Светлана Прохорова
«Первые шаги в увлекательный мир математики». Образовательный проект для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №82 комбинированного вида»
Руководитель проекта :
Воспитатель
Прохорова С. Л.
Саранск 2016
Актуальность:
Проблема усвоения знаний по математике актуальна из–за недостаточности занятий, дети быстро забывают пройденный материал. Необходимость создания данного проекта направлено на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в данной ситуации, в повседневной жизни. Для этого создаются специальные условия, подключаются родители. Важно привить детям любовь к математике. Показать ее значимость вокруг нас. Ее важное участие во всех видах деятельности. Проводя занятия по другим видам деятельности доказать детям, что и здесь необходимы знания по математике. В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Публикация «„Первые шаги в увлекательный мир математики“, Образовательный проект для второй младшей группы» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Цель проекта :развитие математических способностей детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
- создать условия для реализации данного проекта;
- обеспечить группу необходимым оборудованием;
- ребенок должен хорошо ориентироваться, знать цифры от 0 до 9;
- называть предыдущее последующее число;
- развивать у детей конструктивные способности;
- соотносить числа и количество предметов;
- уметь сравнивать больше или меньше;
- название геометрических фигур, различать и находить их в окружающей обстановке;
- измерять и сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, умение классифицировать;
- развивать коммуникативные навыки;
- закреплять знания в повседневной жизни.
Объект исследования – математическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования – роль Д/Ив математическом воспитании дошколь-ников.
Новизнапроекта заключается в использовании вне занятий информационных компьютерных технологий, интеграции различных образовательных областей, личностная включенность детей и родителей игровой деятельности, где, используя новые увлекательные технологииможно заниматься любимым делом и одновременно учиться использовать свои умения и навыки на практике.
Ресурсы:
1. Компьютер, музыкальный центр.
2. Развивающие игры.
3. Наглядно-дидактические пособия.
4. Геометрические фигуры различных форм и цветов.
5. Трафареты для свободного рисования.
6. Специальная методическая литература.
7. Геометрический конструктор различных цветов.
8. Мелкий счетный раздаточный материал.
Срок реализации данного проекта – 1 год
МЕТОДЫ ПРОЕКТА :
• Наблюдение
• Совместные игры
• Познавательные игровые занятия
• Беседы
Участники проекта : воспитатель, дети 3-4 лет, родители.
Ожидаемый результат:
- совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта;
- становление готовности детей самостоятельно применять знания в обще-ственной жизни;
- применять знания в играх;
- участие родителей группы в организации работы по проекту, желание поделиться с педагогами и детьми своими знаниями;
- размещение проекта в интернете;
- накопление методической литературы и дидактического материала;
- создание математического уголка;
- у детей появился интерес к занимательной математике;
- установлены взаимоотношения между детьми и родителями.
Этапы реализации проекта :
Сроки Задачи Мероприятия Ожидаемый ре-зультат
1 этап - аналитический
Сен-тябрь
Анализ ситуации
Определение основных целей проекта :
использовать нетрадици-онные виды продуктивной деятельности для развития математических способностей у дошкольников путем интеграции образова-тельных областей.
Развить интерес у детей к математике путем исполь-зования нетрадиционных форм работы. Диагностика детей на выявление творческих и математических спо-собностей Сформировать интерес у родите-лей по созданию условий для реа-лизации проекта. Составление пла-на проекта
Появится интерес к играм матема-тического содер-жания
Возникнет жела-ние передавать форму и цвет фи-гур
Появится интерес к разным видам творчества
2 этап - организационный
Октябрь Создать условия для ознакомления с геометрическими фигурами
Разработка планов с деть-ми и родителями по развитию математических способностей дошкольников
Привлечение родителей к предстоящей творческой работе
Закреплять с детьми названия геометрических фигур, учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание
Расширять знания о гео-метрических фигурах
Закрепить знание геомет-рических форм в самосто-ятельно-художественном творчестве с использова-нием нетрадиционной технологии Разработка конспектов занятий
Подбор дидактических игр, пальчиковых игр, физкультминуток
Д/ И: «Три веселых друга – круг, квадрат и треугольник»
Рассказывание сказки «Колобок» с использованием театрализованных элементов
Выкладывание геометрических фигур из бус
Подвижные игры: «Найди свой домик», «Мы идем по кругу», «Мой веселый звонкий мяч», «Пузырь», «Ка-русели»
Консульта-ция:«Развитие матема-тических способностей детей через игровую деятельность»
Участники проек-та заинтересуются нетрадиционными видами продук-тивной деятель-ности
Знакомство детей с геометрически-ми формами - круг, квадрат, треугольник
Формируются математические представления детей через использование русских народных сказок
Дети заинтересу-ются изучением геометрических форм в самостоя-тельно-художественном творчестве с ис-пользованием не-традиционной технологии
Дети закрепляют название и формы геометрических фигур с использованием художественно-литературного сопровождения
Родители чаще используют Д/И в досуговой дея-тельности детей
3 этап - практическая деятельность
Ок-тябрь-май Систематизировать знания детей о геометрических фигурах. Создать условия для реализации математи-ческих и творческих спо-собностей детей в процес-се реализации проекта. Познакомить детей с гео-метрическими фигурами: кругом, квадратом, тре-угольником. Закреплять умение обследовать фор-му, различать и называть круг, квадрат, треуголь-ник. Совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры по цвету и форме. Развивать умение находить геометрические фигуры в окружающей обстановке
Создание условий для развития математических и творческих
способностей детей в про-цессе реализации проекта. Систематизировать знания детей о геометрических-формах (шар, куб, позна-комить детей с понятиями «четырехугольник», «овал», развивать комму-никативные навыки
Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей. Выявить эффективные способы формирования элементарных математических пред-ставлений у детей 2 млад-шей группы. Отобрать наиболее эффективные приемы и методы активи-зации познавательной деятельности на занятиях с детьми второй младшей группы. Создать макси-мально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребен-ка. Систематизировать по-добранный материал для использования на занятиях в виде практического материала и рекомендаций по их использованию
«Первые шаги в гео-метрию»
«Страна геометриче-ских фигур»
«Математика вокруг нас»
Оформление выставки с творческими работа-ми детей
Дети расширяют представления о геометрических фигурах. Разви-вают умения со-относить форму предметов с из-вестными геомет-рическими фигу-рами. Сформиро-валось умение различать и называть геометрические фигуры
Дети расширяют представления о геометрических фигурах и фор-мах. У детей раз-виваются кон-структивные спо-собности, умение
преобразовывать один математиче-ский объект в другой, зритель-ное и слуховое восприятие, об-разное мышление, развит интерес к аппликации и другим видам творческой
деятельности
Ожидаемые ре-зультаты ориен-тированы не только на форми-рование отдель-ных математиче-ских представле-ний и понятий у детей, но и на развитие ум-ственных воз-можностей и спо-собностей, чув-ство уверенности в своих знаниях, интереса к позна-нию, стремление к преодолению трудностей, ин-теллектуальному удовлетворению
Литература:
1. Громова О. Е. «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста» М. ,ТЦ Сфера,2005.
2. Ерофеев Т. И., Павлова Л. Н., В. П. Новикова В. П. Математика для дошкольников. – М., 1992.
3. Калинченко А. В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике. \\ «Ребёнок в детском саду», 2007, № 3.
4. Михайлова З. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008.
5. Репина Г. А. «Математическое развитие дошкольников» современные направления. М. ТЦ Сфера,2008
6. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» сост. К. Белая. Линка-пресс,2002.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655."Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
8. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»\\ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой., М. , : Мозаика-Синтез, 2011.
9. Сербина Е. В. Математика для малышей. М., Просвещение, 1992.
10. Щербакова Е. И., Методика обучения математике в детском саду. – М., 1998.
Содержание практического этапа проекта
Тема: «Первые шаги в геометрию»
Цель проекта :
1. Систематизировать знания детей о геометрических фигурах.
2. Создать условия для реализации математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квад-ратом, треугольником.
2. Закреплять умение обследовать форму, различать и называть круг, квадрат, треугольник.
3. Совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры по цвету и форме.
4. Развивать умение находить геометрические фигуры в окружаю-щей обстановке.
Возраст детей: 3-4 года
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие
- Непосредственно-образовательная деятельность.
- Дидактические игры: «Прокати такой же шарик», «Волшебные круги», «Подбери пару», «Собери бусы», «Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Сложи квадрат», «Какую фигуру забыл нарисовать художник», «Построим фигуру», «Найди лишнюю фигуру», «На что похоже».
- Презентация геометрических фигур.
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «День рождение куклы Кати».
Социально – коммуникативное развитие - Создание семьями воспитанников аппликации из гео-метрических фигур.
- Самостоятельно-художественная и игровая деятель-ность детей
- Итоговая выставка творческих работ воспитанников.
Речевое развитие - Заучивание стишков о геометрических фигурах, заучивание стихотворения А. Барто «Мяч».
- Рассказывание русской народной сказки «Колобок».
- Отгадывание загадок по теме.
- Разучивание физкультминуток.
Художественно – эстетическое раз-витие - Продуктивная деятельность. Аппликация: «Декора-тивная салфетка», «Шарфик для мишки», «Кораблик», «Танк».
- Самостоятельно-художественное творчество детей: выкладывание геометрических фигур из бус.
Физическое раз-витие - Разучивание физкультминуток.
- Подвижные игры: «Найди свой домик», «Мы идем по кругу», «Мой веселый звонкий мяч», «Пузырь», «Карусели».
Ожидаемые результаты:
• расширение представлений о геометрических фигурах;
• развитие умений соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами;
• сформировать умение различать и называть геометрические фигуры.
Продукт проектной деятельности : непосредственно-образовательная деятель-ность «Мишка в гости к нам пришел»
Тема «Страна геометрических фигур»
Цель проекта :
• создание условий для развития математических и творческих
способностей детей в процессе реализации проекта
Задачи проекта :
• систематизировать знания детей о геометрических формах (шар, куб);
• познакомить детей с понятиями «четырехугольник», «овал»
• развивать у детей конструктивные способности, умение преобразовывать один математический объект в другой
• развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление,умение классифицировать
• развивать интерес к аппликации и другим видам творческойдеятельности
• развивать коммуникативные навыки;
• создать условия для реализации данного проекта
• обеспечить группу необходимым оборудованием.
Возраст детей: 3-4года
Интеграция темы пообразовательным областям
Социально-коммуникативное
развитие Итоговая выставка творческих работ
воспитанников в группе детского сада.
Создание семьями воспитанников аппликации из
геометрических фигур.
Познавательное разви-тие Дидактические игры «Большие и маленькие»,
«Найди лишнюю фигуру», «Чудесный мешочек»,
«Построим фигуру», «Найди предмет овальной формы»,
«На что похоже». «Незаконченная картина», головоломка
«Геометрические фигуры», лото «Цвета и фигуры»,
настольные развивающие игры «Подбери по цвету и
форме», «Цвета и форма».
Сюжетно-ролевые
игры: «Магазин», «Детский сад»
Конструирование «Сказочный замок».
НОД «В гостях у геометрических фигур».
Речевое развитие Отгадывание загадок по теме.
Чтение сказок «Волк и козлята», «Теремок».
Художественно-эстетическое развитие Раскрашивание готовой формы (трафареты).
Аппликации из геометрических фигур: «Ёлочка»,
«Снеговик».
Физическое развитие Разучивание пальчиковых игр и физкультминуток
Подвижные игры: «Найди свой домик», «Мы идем по кругу», «Мой веселый звонкий мяч», «Пузырь», «Карусели».
Завершающий этап:
Непосредственно образовательная деятельность «В гостях у геометрических фи-гур»
Выставка совместных работ детей и родителей
Тема «Математика вокруг нас»
Цель:
1. Выявить эффективные способы формирования элементарных математических представлений у детей 2 младшей группы.
2. развить интерес к математике.
Задачи:
1. Формировать элементарные математические представления у детей.
2. Отобрать наиболее эффективные приемы и методы активизации познава-тельной деятельности на занятиях с детьми второй младшей группы.
3. Создать максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка.
4. Систематизировать подобранный материал для использования на занятиях в виде практического материала и рекомендаций по их использованию.
Ожидаемые результаты: Ожидаемые результаты ориентированы не только на формирование отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, ин-теллектуальному удовлетворению.
Возраст детей: 3-4года
Познавательное развитие
Игры-забавы:
1 «Прогулка на поляну»
2 «Зачем повару математика?»
3 «Плывут наши корабли»
4 «Чудесное дерево»
5 «Путешествие на ферму»
6 «В лесу»
Совместная деятельность:
1 Наблюдение на прогулках «Форма, размер, величина,цвет в природе»
Дидактические игры: «Собери пирамидку»
«Найди предмет по описанию»
«Больше – меньше»
«Когда это бывает?»
«Какая нужна фигура»
Социально – коммуникативное развитие Развлечения:
«Игры с лисой»
Сюжетно-ролевые: «Повар», «Почтальон», «Продавец»
Математические загадки
Речевое развитие
Беседы:
1 «О временах года»
2 «Части суток»
3 «Новогодняя елка с огоньками и шариками»
Заучивание стихов про цифры
Художественно – эстетическое раз-витие Рисование: «Цветные клубочки»
«Снежные комочки, большие и маленькие»
«Новогодняя елка с огоньками и шариками»
Аппликация: «Большие и маленькие мячи»
«Шарики и кубики»
«Украсим елочку»
Лепка: «Колобок»
«Печенье»
«Мандарины и апельсины»
Физическое раз-витие Разучивание физкультминуток.
Подвижные игры: «Каравай»
«Зайка»
«Три медведя»
Выставка совместного творчества:
«Украсим елочку» (аппликация)
Работа с родителями:
«Использование занимательного математического материала в непосредственно образовательной деятельности дома»
«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» (игры)
Материал, используемый при проведении проекта :
Картотека дидактических игр
Игра «Найди лишнюю фигуру».
Детям поочередно показывают карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?».
Игра «Чудесный мешочек»
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.
Игра «Построим фигуру».
Детям предлагают составить из палочек квадрат, треугольник.
Игра «Найди предмет такой же формы»
Детям предлагают в окружающем найти предметы определенной формы – круглой, квадратной, треугольной;
Игра «На что похоже»
Детям показывают геометрические фигуры и предлагают подумать и назвать, на что они похож, например, на туловище животного, на воздушный шарик.