Светлана Крылова
Опыт работы «Первые шаги дошкольников в мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Профориентация дошкольников - одно из направлений работы нашего педагогического коллектива, так как отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации. Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования, т. к. одной из задач социально-коммуникативного развития является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В нашем детском саду формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Наш коллектив убежден, что представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых понять и принять его.
Публикация «Опыт работы „Первые шаги дошкольников в мир профессий“» размещена в разделах
В настоящее время круг изучаемых профессий расширился в программах последнего поколения.
Наш опыт работы показывает, что дети отражают в своих играх лишь очень узкий круг профессий. Другие же для них остаются чужеродными. Мы выяснили, что зачастую воспитатели имеют скудные представления о многих профессиях, и это отрицательно сказывается на детских впечатлениях.
Поэтому у нас назрела потребность в разработке системы работы по профессиональной ориентации старших дошкольников «В мире профессий», цель которой ознакомление дошкольников с профессиями путем применения современных методов и технологий.
Задачи:
• Способствовать обогащению развития представлений у дошкольников о труде людей разных профессий, работающих в разных сферах деятельности (сфера услуг, торговли, медицины, культуры и т. д.).
• Развивать у дошкольников конкретные знания и представления о профессии по схеме : название профессии – место работы- условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда.
• расширить знания дошкольников о видах поощрения государством за качество труда.
• Способствовать формированию социальной и коммуникативной компетентности старших дошкольников.
• Расширить активный и пассивный словарь старших дошкольников.
Свою систему работы «В мире профессий» мы выстроили по следующей схеме. В начале был проведен мониторинг. Изучив уровень детской компетенции по проблеме (знания о профессиях, отношение к труду, перенос знаний в игровую деятельность, мы определили круг профессий, которые углубленно будем изучать в течение учебного года. Это были 5 наиболее знакомы профессий и 5 малознакомых (оператор, печатник, модельер, архитектор, фермер).
Изюминкой нашей работы стала выстроенная логическая цепочка: Знакомя дошкольников с профессиями, мы приглашали представителя профессии. Затем закрепляли полученные знания в беседах, играх, рисунках. И обязательным условием было проведение экскурсии. Так как наиболее действенный способ ознакомления с профессией – это наблюдение за трудовым процессом, который обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний.
Так, например, при ознакомлении дошкольников с профессией пожарного, в детский сад был приглашен специалист данной профессии, который рассказал о своем труде и наглядно показал свою спецодежду и орудия труда, а затем ребята сходили на экскурсию в пожарную часть, где увидели пожарную машину, оборудованную всем необходимым для пожаротушения. После этого 70% мальчиков пожелали в будущем стать пожарными.
Большое впечатление на ребят оказало посещение редакции газеты «Трудовая жизнь». Главный редактор рассказала о том, что создание газеты – огромный труд и над ее рождением трудятся люди разных профессий : печатник, фальцовщик, резчик и другие. Дети узнали, что в редакции работает человек, который исправляет ошибки в тексте, его профессия называется – корректор, познакомились с работой корреспондента и даже дали интервью. Ребятам показали печатный станок, электрический резак, с помощью которого аккуратно режется бумага нужного размера и как картинки подобранные к тексту вносятся в компьютер, а затем лазерный принтер распечатывает страницы газеты на готовую нарезанную бумагу. Посетив редакцию газеты «Трудовая жизнь», дошкольники смогли увидеть весь ассортимент выпускаемой полиграфической продукции, узнать из первых уст о предоставляемых услугах, познакомиться с производственными мощностями. С большим интересом и вниманием ребята наблюдали, как огромные рулоны бумаги разной ширины превращаются в листы нужного размера. Особенно детей поразило то значительное количество цилиндрических упаковок бумаги, которое необходимо для печати тиража газеты. Посетив экскурсию, ребята своими глазами увидели как «рождается» газета.
Центральное место в своей работе по профориентации дошкольников отводим сюжетно-ролевой игре, которая конкретизирует и расширяет представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и прочее.
Из своих наблюдений мы отметили, что тематика игр у старших дошкольников изменилась. Ребята стали играть «В корреспондентов», фермеров, архитекторов.
Мы считаем, что важную роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей играют родители.
Воздействие семьи проявляется во всех разновидностях их информационной деятельности, т. к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, т. е всего увиденного и услышанного, а главное - живое общение с мамой или папой вызывает неподдельный интерес дошкольников.
В конце учебного года мы проводим мониторинг и сравниваем результаты, из которых видно, насколько полно дети получили знания о той или иной профессии. Если видим, что ребята могут составить рассказ о профессии по схеме : название профессии-место работы-условия труда-инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда, то добавляем в план для изучения новую профессию.
На данный момент в нашем детском саду общими усилиями педагогов и родителей создан мини-музей «В мире профессий», который постоянно пополняется экспонатами, подаренными гостями-представителями профессий, подарками, принесенными детьми с экскурсий. Некоторые атрибуты и макеты воспитатели изготавливают сами и в дальнейшем используют их в своей работе. Разработана программа, которая проходит опробацию и в дальнейшем мы планируем получить на нее рецензию.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о профессиях взрослых – это необходимое направление деятельности нашей дошкольной образовательной организации. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.