Прончатова Валентина Владимировна
Конспект НОД «Первобытный человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество"
Цель: Продолжать формирование представлений об истории цивилизации.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о жизни пещерных людей, первых стоянках, животном и растительном мире, внешнем виде мужчины, женщины, ребенка, вождя; их занятиях (охоте, изготовлении одежды и т. д.).
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Публикация «Конспект НОД „Первобытный человек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первобытные люди для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: пещерные люди, очаг, костяная игла, мамонт, пещера, похолодание, вождь, стоянка, бивни, наскальные рисунки.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории человечества, любознательность.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации, изображающие древних взрослых и детей, пещеру, очаг, шитье шкур костяной иглой, природу, животный мир, растения, модель «Затерянный мир», камень с рисунком, кусочек шерсти, пропитанный жиром, кукла в шкуре.
Раздаточный материал:
Кусочек шерсти или меха. Пропитанный жиром, нитки и бусы.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка «Ритуальный танец», эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ход НОД
Воспитатель: Давным-давно это было. На нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации). У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, он был быстр, ловок и сообразителен.
Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями. И в каждой стае был вождь, старейшина. Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.
Посмотрите, во что был одет древний человек?
Дети: Древний человек был одет в шкуру.
Воспитатель: Да, тогда не было современной одежды. Из костей, добытых на охоте животных, человек научился делать иглы, чтобы сшивать шкуры животных и делать из них одежду. А кто знает, зачем ему шкура? (на мультимедийном экране демонстрирует сюжетные картинки)
Дети: Шкура нужна была первобытному человеку, чтобы не замерзнуть. Шкура защищала от холода.
Воспитатель: так же первобытные люди делали для себя украшения, оани слыжили как украшения так и как обереги, это могли быть браслеты, бусы и т. п.
Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель. Сейчас мы с вами тоже попробуем изготовить браслеты. Для этого вам понадобятся нитки и бусы. Вы будете работать в парах, каждая пара изготовит по браслету. Один из пары будет нанизывать бусины, а другой держать нить, чтобы бусы не рассыпались.
Воспитатель. Молодцы, красивые у вас получились браслеты!
Воспитатель: Может быть, вы сможете сказать, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? (Наводящие вопросы воспитателя.)
Дети: Чтобы выжить ему нужна была вода, еда и дом.
Воспитатель: Как вы думаете, где жили древние люди?
Дети: Они жили в пещерах и строили шалаши из веток.
Воспитатель: правильно ребята. Что бы не замерзнуть древние люди искали себе пещеру. Пещеры – это пустоты в земле, в которые можно попасть через отверстия на поверхности земли. Или строили шалаши. (слайды) Отсуда древних людей могут называть пищерными.
Воспитатель: ребята, вот нашел человек пещеру или построил шалаш, сшил одежду,но все равно ведь холодно. Как вы думаете что еще человек мог сделать что бы согреть себя?
Дети: развести огонь.
Воспитатель: правильно, человек научился добывать огонь без спичек. было несколько способ его добыть, например: Чтобы добыть огонь, нужно было набрать сухой травы или мха, сильно стукнуть кремень о кремень - выскочит огненная искра. Она подожжет мох. Только стучать нужно было осторожно, чтобы не пораниться (не стукнуть по пальцам) .
А в тех местах, где нет кремния, пользовались сухой палочкой специального дерева. Вниз подкладывали сухую траву, на нее ставили палочку и терли ее между рук. Палочка нагревалась, трава загоралась. Люди научились разводить большие костры, очаги, которые постоянно поддерживали.
Воспитатель: сейчас я вам хочу показать видео, посмотрите на экран
Воспитатель: ребята, как вы думаете чем питался древний человек?
Дети:.
Воспитатель: Правильно ребята, женщины и дети занимались собирательством, a мужчина охотелись на животных. Первобытные люди заметили, что звери, на которых они охотились были сильные, хитрые и человек если он один, не может с ними справиться. (показ картинки) А если два, три или лучше десять, то со зверем они справляются просто. Они загоняют зверя к обрыву, зверь с горы падает и разбивается. Люди идут подбирают зверя и несут его есть. Сначала у человека даже палки не было, а позже он научился использовать палку во время охоты. Позже человек даже изготовил что то похожее на копье, это была палка на конце которого был камень заточенный c двух сторон, что бы быть острым.
Вначале люди ели мясо сырым, a позже научились его готовить на огне.
Воспитатель. Пещерные люди отдыхали после охоты, шитья, еды. И некоторые из них рисовали во время отдыха. Как вы думаете, на чем рисовали в то время?
Чем рисовали? Что рисовали?
– Рисовали пальцами на камнях, на стенах пещер. Изображали сцены охоты, животных. Рисовали красками из толченого камня и воды, углями.
Много-много лет прошло, а рисунки эти сохранились и по ним мы узнаем о жизни пещерных людей.
Подведение итогов, анализ.
Игра «Что относится к первобытному человеку»