Наталья Веселовская
Конспект занятия «Плоские и объемные геометрические фигуры» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Плоские и объемные геометрические фигуры»
для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
Цель: создание условий для формирования у детей понятий «плоские и объемные геометрические фигуры» с использованием игр с песком.
Задачи
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия „Плоские и объемные геометрические фигуры“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
- сформировать понятия «плоские и объемные геометрические фигуры»
- углублять представление детей о характерных особенностях объемных геометрических фигур (куб, цилиндр, конус);
- уточнить знание известных фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал);
- актуализировать представления детей о характерных особенностях плоских фигур;
- совершенствовать умение ориентироваться на плоскости.
Развивающие:
- развивать геометрическую зоркость : умение видеть объемные геометрические фигуры в окружающих предметах;
- развивать познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- развивать познавательную активность и познавательный интерес детей
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математическим занятиям;
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Материалы:
Демонстрационный материал: объемные геометрические фигуры (куб, цилиндр, шар, конус).
Раздаточный материал: набор плоских геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Наборы объемных геометрических фигур (конус, куб, цилиндр)- на каждого ребенка; наборы формочек для песка (куб, цилиндр, конус) – 1 набор на пару детей. Карточки «Коврик с узором» - по 1 на пару детей.
Оборудование: ноутбук, мольберт, столы, стулья; песочница для групповой работы с кварцевым песком, песочницы малые с кинетическим песком (по 1 на пару детей). Кисточки. Предметы шарообразной, кубической, цилиндрической, конусообразной формы. Бэйджи каждому ребенку с изображением геометрической фигуры для деления на пары.
Музыкальный материал: аудиозапись музыки на выход детей, ритуал «входа» в Песочную страну, подвижно-дидактическую игру.
Мотивация
Здравствуйте, ребята, я песочная Фея.
Я хочу пригласить вас в свою удивительную страну, в которой живут необычные жители.
Чтобы туда попасть, достаточно произнести волшебные слова (проговаривает сама)
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся,
дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Ах!»
(Просит повторить всем вместе)
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся,
дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Ах!»
И окажемся в гостях (выполняют движения по тексту, закрывают глаза, звучит таинственная музыка)
Ребята, вот и моя Песочная страна.
(Снимает ткань с песочницы, проводит ритуал приветствия с песком. Музыка)
Ритуал «входа» в Песочную страну.
Упражнение «Здравствуй, песок»
- В Песочной стране есть свой ритуал приветствия, здесь здороваются не только словами, но и прикосновениями.
- Сейчас наш песок замер в ожидании, какие руки прикоснутся к нему-добрые или дерзкие, медленные или торопливые. Положите ладошки на песок, погладьте его ладошкой, -Здравствуй, песок! переверните ладошку.
Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой рукой. Теперь возьмем в кулачки крепко-крепко, чтобы ни одна песчинка не упала, и медленно опустим.
Здорово!
Постановка цели
- Что я вижу! В мою волшебную страну проникла злая Колдунья. Она заколдовала всю страну. Все жители оказались засыпаны песком.
Как мы сможем им помочь? (дети предлагают раскопать)
Давайте попробуем. А, если мы с этой задачей справимся, вы обязательно узнаете, кто они, как их зовут.
В раскопках нам помогут кисточки.
(предлагает детям кисточки)
Давайте возьмем кисточки и раскопаем.
(В песке закопаны плоские геометрические фигуры. Дети откапывают фигуры, размещают на мольберте)
Совместная работа по нахождению способов деятельности
Открытие детьми новых знаний и способов деятельности. (просим детей сесть на стульчики возле мольберта)
- Ребята, кто догадался, как называются жители моей песочной страны? (геометрические фигуры) (плоские геометрические фигуры)
- Кто может назвать их?
(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал)
Но вот вы и узнали, кто жители моей Песочной страны.
- Предлагаю поиграть с ними в песочнице. Построить из них высокую, крепкую башню. Возьмите по одной геометрической фигуре.
(Дети берут и переходят в песочницу)
Все вместе будем строить одну башню.
(Дети пробуют построить, фигуры падают. Дети опытным путем приходят к выводу, что из…., проговаривают, что построить не получается.)
-Получается построить башню?
(Башня не строится, постоянно падает, потому что падают фигуры)
Ребята как вы думаете, почему это происходит?
(геометрические фигуры тонкие, не устойчивые…плоские)
Какой можно сделать вывод?
(Из таких геометрических фигур нельзя строить).
- Можно ли их спрятать в ладошках.
Частично-поисковая деятельность: Возьмите по одной геометрической фигуре, положите на ладошку. (педагог выполняет вместе с детьми)
Второй ладошкой попробуйте плотно прижать.
-Получилось геометрическую фигуру всю целиком плотно прижать к ладошке. Вся фигура плотно прижата к ладошке.
Геометрическая фигура вся целиком лежит на ладошке.
Такие фигуры, которые можно все (целиком) прижать к поверхности ладошки, стола называются плоскими.
(Просим детей сесть на стульчики)
- Ребята, а хотите я эти геометрические фигуры превращу в настоящий строительный материал?
(дети закрывают глаза, Фея говорит волшебные слова, играет музыка)
-Раз, 2, 3-чудо произойди!
-Во что превратились плоские геометрические фигуры?
(в другие геометрические фигуры, в объемные геометрические фигуры)
Это тоже геометрические фигуры, некоторые даже похожи на плоские. Но у них другие названия
- Чем эти фигуры отличаются от плоских? (они высокие, толстые…из них можно строить)
Какие из этих (объемных) геометрических фигур вам знакомы?
(Педагог предлагает назвать и показать знакомые геометрические фигуры. Если дети не знают какие-то фигуры называет сама)
- А построить высокую, устойчивую, крепкую башню из них можно? Попробуем!
(Дети берут объемные геометрические фигуры : шар, куб, цилиндр, конус, переходят в песочницу и строят)
Какой можно сделать вывод?
Из этих (объемных) геометрических фигур можно строить башни, замки, машины…
Я предлагаю вам узнать побольше об объемных геометрических фигурах. Готовы? Приглашаю вас в песочницы. А в песочнице мы будем играть парами.
Ребята, вы обратили внимание, сегодня у вас необычные бейджики? Они помогут вам найти себе пару. (Ребята, выбравшие одну и ту же фигуру, образуют пару, 3 пары).
Выбирайте любые песочницы.
-Посмотрите, у вас на столах стоят знакомые вам геометрические фигуры (показывает фигуру, просит детей назвать фигуру)
-Возьмите по одной объемной геометрической фигуре и положите на ладошку (показывает).
Второй ладошкой попробуйте прижать фигуру.
- Можно ли вашу фигуру полностью всю прижать второй ладошкой?
(нет).
-Между ладошками остается пространство, мы видим фигуру.
(убирает вторую ладошку, держит на одной)
Геометрическая фигура возвышается над поверхностью ладошки.
Итак, геометрические фигуры, которые возвышается над поверхностью ладошки, называются объемными геометрическими фигурами.
(Или Итак, объемные геометрические фигуры в отличии от плоских возвышаются над поверхностью ладошки).
Мои юные спасатели, возьмите куб, поставьте на песок. Что у нас получилось? (отпечаток какой формы) (работают в малых песочницах с кинетическим песком)
(квадрат). Оказывается в кубе прячется квадрат.
Квадрат-эта какая геометрическая фигура, а куб-?. (объемная)
Квадрат-основание куба.
Поставьте конус на песок.
Какая геометрическая фигура прячется в конусе?
(круг)
Круг-это какая геометрическая фигура, а конус. (объемная).
Круг-основание конуса.
-Ребята, попробуйте узнать какой формы основание у цилиндра.
(выполняют самостоятельно, выясняют, что основание цилиндра -круг)
Открою вам секрет, что у цилиндра 2 основания, переверните цилиндр другим концом, поставьте на песок.
(делают вывод, что основания-круги)
Самостоятельная работа по апробации способов деятельности Упражнение «Коврик с узором» (самостоятельная работа в парах)
Сейчас вы будем сами строить объёмные геометрические фигуры из песка.
Обратите внимание, у вас на столах есть формочки, похожие на цилиндр, конус, куб.
Ваша задача: построить из песка объёмные геометрические фигуры и разместить их в своих песочницах в соответствии с узором на карточке.
(за это время Фея переносит объемные геометрические фигуры в обручи, расположенные на полу)
(Просит детей рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу ….)
В моей Песочной стране объемные геометрические фигуры прячутся в предметах.
(переходят к обручам, в каждом обруче по одной объемной фигуре)
У каждой объемной фигуры свой дом.
Ваша задача, как можно быстрее найти предмет, похожие по форме на данную фигуру.
(дети размещают предметы в обручи в соответствии с формой)
Проверим, все ли предметы в своих домиках?
Назовите предметы, похожие по форме на шар, конус, цилиндр, куб.
(Дети называют предметы в каждом обруче)
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
- Вот и незаметно прошло. Нам пора прощаться с Песочной страной и ее жителями и возвращаться в детский сад.
(Приглашает детей подойти к большой песочнице, встать вокруг)
Я попрошу вас протянуть руки над песочницей и сделать движение, как будто вы скатываете шарик. Приложите его к сердцу, и забери все хорошее, что было сегодня с вами, все что узнали и чему научились.
Чтобы снова попасть в детский сад надо произнести волшебные слова: (музыка)
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Ах!»
Вот и дома мы сейчас.
Заключительная часть (подведение итогов, обсуждение результатов) Закончилось наше путешествие.
- Ребята, как вы думаете, вы справились со своей задачей, помогли жителям моей песочной страны?
- Кто они-жители моей Песочной страны?
Рефлексия
Ребята, кому сегодня было интересно и у него все получилось -похлопайте громко над головой.
А у кого были какие-то трудности, что-то было не понятно - похлопайте перед собой.
Мене очень приятно, что вам сегодня было интересно и у вас всё получилось.
До свидания!
САЛФЕТКИ!