Екатерина Окулова
Песочная терапия
▼ Скачать + Заказать документы
как технология профилактики и коррекции проблем
психоэмоционального развития детей.
Практика показывает, что эта современная технология помогает гармонизировать внутренний мир ребенка, делает его более устойчивым эмоционально и таким образом способствует достижению им уровню школьной зрелости.
Игры с песком – одна из наиболее популярных в настоящее время технологий профилактики и коррекции психических проблем ребенка, а также наиболее естественная для дошкольников деятельность, направленная на развитие личности в целом.
Публикация «Песочная терапия» размещена в разделах
Игра на песке может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов психокоррекционной и образовательной работы с дошкольниками.
Цель игр на песке: развитие и воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка; гармонизация его личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Задачи «Песочной терапии» :
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, осуществить безопасный выпуск «пара» и разрядить психическое напряжение.
2. Облегчить процесс реабилитации ребенка с проблемами в развитии. (Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции, поскольку невербальное общение легче ускользает от «цензуры» сознания).
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.
4. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. (Иногда невербальные средства являются единственно возможным для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений детей дошкольного возраста).
5. Наладить отношения между психологом и ребенком. (Совместная деятельность может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия).
6. Развивать у ребенка чувство внутреннего контроля.
7. Сконцентрировать внимание ребенка на своих ощущениях и чувствах. (Занятия с песком создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию).
8. Развивать когнитивные способности и повысить самооценку ребенка. (Побочным результатом игр на песке является чувство удовлетворения, которое возникает вследствие выявления скрытых талантов и их развития).
9. Помочь ребенку стать более ответственным в своих действиях и поступках. (Выработать способность к самопринятию – в большей степени полагаться на самого себя, развить осознанность к процессу преодоления трудностей, радоваться итогам своих действий.)
Результатом игр на песке является и чувство удовлетворения у детей, и раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка-дошкольника.
Для того чтобы песочная игра была продуктивной и максимально выполняла свои задачи, следует придерживаться определенных принципов ее организации.
Принципы организации игр на песке:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок, проявляя творческую активность, чувствует себя комфортно и защищенно. С этой целью:
• Задания подбираются в соответствии с возможностями ребенка;
• Формулировка инструкции к играм дается образно, в «сказочной» форме;
• Исключается негативная оценка действий ребенка, его идей, а также полученных результатов;
• Важно поощрение фантазии и творчества.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное, и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
По классификации Т. М. Грабенко игры на песке делятся на три основных вида: проективные, обучающие, познавательные.
Проективная песочная игра – это индивидуальная или групповая творческая игровая деятельность на песке, возникающая незапланированно, по желанию ребенка, позволяющая ему ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, воплотить на песочном листе сюжеты и сказочные роли посредством манипуляций с фигурками-образами.
Когда ребенок строит картину из песка, он переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. И наступает момент, когда можно заметить в поведении ребенка определенные изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.
В процессе индивидуальной игры ребенок проигрывает волнующие его ситуации с помощью маленьких фигурок, создает картину из песка и таким образом освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя те ответы, которые ему было сложно получить от взрослого. А педагог получает уникальную возможность реально увидеть внутренний мир ребенка, в данный момент «ландшафт его души».
Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате разлуки с близкими.
Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.
Таким образом, дети 4-7 лет, имеющие возможность проективной игры на песке, быстрее других детей усваивают «язык» чувств. Они легче овладевают умением с помощью жестов, позы, движения выражать свои переживания. Например, дошкольникам предлагались задания: «Изобрази пальчиками маму», «Твои руки – ласковый ветер», «Мы – злой ураган в песочной стране». Дети, участвующие в творческих песочных играх, способны точнее объяснить свое состояние. Это свидетельствует об ином уровне осознания ими своего внутреннего мира. Они начинают понимать, как желательно вести себя в той или иной ситуации, как общаться с другими, появляются признаки воли.
Второй вид проективных игр на песке – групповой. Цель проективной групповой игры на песке – совершенствование коммуникативных навыков: умение сотрудничать, быть лидером и исполнителем роли, умение находить компромисс, т. е. взаимодействовать со сверстниками; развитие навыков интеллектуальной деятельности: умение переключаться с роли на роль, ориентироваться в пространстве, сравнивать, рассуждать и делать выводы о свойствах фигурок – образов и песочных построек.
Для психолога важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг с другом. Кто-то покажет себя лидером, а кто-то ведомым. В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Так формируется эмпатия – способность к пониманию ближнего и сопереживанию ему.
Обучающая песочная игра – это такие игры на песке, которые создаются и организуются взрослыми в целях развития, воспитания и обучения. Безусловно, эти игры не заменят ребенку других видов занятий, но создадут базу для более органичного усвоения любого разнообразного учебного материала, так как они активизируют и развивают слуховые, зрительные и тактильно-кинестетические ощущения дошкольников.
Обучающие игры на песке включают в себя:
• Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики;
• Игры на развитие речи;
• Игры на развитие элементарных математических представлений.
В процессе обучающих песочных игр происходит интенсивное мыслительное развитие ребенка. Поскольку мыслительная деятельность невозможна без речи, особое место в классификации песочных обучающих игр отведено играм на развитие речи. Опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое восприятие, можно решить немало образовательных и психологических задач на развитие фонематического слуха, на формирование умения различать звук и букву, на развитие навыков чтения и письма и т. д.
Познавательная песочная игра – специально организованные взрослым игры-путешествия на песке с целью знакомства детей с историей и географией прошлого, настоящего и будущего нашей планеты.
Познание в дошкольном возрасте носит преимущественно эмоционально-образный характер и основывается на большой любознательности, пытливости ребенка. Ребенку 5-7 лет хочется побывать везде, поучаствовать во всем. Без риска для здоровья, сохраняя душевное равновесие, дети моделируют путешествия в песочнице, действуют и фантазируют. При этом дети не только воображают, представляют, фантазируют, но и реально создают и проживают конкретные ситуации.
Можно путешествовать и по нашей истории: создавать селения славян из соломок и палочек, рисовать и вырезать фигурки жителей первых русских городов, строить крепости, защищать свой город от врагов.
Для более четкого планирования работы удобно пользоваться классификацией познавательных игр на песке.
• Игры на знакомство с окружающим миром – через них дети познают то, что рядом с нами: животных, насекомых, леса, поля, реки, озера и т. д.
• Географические игры. В этих играх дети узнают, как живут люди в разных уголках планеты. В песочнице моделируются различные климатические зоны и жизнь в них.
• Фантастические игры. В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр. Это уникальная возможность для педагога использовать современную детскую субкультуру (трансформеров, роботов и пр.) в «мирных» познавательных целях.
• Исторические игры. Ребенок самостоятельно строит диараму исторического сражения и проигрывает его.
• Игры-экскурсии по городу. Ребенок строит знакомые улицы и площади родного города, путешествует по ним и узнает интересные факты.