Папки-передвижки

Перспективный план познавательной активности для младшего дошкольного возраста на учебный год

Анастасия Швалева
Перспективный план познавательной активности для младшего дошкольного возраста на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 118» города Магнитогорска

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ФЦКМ, ФЭМП)

Разработчик: Швалева Анастасия Павловна

Воспитатель 1 квалификационной категории

г. Магнитогорск, 2018 г.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 3–4 лет

Публикация «Перспективный план познавательной активности для младшего дошкольного возраста на учебный год» размещена в разделах

Развитие познавательных способностей детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, формирование знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться в соответствии с психологическими особенностями воспитанников.

Для детей в возрасте 3–4 лет характерны :

• Любознательность. Малыши активно изучают новые предметы и с интересом расширяют знания о знакомых явлениях и объектах.

• Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление дошкольников к приобретению новых знаний.

• Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес. Однако младшему дошкольнику ещё сложно долго удерживать внимание, поэтому педагог учитывает потребность ребёнка в частой смене исследуемых предметов или видов изучения.

• Формирование образного мышления. Способность воспроизведения образов вне прямого контакта с объектами исследования даё т возможность привлекать новые для детей виды обучения во время занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок, отгадывание загадок, проведение бесед.

• Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха воспитанников при подготовке будущего занятия.

Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования предметов и наблюдений проводится работа по расширению речевых навыков детей и пополнению словарного запаса.

Цель и задачи

В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать полученную в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. Целью познавательно-исследовательской деятельности в детском саду является развитие исследовательского типа мышления у дошкольников. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания. (Дошкольников привлекает всё необычное, например, как вода меняет цвет при добавлении краски).

Задачи познавательно-исследовательской деятельности :

• развитие интереса к окружающему миру;

• формирование первичных представлений о свойствах предметов и веществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.);

• развитие речевых навыков (построение устной речи — ответов на вопросы, рассказ об увиденном, словарного запаса;

• создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;

• стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

• формирование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности (ФЦКМ)

Месяц Неделя Занятие Задачи

сентябрь 1 неделя «Наш любимый детский сад» Расширять представления о детском саде, занятиях детей; обогащать словарный запас детей; развивать диалогическую и монологическую речь.

2 неделя «Транспорт» Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина и т. д.)

3 неделя «Мебель» Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки мебели (цвет, форма, величина, строение, функции, группировать предметы.

4 неделя «Папа, мама, я-семья» Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка собственный интерес к своему имени.

октябрь 1 неделя «Домашние животные» Формировать целостную картину мира, расширять кругозор; ознакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями поведения и питания; расширять словарный запас детей; воспитывать бережное отношение к домашним животным

2 неделя «Дикие животные» Формировать целостную картину мира, расширять представления детей о диких животных; развивать грамматический строй речи

3 неделя «Одежда» Учить детей определять и различать одежду, виды одежды, выделять основные признаки одежды (цвет, форма, величина, строение, функции, группировать предметы по признакам.

4 неделя «Чудесный мешочек» Дать детям понятие о том, что одни предметы созданы руками человека, а другие предметы созданы природой.

ноябрь 1 неделя «Кто в домике живет?» Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения.

2 неделя «Помогите Незнайке» Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.

3 неделя «Теремок» Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.

4 неделя «Варвара-краса, длинная коса» Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама

проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к маме.

декабрь 1 неделя «Найди предметы рукотворного мира» Побуждать детей определять, различать и описывать предметы

природного мира и рукотворного мира.

2 неделя «Наш зайчонок заболел» Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники. Формировать уважение к маме.

3 неделя «Зимушка хрустальная». «Наступила зима» Формировать умение различать и называть существенные детали и части предметов, выделять сенсорные признаки; активизировать связную речь детей в собственных рассказах из опыта прогулок зимой; развивать эмоциональное и эстетическое восприятие красоты объектов природы.

4 неделя «Скоро, скоро Новый год!» «Как зимуют звери в лесу» Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе; продолжая приучать детей слушать рассказы воспитателя; поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам

январь 2 неделя «Деревянный брусочек» Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять признаки дерева.

3 неделя «Приключение в комнате» Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Формировать уважение к маме, желание помогать ей в работе по дому.

4 неделя «Радио» Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм ( условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру, определять обобщающее слово для группы предметов.

февраль 1 неделя «Смешной рисунок» Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности.

2 неделя «Мой родной город» Учить детей называть родной город (поселок). Дать элементарные представления о родном городе (поселке). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу (поселку).

3 неделя «Защитники Отечества. Спорт» «День защитника Отечества» Познакомить с «военными» профессиями; развивать умение распознавать на картинках представителей военных профессий и военную технику, соотносить их; осуществлять гендерное воспитание; формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у детей любовь к Родине.

4 неделя «Экскурсия по детскому саду» Создавать условия для ознакомления детей с детским садом как с ближайшим социальным окружением; расширять представления о профессиях сотрудников детского сада в ходе экскурсии; расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда; воспитывать уважение к труду взрослых.

март 1 неделя «Вот так мама, золотая прямо!» Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.

2 неделя «Золотая мама!» Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности

3 неделя «Как мы возили с Фунтиком песок» Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе.

4 неделя «Что мы делаем в детском саду» Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей, учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду.

апрель 1 неделя «Тарелочки из глины» Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности

2 неделя «Няня моет посуду» Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду.

3 неделя «Что лучше: бумага или ткань?» Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет, и способом использования предмета.

4 неделя «Подарки для медвежонка» Закреплять знания детей о свойствах различных материалов, структуре их поверхности. Совершенствовать умения детей различать материалы, производить с ними разнообразные действия.

май 2 неделя «Это день Победы!» «Праздник» Познакомить детей с историей нашей Родины; пробуждать интерес к событиям прошлого на конкретных примерах; развивать умение слушать и запоминать новый рассказ, составлять рассказ – описание по картинке

3 неделя Живое - неживое «Во что одеты люди весной?» Учить классифицировать одежду по сезонам; закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи: «Становится теплее, люди одеваются не так тепло, как зимой»; развивать внимание, мышление; формировать положительные эмоции, активность в самостоятельной деятельности.

4 неделя «Смена времен года. Лето» Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения; продолжать ознакомление детей с предметами ближайшего окружения, их назначением; развивать умение определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов.

Перспективный план по познавательной деятельности (ФЭМП)

Месяц Неделя Занятие Задачи

сентябрь 1 неделя «Шар и куб» Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, интерес к занятиям; развивать умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький; различать количество предметов, используя при этом слова один, много, ни одного;

2 неделя «Большие и маленькие мячики» Учить различать количество предметов: много – один – много

упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющие одинаковое название; воспитывать желание слушать стихотворения; сопровождать чтение небольшого поэтического произведения игровым действием; формировать умение обследовать предметы, выделяя величину, включать движение рук по предмету в процессе знакомства с ним; формировать умение называть свойства предметов: большой, маленький; повторять несложные фразы.

3 неделя «Один, много, мало» Закреплять умения различать количество предметов, используя слова один, много мало. Учить составлять группу из однородных предметов. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам. Развивать у детей память, мышление с помощью игровых ситуаций. Развивать общительность и коммуникабельность. Развивать познавательный интерес при помощи игровых ситуаций. Активизировать словарь детей : один, много, мало.

4 неделя «Один, много, ни одного» Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.

октябрь 1 неделя «Один, много, ни одного; познакомить с кругом Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

2 неделя «Один, много, ни одного; большой, маленький.» Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

3 неделя «Один, много, ни одного; длинный – короткий, длиннее – короче» Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

4 неделя «Один, много; длинный – короткий, длиннее – короче» Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

ноябрь 1 неделя «Один, много; различать круг и квадрат.» Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

2 неделя «Один, много; круг и квадрат» Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

3 неделя «Один, много, ни одного» Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур; развивать умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький; различать количество предметов, используя при этом слова один, много, ни одного; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, интерес к занятиям.

4 неделя «Длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине» Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.

Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

декабрь 1 неделя «Длинный – короткий, длиннее – короче» Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

2 неделя «По много, поровну» Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну. Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

3 неделя «По много, поровну» Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

4 неделя «Выражения по много, поровну, столько – сколько» Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько.

Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

январь 2 неделя «По много, поровну, столько – сколько; длинный – короткий, длиннее – короче» Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько.

Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

3 неделя «Широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине» Познакомить с треугольником : учить различать и называть фигуру.

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

4 неделя «Круг, квадрат, треугольник» Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

февраль 1 неделя «Высокий – низкий, выше – ниже» Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте (способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.

2 неделя «Больше – меньше» Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.

Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

3 неделя «Ориентировка во времени: день – ночь» Учить различать части суток: день, ночь; закреплять умении сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения: «длиннее», «короче»

4 неделя «Ориентировка во времени: утро, день, вечер, ночь.» Учить называть временные отрезки: утро, день. Вечер, ночь; закреплять названия геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник)

март 1 неделя «Сравнение двух групп предметов» Совершенствование умение сравнивать предметы по ширине; устанавливать равенство между двумя группами предметов.

2 неделя «Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник» Учить раскладывать предметы в определенной последовательности, сравнивать две группы предметов, обозначать результат словами: «столько-сколько», «поровну», «больше-меньше»

3 неделя «Сравнение предметов по высоте» Учить классифицировать фигуры по цвету; упражнять в сравнении предметов по высоте, обозначать словами результат сравнения «выше-ниже», «равные по высоте»; закреплять умение ориентироваться в пространстве (справа-слева)

4 неделя «Сравнение предметов по величине» Учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения: «большой», «маленький». Инсценировка сказки про Машеньку и зайчонка

апрель 1 неделя «Сравнение предметов по величине» Учить выделять форму, цвет, величину; упражнять в сравнении предметов по величине, развивать воображение. Игровое упражнение «Маленькая птичка»

2 неделя «Сравнение предметов по длине» Упражнять в установлении равенства между двумя группами предметов, обозначая результат сравнения; закреплять названия геометрических фигур, умение классифицировать предметы по длине. Игровое упражнение «Сколько палочек в руке?»

3 неделя «Сравнение предметов по величине» Упражнять в сравнении предметов по величине; закреплять пространственные представления, умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, сравнивать две группы предметов. Упражнение «Вкусное мороженое»

4 неделя «Сравнение предметов по величине» Учить классифицировать по длине, сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов, обозначать словами результат сравнения («больше», «меньше», «столько-сколько»). Игровое упражнение «Бусы»

май 2 неделя «Сравнение предметов по ширине» Совершенствовать сравнивать предметы по ширине, ориентироваться в пространстве ( используя слова: «за», «на», «под», «над», «дальше», «ближе». Игровая ситуация «В гости к белочке»

3 неделя «Ориентировка в пространстве» Учить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: «вверху», «внизу», «на»; упражнять в сравнении двух предметов, расположенных в ряд; закреплять умение пользоваться словами: «столько», «сколько», «поровну», классифицировать предметы по цвету, называть изображение. Игровое упражнение «Лягушата»

4 неделя «Повторение пройденного материала» Закреплять пройденный материал: умение составлять группы из отдельных предметов; находить сходства и различие; сравнивать предметы по величине; закреплять временные представления: утро, день, вечер, ночь. Игровое упражнение «Сажаем цветы»

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Перспективный план работы с родителями на 2018–2019 учебный год . Перспективный план работы с родителями 2018– 2019 учебный год Сентябрь 1 Консультация «Что должен уметь ребенок в три года» (для родителей.

Перспективный план работы с родителями на 2018–2019 учебный год Сентябрь 1. Организованное родительское собрание «Возрастные особенности развития детей четвёртого года жизни. Задачи на учебный год.».

Перспективный план работы с родителями на учебный год в подготовительной группе СЕНТЯБРЬ 1. Консультация «Мой психологический портрет» 2. Оформление выставки осенних букетов 3. Привлечь родителей к участию в благотворительной.

План работы методического объединения воспитателей раннего и младшего дошкольного возраста на 2016–2017 учебный год Руководитель методического объединения: Шарова Валентина Николаевна Квалификационная категория: высшая Состав методического объединения.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план познавательной активности для младшего дошкольного возраста на учебный год
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 11:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективный план познавательной активности для младшего дошкольного возраста на учебный год» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Швалева (УИ 717191) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД