Елизавета Сидорова
Песочная арт-терапия: мандала — магический круг
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
Песок – это уникальный материал, который обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. А занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.
Игра с песком это не только развлечение для ребёнка, это развитие его психических процессов, тактильных ощущений, мелкой моторики рук. Рисование на песке снимает детскую агрессивность, раздражительность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию.
Публикация «Песочная арт-терапия: мандала — магический круг» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Мандала, мандалатерапия
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Воздействовать на эмоциональное состояние детей можно разными способами и средствами, используя разные здоровьесберегающие технологии. Одной из таких технологий в моей практике является – песочная арт-терапия.
СЛАЙД 2
Но сегодня мы будем не просто рисовать на песке, мы будем создавать на песке магический круг, который называется «мандала». «Мандала» - это пришедшая к нам из Индии форма изображения.
Считается, что создавая мандалу, человек внутренне успокаивается, сосредотачивается и «заряжается» положительной энергией.
Поклонники этого жанра утверждают, что рисование мандал помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, улучшает координацию глаз и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность.
СЛАЙД 3
С детьми создание мандал следует начинать по принципу от простого к сложному.
Настоящую мандалу мы начинаем рисовать в 5-6 лет, а до этого рисуем максимально простые элементы. С малышами 2-3 лет можно рисовать прямые линии, зигзаги, волны и их всячески украшать.
СЛАЙД 4
После 3-х лет можно учиться рисовать геометрические фигуры. Когда ребёнок научится хорошо рисовать простые объекты, тогда можно приступать к более сложным картинам.
СЛАЙД 5
Изображения мандал состоят в основном из геометрических фигур и символов: кругов, квадратов, крестов, колёс (дисков, звёзд, треугольников и прямоугольников. Важно, чтобы у каждой мандалы была центральная точка. В качестве центральной точки можно взять, например, гладкую круглую гальку, оригинальный камешек, морскую ракушку, сушёную морскую звезду или что-нибудь ещё.
СЛАЙД 6
Найти центр круга будет гораздо проще, если использовать маленький кружок. Ещё центр круга можно легко найти, если вписать в него крест.
Очень важно, чтобы нарисованные фигуры были чёткими, симметричными со всех сторон. Если композиция получилась не симметричная или у неё отсутствует центр, то мандала превращается в обыкновенный узор или сочетание геометрических фигур.
Круг можно разделить на части (4,8, либо вписать круг в квадрат или наоборот квадрат в круг (один в один или под углом). Чем младше ребёнок – тем проще фигура и её создание.
Для детей постарше в круг можно вписывать прямоугольники, овалы или треугольники, накладывая их один на другой, например, чтобы получилась звезда. А также можно рисовать спираль.
СЛАЙД 7
Практическая часть.
А теперь давайте очистим поле и попробуем создать свой магический круг. Нарисуем круг во всю площадь песочного планшета. Обозначаем центр круга. Можно нарисовать точку, а можно положить в центр любой камешек, ракушку, цветочек или бусину.
Внешние границы круга не должны являться для вас непреодолимым препятствием. Если вы хотите выйти за их пределы, вы можете это сделать — это ваш круг. Творите!
СЛАЙД 8
Если мандала составлена по правилам, то линии пересекаются и образуются точки, в которые можно раскладывать камешки и прочие материалы.
Для украшения можно использовать:
природный материал (гальку, сухоцветы, шишки, каштаны, жёлуди, ракушки);
декоративные материалы, цветные, стеклянные камешки;
счётные палочки, геометрические фигуры;
пуговицы, крышки, плоские и небольшие объёмные фигуры, палочки для мороженного, бусины;
горох, фасоль, семечки (подсолнуха, тыквы, арбуза).
СЛАЙД 9
Песочная арт-терапия положительно воздействует на детей. Очень нервные дети успокаиваются, рисуя на песке. Напротив, дети, которые пассивны и апатичны, во время творческой работы получают заряд энергии, который стимулирует их и делает весёлыми. Рисование на песке оказывает терапевтический эффект для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления. При частой работе с песком привычные страхи, прочно сидящие внутри из-за негативных переживаний, также постепенно исчезают.
Терапевтический эффект от работы с песком может быть использован и взрослыми, как средство самопомощи при стрессе, эмоциональном расстройстве, тревожности. Поэтому я рекомендую использовать арт-терапевтический метод, как средство для сохранения и укрепления психического здоровья и социального благополучия педагогов.
Использование песочной арт-терапии - это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению, как детей, так и взрослых.
СЛАЙД 9
Спасибо за внимание! Творческих вам успехов!