Елена Метелькова
Прогулка-поход в лес с детьми старшего дошкольного возраста «По лесным тропинкам»
▼ Скачать + Заказать документы
«По лесным тропинкам»
Прогулка-поход в лес с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: организовать активный отдых старших дошкольников на открытом
воздухе через интеграцию разнообразных видов деятельности.
Задачи:
• Формировать у детей представления о туристическом походе
• Познакомить со свойствами почвы, её ролью в жизни человека и животных
• Совершенствовать двигательные навыки
Публикация «Прогулка-поход в лес с детьми старшего дошкольного возраста „По лесным тропинкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
• Развивать наблюдательность
• Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: маршрутная карта; рюкзачки на каждого ребёнка; флажки;
ёмкости для сбора почвы; бутылочка с водой; демонстрационные картинки с
правилами поведения в лесу.
Содержание прогулки-похода
1. Организационный момент.
Сбор группы, сплочение детского коллектива
Встанем вместе в хоровод,
Впереди нас ждёт поход
Затянули рюкзачки,
Мы в походе новички!
Воспитатель уточняет знания детей о том, как нужно вести себя в походе (держаться дружно, не отставать, внимательно слушать взрослого, обращать внимание на сигнальный флажок).
Физкультминутка
Хотим узнать мы очень много, (ходьба на месте)
Отправляемся в дорогу.
Побываем там и тут (повороты корпусом)
Поглядим по сторонам.
Вот надели м ы рюкзак
(круговые движения рук у плеча вперёд и назад)
И сказали дружно так:
«Вещи нужные возьмём (наклоны вперёд)
И в поход скорей пойдём.
Веселей вперёд шагай, (ходьба на месте)
От друзей не отставай!»
2. Движение по маршруту
«Лесная справочная»
Воспитатель предлагает детям вспомнить правила поведения в лесу.
Помните, ребята, растения и животные не могут говорить и защищать себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить вреда, но, сами того не желая, иногда причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать и никогда не забывать правила поведения в природе! А как вы думаете, что можно делать в лесу, а чего делать не следует? (Ответы детей)
«Не оставляй мусор в лесу»
Вы в поход пришли ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья
Мусор, тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой!
«Не шумите в лесу!»
У леса музыка своя…
Её послушайте, друзья!
Вот птичьи трели раздались,
Вот белка скачет вверх и вниз,
А вот кузнечик затрещал,
По ветке дятел застучал…
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
«Не обижай лесных насекомых!»
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки…
Природа мать им жизнь дала
У них у всех свои дела
Ты их увидишь на пути-
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой!
«Не разоряйте муравейники!»
Муравьи-лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только, ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
3. Пробы
А теперь, когда вы знаете, как не навредить лесу, мы можем идти дальше.
Для того, чтобы на полянке провести опыты, нам необходимо взять
образцы почвы в два разных ведёрка.
4. Переправа
Ребята, а вы знаете, что без трудностей не обходиться ни один поход.
Дети делятся на две команды.
«Дружно мостик перейдём!»
Дети встают боком друг к другу, руки сцепляют «крендельком» и идут
приставным шагом.
«С кочки на кочку»
Дети на двух ногах перепрыгивают с кочки на кочку.
5. Привал
Дети устраиваются кругом на полянке.
Вот мы и добрались до полянки. Посмотрите вокруг. Как же здесь красиво!
Давайте вместе осмотрим нашу полянку!
Наблюдение в природе: обратить внимание на красоту окружающего
мира, разнообразие звуков и запахов, обилие зелени.
Предлагаю вам поиграть.
П. и. «Добеги до дерева»
Воспитатель называет дерево, дети должны по сигналу флажком добежать до
этого дерева и остановиться возле него, по сигналу дети возвращаются к
воспитателю. Игра повторяется 3-4 раза.
П. и. «Птичка без гнездышка».
Ход игры: играющие располагаются по кругу парами в два ряда лицом к
центру. Игроки внутреннего круга – «гнезда» - ставят руки на пояс, а игроки
наружного круга – «птицы» - кладут руки на плечи.
В центре – водящий («птица без гнезда»). По сигналу все останавливаются.
По команде «Птицы, в гнезда!» «птицы» бегут «к гнездам» (вместе с
водящим). Кто остался «без гнезда», тот водящий.
Трудовая деятельность.
Предложить детям собрать сухие веточки и сложить их в кучку- имитация
разведения костра, воспитатель показывает детям, как нужно уложить
веточки, чтобы получилась горка. Обращает внимание, что туристы разводят
костёр в походе только по необходимости, чтобы приготовить горячую еду и
чай, испечь картошку, согреться в холодную погоду, и, обязательно тушат
костёр после его использования и убирают за собой место кострища.
Упражнение по развитию дыхания «Затуши костёр»
Дети садятся вокруг «костра», воспитатель обращает внимание на то, что
«костёр» нужно затушить. Для этого необходимо глубоко вдохнуть т сделать
глубокий выдох, ровной струйкой в центр «костра».
Перекус.
Воспитатель предлагает детям восстановить силы. Достать из рюкзака воду и
сухие пайки и перекусить, предварительно очистить руки влажной
салфеткой.
После перекуса предложить детям собрать весь мусор в пластиковые пакеты.
6. Опытно-исследовательская деятельность.
Напомнить детям, что по дороге мы набрали в ведёрки почву. В одно из
ведёрок сложить и перемешать с почвой пластиковые пакеты, фантики и
пробки от бутылочек. Затем предложить детям сначала полить воду в
ведёрко, где нет мусора. Обратить внимание, что вода проходит
беспрепятственно и не задерживается. Затем предложить полить воду во
второе ведёрко, обратить внимание, что вода проходит в почву очень
медленно, на поверхности остаётся и испаряется, не достигнув нижних слоёв
почвы. Таким образом, объяснить детям, что засоряя почву, мы
препятствуем росту и развитию растений, деревьев и т. п.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо.
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели.
Отдохнули – и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
7. Минутка отдыха
Воспитатель предлагает детям расслабиться, прислушаться к звукам
природу. Спросить, кто, что слышит.
На что похоже солнце?
На что похоже солнце?
На круглое оконце.
Фонарик в темноте.
На мяч оно похоже,
На блин горячий тоже
И на пирог в плите.
На жёлтенькую пуговку.
На лампочку. На луковку.
На медный пятачок.
На сырную лепёшку.
На апельсин немножко
И даже на зрачок.
Только если солнце мяч -
Почему же он горяч?
Если солнце - это сыр,
Почему не видно дыр?
Если солнце - это лук,
Все бы плакали вокруг.
Значит, светит мне в оконце
Не пятак, не блин, а солнце!
Пусть оно на всё похоже -
всё равно всего дороже!
8. Возвращение в детский сад.
Воспитатель собирает детей и обращает их внимание на сбор вещей с
привала, не оставлен ли где мусор.
По приходу к детскому саду воспитатель подводит итог прогулки-похода,
обращает внимание на то, что дети были, как настоящие туристы.
Дети по лесу гуляли (дети шагают на месте)
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели. (поднять голову вверх)
И их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали. (машут руками)
Дружно хлопали, ногами топали!
Хорошо мы погуляли (вдох-выдох)
И немножечко устали.
Воспитатель раздаёт детям памятки с правилами поведения в лесу.
В группе воспитатель предлагает нарисовать рисунок о походе.