Андриянова Ольга Юрьевна
Почему дети попадают в ДТП?
▼ Скачать + Заказать документы
Статья о правилах дорожного движения
Андриянова Ольга
Статья о правилах дорожного движения
«Почему дети попадают в ДТП?»
Статистика по ДТП с детьми звучит весьма неутешительно: ежедневно на дорогах нашей страны получают травмы ее маленькие жители. Иногда это происходит по вине водителей (всем нам известны истории про нетрезвых автовладельцев и лихачей, поставивших под угрозу детские жизни).
Публикация «Почему дети попадают в ДТП?» размещена в разделах
Однако есть случаи, когда ребенок сам становится причиной происшествия. И это, поверьте, не его вина, а ваша. Ведь именно на родительских плечах лежит ответственность за воспитание ребенка, его обучение основным правилам безопасности на дороге, когда он водитель (мопеда, велосипеда, самоката и т. д.) или пешеход по дороге в школу, на прогулке с друзьями или в походе до магазина за булкой хлеба.
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому дорожно – транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.
Недавно наблюдала такую ситуацию: мать с сыном дошкольного возраста переходили дорогу на красный сигнал светофора, тем самым подвергая себя опасности. Это, кажется, очень обеспокоило маленького пешехода, который довольно громко спросил у мамы: «Почему мы переходим дорогу на красный свет?» На это женщина ответила так: «Потому что мы с тобой смелые!». Не нужно обладать особыми навыками педагога и психолога, чтобы понять все минусы такой стратегии поведения. Для ребенка самым главным авторитетом всегда будут мама и папа, поэтому если вы говорите «мы смелые» или просто молча нарушаете правила дорожного движения вместе с маленьким пешеходом, то будьте готовы к тому, что однажды ваше ненаглядное чадо может попасть в ДТП или просто нарушать правила направо и налево, оправдывая это своими качествами смельчака.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных. Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Вот поэтому нужно углубленно работать над этой проблемой и решать следующие задачи.
- Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах;
- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
- Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе;
- Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
- организованные формы обучения на занятиях;
- совместную деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельную деятельность ребенка;
- воспитание навыков поведения;
- ознакомление с окружающим;
- развитие речи;
- художественную литературу;
- конструирование;
- изобразительное искусство;
- игру.
Именно игра является ведущим методом обучения детей безопасному поведению на дорогах. Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький) С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реальногодорожного движения. Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе. Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях.
Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Ведь мало просто, прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно показать как правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.