Юлия Залетова
Консультация для родителей будущих первоклассников «Первый раз в первый класс»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей будущих первоклассников
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.
Давайте для начала разберемся, что же такое - психологическая готовность ребёнка к школе, поскольку поступление в школу – ответственный момент не только для самого ребёнка, но и для его родителей. Психологическая готовность ребенка к школе – это функциональное развитие ребёнка, которое включает в себя:
Публикация «Консультация для родителей будущих первоклассников „Первый раз в первый класс“» размещена в разделах
• интеллектуальную готовность;
• мотивационную готовность;
• эмоционально-волевую готовность;
• социальную готовность.
В первую очередь, у дошкольников должно быть желание идти в школу - мотивация к обучению. Важно чтобы ребенок хотел учиться и мог овладеть знаниями. Если у ребёнка не будет сформирована мотивационная готовность к обучению, то впоследствии могут возникнуть трудности при обучении в школе. Например, стойкое нежелание идти в школу, невысокий познавательный интерес, сниженная учебная активность, низкая работоспособность.
Критерии готовности к школе:
1. Интеллектуальная готовность – ребенок должен уметь концентрировать внимание, находить логические связи между предметами и явлениями. Необходимо развитие речи, памяти и мелкой моторики, то есть ребенок должен хорошо владеть ручкой и карандашом. Также ребенок должен иметь определенный кругозор: знать свой адрес, название родного города, имена и отчества родных и близких, их профессию, место работы; должен уметь перечислить месяцы и дни недели, знать последовательные и основные признаки времен года, различать основные виды деревьев, цветов и животных. Также ребенок должен не только уметь использовать те знания, которые у него имеются, но и задавать вопросы при необходимости. Нужно уметь определять сходства и различия предметов или явлений, выделять главное. Важное умение у ребенка правильно говорить, составлять предложения, четко формулировать мысли.
2. Мотивационная готовность – чтобы ребенок хотел пойти в школу, родители должны сформировать у него положительный эмоциональный настрой. Информация должна носить позитивный характер, можно читать им книжки о школе или рассказывать истории из своего детства. Можете поведать им о двойках, и о том, что у вас бывали трудности, но вы с ними справлялись, потому что вам хотелось быть успешным учеником. Необходимо, чтобы у ребенка было желание учиться: писать, читать, считать, решать задачи.
3. Эмоционально-волевая готовность – заключается в том, что ребенок может контролировать свои эмоции, сдерживать их во время урока. Отвечать в школе на уроках надо правильно и предварительно подняв руку, а не выкрикивать со своего места. Некоторым детям трудно привыкнуть к новым условиям, ведь требования в детском саду были совсем иные. Родители должны объяснять своим детям, какие правила поведения допустимы в различных ситуациях, поскольку необходимо научиться контролировать свое поведение и эмоции в зависимости от обстановки.
4. Социальная готовность – ребенок должен обладать социальными навыками, понимать «нельзя» и «должен». Ребенок должен быть самостоятельным: уметь одеваться, завязывать шнурки на обуви, не терять и не забывать одежду в гардеробе, аккуратно складывать школьные принадлежности в портфель и др. Социальная зрелость определяется сформированностью потребности ребенка в общении с другими детьми и в принятии их интересов. В эмоциональном плане зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное для ребенка задание.
Главное у ребенка - сформированность психологической базы, которая обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, и дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя» (во внутреннем плане).
Таким образом, психологическая готовность ребенка к школе – это вся его дошкольная жизнь. При необходимости за несколько месяцев до школы можно что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый для него мир - «Школа».
Советы психолога
Ребёнок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ему развивать и реализовывать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Ваш ребёнок переступит порог школы с уверенностью, учение станет для него не тяжёлой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу успеваемости. Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами.
1. Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ему весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите более лёгкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и медленного продвижения вперёд.
4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте задания, превышающие интеллектуальные возможности ребёнка.
5. В занятиях нужна мера. Не заставляйте делать упражнение, если ребёнок вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребёнку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
7. Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите его дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: всё это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное - постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.