Родионова Наталья Васильевна
Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений. Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием информационно — коммуникационных технологий и проникновением их в различные области знаний. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике.
Публикация «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: формирование интереса к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
2. Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;
3. Разработать перспективный план работы с детьми;
4. Оформить в группе уголок «Веселая математика»;
5. Создать картотеку математических игр.
Дидактическая игра – это игра только для ребёнка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Дидактические игры, является одним из эффективных средств, развитие познавательного интереса к предмету.
Дидактические игры бывают - обучающие
дидактические, сюжетно- дидактические и др. Досуговые:
игры забавы, игры развлечения, интеллектуальные., по содержанию математические, сенсорные, речевые, музыкальные и др.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.
Таким образом, прививание ребенку знания через дидактические игры из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог. Дидактические игры несут в себе огромный вклад в формировании математических представлений дошкольников, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
№ Этапы работы Мероприятия Сроки проведения
1. Теоретический Изучение научно-методической литературы;
обзор информации по исследуемой теме в Интернете сентябрь 2023 г. – май 2024 г.
2. Практический Разработка конспектов занятий с детьми
сентябрь
2023 - 2024 гг.
3. Оформление в группе уголка «Веселая математика».
Сентябрь - ноябрь 2023 г.
4. Создание картотеки математических игр
ноябрь 2023 г.
5. Оформление папок передвижек по математике Сентябрь - май 2023 -2024 г.
6. Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников» Сентябрь – май 2023 - 2024 г.
СЕНТЯБРЬ
- Проведение первичной диагностики.
- Анализ и оформление результатов диагностики.
- Составление перспективного плана работы.
ОКТЯБРЬ
- Изучение литературы по теме самообразования.
Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Геоконт»).
Работа с детьми Добавление материала в центр «ФЭМП» Дидактические игры «Собери кубик», «Веселые соседи».
-Работа с родителями: консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».
НОЯБРЬ
Работа с детьми Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием. - Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те, кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат).
Работа с родителями Папка-ширма «Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП» Изготовление развивающих игр для индивидуальной работы с детьми.
Самореализация игровые математические знания с театрализацией
Математика в сказках»
- «Стоит в поле теремок»
- «Колобок ищет друзей»
«Ориентировка в пространстве».
«Ориентировка во времени».
ДЕКАБРЬ
Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру «Найди пару», «Разложи по коробочкам»
Знакомство с наглядным изображением чисел 1 – 5 и 0, закреплять умение соотносить цифру с количеством.
Работа с родителями Привлечение родителей к работе по ФЭМП у детей. Изготовление папки-передвижки «Счет».
Самореализация изучение различных развивающих игр, связанных со счетом и количеством. «Цепочки».
ЯНВАРЬ
- Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Найди отличия», «Найди пару»)
Работа с родителями: папка-передвижка: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
ФЕВРАЛЬ
- Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.
- «Геометрическое лото», «Разложи фигуры по домикам», «Найди пару по форме»
-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений, с помощью занимательного материала «Что лишнее?», «Объемные блоки Детеныша»
МАРТ
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры).
Выделение части группы. Нахождение лишних предметов «Что лишнее?», «Что изменилось?»
«Неделька стройся»
АПРЕЛЬ
- Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
- Игры на воссоздание силуэтов «Геоконт».
Консультация для родителей «Как привить интерес к математике?»
МАЙ
- Оформление документации
- Проведение итоговой диагностики
- Анализ, оформление результатов диагностики.
- Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год.
Список литературы.
1. А. М. Леушина. Занятия по счёту в детском саду. 1965г.
2. З. А. Михайлова, Игровые занимательные задачи для дошкольников. 1990г.
3. В. П. Новикова, Математика в детском саду. 2000г.
4. А. А. Смоленцева, Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. 1987
5. А. В. Белошистая, Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет. 2004г.
6. В. Волина, Весёлая математика. 1998г.
7. В. Житомирский,Л. Шеврин, Математическая азбука. 1984г.