Светлана Гусева
Почему дети не любят читать?
▼ Скачать + Заказать документы
Почему дети не любят читать?
Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты – чтением, письмом. Уже двухлетним малышам нетерпеливые родители покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках. Большинство шестилетних детей знают буквы и умеют читать по слогам, но тем ни менее все чаще отмечают учителя и родители, что «современные» дети не тянутся к книге, не любят читать. Чтение из наслаждения превратилось в жуткое наказание.
Публикация «Почему дети не любят читать?» размещена в разделах
Почему некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с такой серьезной проблемой? Связано ли это только с низкой культурой семейного чтения или есть какие-то ещё причины?
В конце 19 века Россия переживала кризис детского чтения, подобный тому, какой наблюдается у нас сегодня. Школьники перестали читать, у них пропал интерес к книге.
Один из первых в России педагогов, который уделил внимание данной проблеме, был С. И. Абакумов (профессор, языковед). Он отразил это в своей книге «Творческое чтение»
Причина, писал Сергей Иванович, заключается в том, что дети не понимают смысла прочитанного, что и вызывает у них неприятие самого процесса чтения. Это происходит либо из-за низкого темпа чтения, либо из-за плохо развитого воображения. «Те образы, которые под влиянием прочитанного возникают в воображении читателя, создаются им из запаса его собственных впечатлений и переживаний, подсказываются ему его возрастом, складом ума, запасом знаний и представлений. Свобода «мыслить своей собственной мыслью» делает, процесс чтения радостным и вдохновенным. Именно творческое воображение, а не что иное, способно вовлечь ребенка в мир литературных образов и сделать из него читателя» – пишет он в своей книге.
С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом, его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Талантливый читатель, по мнению С. Маршака, это тот читатель, который читая рассказ, представляет всё происходящее в тексте, ощущает те же чувства что и герои, он рисует любимых литературных героев, разыгрывает спектакли с их участием, придумывает новые повороты сюжета, даже видит их во сне.
Н. И. Калитин в книге «Искусство быть читателем» пишет: «Испытание эмоционального подъема, озарения, вдохновения в момент чтения побуждает читателя вновь и вновь тянуться к книге».
Исследования читательской грамотности современных школьников, проводимые психологами, показали, что развитие способности восстанавливать в воображении те картины, которые изображены в тексте находятся у учащихся 4 классов на невысоком уровне: четвертая часть всех детей, не справляется с соответствующими заданиями. Интересно, почему?
Игра, являясь ведущей деятельностью у дошкольников, в наибольшей степени способствует формированию воображения, так считают все авторы, изучающие данную тему.
Однако сегодня практически всеми психологами и педагогами отмечается значительное снижение игровой активности детей.
Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, приблизившее ее к реальным объектам окружающего мира и отнявшее, таким образом, у игры право на создание мнимой ситуации.
Традиционная игрушка всегда допускала возможность ее различного использования ребенком, его воображение могло превратить обычную куклу-девочку и в младенца, и в ребенка постарше, и даже в невесту – все зависело от игрового сюжета.
Еще в 1948 г. отечественный психолог Л. С. Славина в своем исследовании, посвященном изучению возрастных особенностей мотивов игровой деятельности детей, доказала, что старший дошкольник играет не для того, чтобы действовать с предметами – варить суп, мыть посуду, одевать
куклу на прогулку и т. д., а ради разыгрывания самой воображаемой ситуации и роли.
Современные игрушки такие, например как:
- игрушечная швейная машинка, которая шьет,
- стиральная машинка, которая стирает, гудит и мигает многочисленными лампочками,
- одежда для Барби, которая столь сложна и изысканна, что для ее надевания на куклу требуется изрядная сноровка и т. д.
Всё это возвращают игру ребенка на уровень предметных действий с самими игрушками, не позволяя развернуть полноценную сюжетную игру, основным смыслом которой была бы воображаемая ситуация, а не действие со сложной игрушкой.
Например, игра в «Магазин», оснащенная лишь примитивными весами, открывает простор для фантазии детей по поводу того, что может быть использовано в качестве товаров, упаковок, денег и пр. Такая игра вызывает у ребят больше интереса, чем полностью укомплектованный весами, кассовым аппаратом, монетками, «продуктами», фартучком и прочими атрибутами торговли «Прилавок». В этой игре дети быстро «продав» и «купив» все то, что имелось в комплекте, прекращают игру.
Другой причиной, мешающему полноценному развитию воображения, является преобладание в арсенале детских развлечений разнообразной видеопродукции. Маленькие дети много времени проводят перед телевизором: мультфильмы, «полезные образовательные» телевизионные программы, а то и просто яркие рекламные ролики способны надолго занять внимание малыша, освобождая тем самым его родителей от необходимости читать сказки, рассказывать, играть в игрушки.
Итак, хорошо развитое воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и воображение – вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие.
Какое удовольствие от чтения можно получить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, на месте Ассоли, ждущей своего капитана Грея, на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом?
Рекомендаций для родителей и педагогов по развитию воображения:
1. Для развития воображения необходимо обогащать жизненный опыт ребят – ходить с ними в театры, музеи, ездить на экскурсии и т. д.
2. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.
3. Поощряйте рисунки и лепку по замыслу.
4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи
5. Хорошо развивает воображение конструирование, моделирование.
6. Родителям дошкольников необходимо больше играть с детьми.