Татьяна Роговенко
Первые шаги от заикания к свободной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Первые шаги от заикания к свободной речи
Роговенко Татьяна Александровна
Учитель – логопед, высшая
квалификационная категория.
Частный логопедический кабинет «Логопед+»,
Первые шаги от заикания к свободной речи.
Очень часто в логопедические группы приходят дети с логопедическим заключением «заикание».
Публикация «Первые шаги от заикания к свободной речи» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Это особые дети, которым необходима помощь именно сейчас, так как упущенное время будет означать деформацию личности ребёнка, общую невротизацию организма, нарушение эмоционально-волевой сферы с повышенной раздражительностью, обидчивостью, плаксивостью, негативизмом. Именно психологическое здоровье будет тем стержнем, ключевым звеном, которое поможет справиться с таким недугом, как заикание.
В комплекс работы над нарушением темпо-ритмической стороны речи входит посещение ребёнком логопедической группы детского сада.
Режим дня в детском саду, является опорой комплексной работы по устранению заикания у детей, так как сюда входят разумное чередование игры, занятий, сна, своевременное питание, а так же прогулки на воздухе.
Правильно организованные занятия физкультурой, закаливание организма оказывают благоприятное воздействие на осанку, координацию движения, следовательно, улучшают и речевую функцию ребёнка. Именно в детском саду легче создать обстановку направленную на оздоровление ребёнка в целом, с дневным сном после обеда, а так же с занятиями спортом в спортзале и в бассейне, с музыкальными занятиями и логоритмикой. В то время как в домашней обстановке, учитывая работу и занятость родителей, вряд ли возможно выдерживание режима дня, необходимого для укрепления нервной деятельности и психики ребёнка.
Подходы к устранению заикания и существующие методы логопедической работы заикающимися детьми различны. Они различаются акцентами, расставляемыми на разные виды логопедического воздействия:
• релаксацию
• дыхательную гимнастику
• упражнения на сопряженную и отраженную речь.
Хватцев М. Е. указывал, что «преодоление заикания достигается воздействием не на судороги, а на явление, вызывающие их, и на последствия заикания - психические наслоения, вызванные этим дефектом».
Общая цель логопедической работы - это создание такой речевой базы, которая позволит речи в дальнейшем развиваться спонтанно и сложиться в целостную систему.
Я считаю оправданной модель создания такой базы, которая включает в себя все ключевые звенья формирования правильной речи. Логопедическая работа строится поэтапно, конечный успех всей работы в значительной мере определяется логопедическим воздействием, целевой установкой, обоснованностью программы речевого развития, а так же эффективностью путей и средств, избираемых логопедом для преодоления дефекта у ребёнка.
Комплекс мероприятий для нормализации высшей нервной деятельности, психики и речи ребёнка в условиях логопедической группы детского сад
Основной задачей первоначальных этапов логопедического воздействия - будет создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи у детей с заиканием. При этом говоря о работе над формированием правильной речи, учитывается:
с одной стороны, задачи, стоящие перед ребёнком,
с другой - задачи, стоящие перед логопедом.
Если перед ребёнком стоит задача овладеть речью без запинок, то перед логопедом - стоит задача составления программы обучения, предусматривающей, как отбор упражнений и материала, так и расположение его в определённой последовательности. Я остановлюсь только на первых шагах логопедической работы по преодолению заикания у детей дошкольного возраста.
1 шаг.
Формула: режим шепотной речи + выработка правильного дыхания.
На этом этапе работы применяются методические указания Выгодской И. Г. по организации щадящего режима с использованием игр «молчанок», коротких ответов шепотом во время общения ребёнка в детском саду и дома. При выработке правильного дыхания хороший эффект даёт занятие «Хатка-йогой» для начинающих, а именно «Пранаямой». «Пранаяма» в переводе с санскрита означает приблизительно следующее: «Управление жизненной энергией (Драной) внутри собственного организма, её контроль, поглощение и сублимация с помощью дыхания». Из «Пранаямы» используются упражнения на выработку нижнего, среднего и полного дыхания, а так же упражнения на задержку дыхания с элементами медитации, с ощущением и расслабления, лёгкости
Упражнения на полном дыхании:
1.
___
вдох---задержка дыхания, с ощущением полёта--- плавный выдох.
2.
вдох ---плавный полный выдох---задержка дыхания, с расслаблением
и ощущением лёгкости.
В дальнейшем в упражнения, на выдохе вводятся распевы гласных звуков, начиная с одного гласного, увеличивая количество гласных звуков до 5.
2 шаг.
Формула второго шага: Щадящий речевой режим +дыхательные упражнения + упражнения на релаксацию.
Упражнения на релаксацию по контрасту с напряжением и мышечная релаксация по представлению рекомендованы к логопедической практике Выгодской И. Г.
Цель: Мышечная и эмоциональная раскованность.
Задача: научить ребёнка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу.
Я применяю свои разработки упражнений на релаксацию:
l.ynpажнение «Море».
Задача: выработка ощущения волн напряжения и расслабления во всём теле и ощущения покоя. Исходное положение: - Лёжа на спине. Волна напряжения, тяжести и силы накатывает, начиная с кончиков пальцев ног, переходя выше, пока не дойдёт до рук. Руки с силой поднимаются вверх, показывая высоту морской волны, и отбрасываются за голову, как бы уходя и уводя напряжение. Затем руки медленно разводятся и возвращаются к положению - вдоль тела.
Напряжение уходит, во всём теле лёгкость, словно оно качается на волне.
«Идёт волна, всё выше, выше,
Несёт в себе морскую мощь!
Прошла волна, спокойно дышишь.
Качаясь тихо, ты плывёшь.»
2 упражнение «Камень».
Цель: активное расслабление мышечного аппарата.
Исходное положение: - сидя на стуле, руки согнуты в локтях, сжать кулаки с наибольшим напряжением и удерживать напряжение в течение 1 минуты. Затем прекратить сжатие кулаков и почувствовать полное расслабление и лёгкость в руках.
«Как великан, ты всех сильнее,
Ты камни можешь раздавить,
Дави, сжимай кулак сильнее,
Чтоб страх и слабость победить!»
3 упражнение. «Птица».
Цель: расслабление мышц плечевого пояса и шеи.
Исходное положение: - ноги на ширине плеч, поднятие напряжённых рук в стороны, выше уровня плеч, делая максимальное усилие, как бы преодолевая препятствие. Затем опустить руки вниз без всякой поддержки, «уронить», почувствовав, полное расслабление мышц плечевого пояса и шеи.
«Ты птица, пойманная в сеть,
попробуй вырваться, взлететь,
чтоб быть свободною, как ветер,
ты разрываешь эти сети!»
4. Упр. «горячий лучик»
Цель: Концентрация внимания, выработка ощущений по представлению, самовнушению и саморегуляции.
Исходное положение. Стоя или сидя.
Палец правой руки прижимается с усилием к середине ладони левой руки в течение 1 минуты, концентрируется внимание на ощущениях, с внушением постепенного потепления. Затем медленно отводится от ладони, оставляя ощущение тепла, идущего от пальца, отведенного на расстояние 2 – 3 сантиметров.
«В ладошке спряталась звёздочка,
пусть пальчик прижмётся к ней,
И оживёт она лучиком
горячим в ладошке твоей»
Во втором периоде идёт не только перестройка в системе дыхания, но и перестройка в сознании ребёнка, в его отношении к запинкам, в его отношении к своим ощущениям. Ребёнок создаёт свой спасительный маячок, который будет помогать самоконтролю в самые трудные и не комфортные условия для речи, при беседе с незнакомыми людьми, в ответах у доски в школе и в других испытаниях для выдержки ребёнка. В эти моменты, чтобы снять волнение и дыхательный спазм, необходимо дать команду своим ощущениям, помочь себе расслабиться, нормализовать дыхание и плавность речи.
3 шаг.
Формула третьего шага:
Речевой режим + дыхательные упражнения + упражнения на релаксацию + тесты управления дыханием. В основу дыхательных тестов положен принцип постепенного расширения объёма высказывания.
Виды тестов:
1. Речь + рука. Говорение слогов, слов, фраз, совмещая ритм говорения со штриховкой геометрических фигур разной величины: от меньшего объёма к большему объёму.
2. Речь + ноги. Говорение слогов, слов, фраз, совмещая ритм говорения с ритмом шагов, удлиняя «шаговый путь».
3. Речь + движения. Говорение слогов, слов, фраз, совмещая ритм говорения с ритмом выполнение большего числа движений.
Использование тестов ведёт к активной перестройке речевых навыков. Создание ритмической плавной речи, через выработку единого ритма движения и речи.
В тестах сначала используются комплексы гласных звуков, затем слоги, слова и фразы по принципу «от простого к сложному».
При выполнении теста «Речь + рука», ребёнок должен согласовывать своё высказывание с темпом заполнения, штриховки геометрических объёмов разной величины. Для эффекта неожиданности используются все геометрические формы.
Вариант теста - проговаривание на одном выдохе: слогов, слов, фраз, предложений, ведя пальцем по кругам разного размера: от меньшего объема к большему.
Этот вариант можно использовать в дальнейшей работе над скороговорками, только начинают работу с кругов большего объёма, стремясь к меньшему объёму, то есть, постепенно ускоряя темп речи.
Рассматривая эти приёмы в общей системе комплексного воздействия, можно представить их значение, как средство отвлечения ребёнка от ожидания запинок в речи или способ снятия у ребёнка общего напряжения при говорении. Ребёнок сам себе ставит ограничение выполнения речевого действия, учится замедлять и ускорять темп своей речи. Идёт запоминание навыка управления речью через тактильные ощущения. Вот только 3 первых шага, которые ребёнок проходит вместе с логопедом на логопедических занятиях. Но первый шаг от запинок к свободной речи ребёнок делает не тогда, когда он правильно выполнил упражнение, и даже не тогда, когда смог без запинок повторить несколько предложений, а тогда, когда он поверит в то, что он всё сможет преодолеть, что у него всё получится.
Первый шаг - это победа над собой, над своим страхом, и над своей неуверенностью.
И сделать первый шаг к «свободе» не так легко, и время для этого каждому ребёнку необходимо разное, в зависимости от того, как скоро ребёнок сможет поверить, в свои силы и сможет поверить логопеду. Дети умеют ощущать лёгкость, ту лёгкость, которая необходима для свободного говорения, без тяжести спазм и без запинок, удерживающих, свободную речь. К этой лёгкости говорения ребёнок тянется всей душой, и та надежда в глазах, которая зажигается после первых удач на логопедических занятиях, будет стимулом дальнейшей, продолжительной и упорной работы над собой.