Карцева Алена Геннадьевна
Песочная арт-терапия в ДОУ. Психотерапевтические игры детей с песком
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная арт-терапия в ДОУ. Психотерапевтические игры детей с песком
Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования способствует тому, чтобы ребенок проявлял положительное отношение к миру, обладал чувством собственного достоинства, развитым воображением, активно взаимодействовал со сверстниками и взрослыми.
Для успешной социализации воспитанников в нашем детском саду активно используются различные арт-терапевтические методы. Одним из которых являетсяпесочная терапия.
Публикация «Песочная арт-терапия в ДОУ, Психотерапевтические игры детей с песком» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Песочница создаёт мощный ресурс для коррекционно-образовательной и развивающей работы с ребёнком: более гармонично и интенсивно происходит развитие познавательных процессов, улучшается его общее психоэмоциональное состояние.
Достоинства и преимущества песочной терапии для детей:
при построении своего мира для ребенка здесь нет никаких правил и ограничений.
Здесь можно воевать и драться, можно убивать и оживлять героев.
Можно лить воду, сколько захочешь, можно сделать дождь.
Можно изменить свой мир и стать в нем главным
используя различные фигурки для постраения, ребенок строит новые взаимоотношения с самим собой и другими
ребенок на песке самовыражается, происходит «отреагирование» своего внутреннего напряжения
Детская песочная терапия подходит:
1) Если ребенко испытывает эмоциональные трудности, робость, плаксивость, агрессивность
2) Возбудимым и гиперактивным
3) Дети которые не умеют правильно проявлять свои чувства
4) Кто испытывает трудности в о взоимоотношениях,
5) Кто испытывает различные страхи
6) У кого существуют неврологические проблемы-тики, энурез, грызение ногтей, заикание и т. д.
7) При коррекционной, развивающей работе в психолого -педагогическом подходе
Психотерапевтические игры детей с песком и водой подразделяются на три основные группы:
К первой относятся такие виды работ, при которых на поверхности песка создаются различные возвышения в форме горок, рисуются линии и делаются отпечатки.
Вторая группа игр с песком включает всевозможные виды работ, предусматривающие проникновение в толщу песка-рытье ямок и тонелей, закапывание предметов и их извлечение из песка.
Третья группа игр связана с использованием воды, которую ребенок льет на поднос.
Психотерапивтические игры:
Игра «Угадаем следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. Вместе проделываем на мокром песке : «Идут медвежата»- кулачками надавливаем на песок, «прыгают зайцы»-кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, «ползут змейки»- волнистые линии пальцами рук и т. д.
Игра «Волшебные дорожки»
Цель — развитие зрительно-моторной координации, обобщения. Лучше проводить на мокром песке. Например по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а по узкой тропинке бегут лесные животные. Ребенко выбирает фигуру и ставит их на указанную дорожку.
Игра «Детеныши животных»
Цель- развитие обобщения, кругозор. Попросить ребенка поставить на поднос различных животных с детенышами. Корова с теленком, коза с козленком, кенгуру с кенгуренком. Чем больше выбор, тем лучше.
Упражнение «Времена года»
Цель- усвоение признаков времен года. Попросить ребенка построить картину любого времени года, учитывая признаки погоды, изменения природы, одежду и атрибуты этого времени.
Упражнение «Узоры на песке»
Цель- развитие межполушарных ссвязей, мелкой мооторики руки. Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя кисточками одновременно на песке разные узоры- дождик, солнце, тучи и т. д.
Упражнение «Изобрази настроение»
Цель — развитие эмоциональной сферы. На мокром песке нарисовать лицо человека в радости, грусти, страхе, злости и обиде. Обратить внимание на выражение глаз рта, бровей разных эмоций. Нарисовать свое настроение в данный момент.
Упражнение на развитие пространственых представлений
Цель — закрепить понятия право-лево, геометрических фигур, цветов. Ребенкудается следующая инструкция: «Положи в правый верхний угол ящика с песком красный большой треугольник. В левый нижний угол-синий маленький квадрат». Упражнение проводится как взрослым, так и ребенком. Взрослый специально делает ошибки, а ребенок проверяет.
Модификации песочной терапии могут использоваться в работе психологов, дефектологов и логопедов.
Педагог-психолог Савина А. Г. МБДОУ "Котовский детский сад "Облачко"