - мол ребёнок заговорит, упуская драгоценное время, и надеясь, что проблема «рассосётся»сама собой. Важной рекомендацией в таких случаях является поиск квалифицированного специалиста- психолога и логопеда для своевременного грамотного решения проблемы.
Вина современных родителей в том, что они почти не общаются с детьми, подсаживая их на электронные гаджеты, экономят своё время, забывая о том, что речь развивается только в общении, только в младенчестве, только в диалоге.
Развитие информационных технологий породило проблему речевых нарушений, т. к. вместо живого общения ребёнок слышит с экрана лишь пальбу, крики и писки, видит вечную занятость и усталость родителей из-за которых те перестают общаться с детьми.
Где же искать решение проблемы? Что делать?
Многие специалисты предлагают обратиться к истокам народной мудрости:- колыбельные песни, потешки, пестушки, скороговорки - вот то богатое наследство, оставленное народом своим потомкам.
Колыбельные песни - под их влиянием ребёнок познаёт окружающий мир, звуки речи, начинает понимать обращенную к нему речь матери.
Пестушки и потешки - короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают действия ребёнка в первые месяцы жизни.
Они способны вызывать у детей живой эмоциональный отклик, эстетические чувства, являются основой сознания и самоосознания.
Сказки - обладают величайшей воспитательной силой, приводят в движение воображение ребёнка, его душевные силы. Особенности сказок в том, что добрые действия героев помогают развивать ребёнку предметно- образное мышление.
По словам К. Д. Ушинского сказки - это проявление педагогического гения народа.
Скороговорки - предназначены для многократного повторения трудных звуков и использовались нашими предками в преодолении косноязычия у детей.
Решение проблемы преодоления нарушений речи можно представить следующим образом:
1. Обратиться к истокам народной мудрости
(Сказки, потешки, пестушки, колыбельные песни)
2. Ежедневное вечернее чтение.
3. Ограничить ребёнка ( хотя бы до 12 лет в использовании любых информационных технологий: телефонов, планшета, компьютера, телевизора)
4. Занятия с квалифицированным специалистом.
5. Придерживайтесь в общении с ребёнком принципа «Любить и разговаривать».
Желаем Вам успехов в преодолении речевых нарушений Ваших детей!
О. В. Переяславцева
учитель- логопед МБДОУ детский сад № 67 «Аистёнок».