Анастасия Швалева
Перспективный план познавательной активности для младшего дошкольного возраста на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 118» города Магнитогорска
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ФЦКМ, ФЭМП)
Разработчик: Швалева Анастасия Павловна
Воспитатель 1 квалификационной категории
г. Магнитогорск, 2018 г.
Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 3–4 лет
Публикация «Перспективный план познавательной активности для младшего дошкольного возраста на учебный год» размещена в разделах
Развитие познавательных способностей детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, формирование знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться в соответствии с психологическими особенностями воспитанников.
Для детей в возрасте 3–4 лет характерны :
• Любознательность. Малыши активно изучают новые предметы и с интересом расширяют знания о знакомых явлениях и объектах.
• Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление дошкольников к приобретению новых знаний.
• Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес. Однако младшему дошкольнику ещё сложно долго удерживать внимание, поэтому педагог учитывает потребность ребёнка в частой смене исследуемых предметов или видов изучения.
• Формирование образного мышления. Способность воспроизведения образов вне прямого контакта с объектами исследования даё т возможность привлекать новые для детей виды обучения во время занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок, отгадывание загадок, проведение бесед.
• Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха воспитанников при подготовке будущего занятия.
• Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования предметов и наблюдений проводится работа по расширению речевых навыков детей и пополнению словарного запаса.
Цель и задачи
В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать полученную в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. Целью познавательно-исследовательской деятельности в детском саду является развитие исследовательского типа мышления у дошкольников. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания. (Дошкольников привлекает всё необычное, например, как вода меняет цвет при добавлении краски).
Задачи познавательно-исследовательской деятельности :
• развитие интереса к окружающему миру;
• формирование первичных представлений о свойствах предметов и веществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.);
• развитие речевых навыков (построение устной речи — ответов на вопросы, рассказ об увиденном, словарного запаса;
• создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
• стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
• формирование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности (ФЦКМ)
Месяц Неделя Занятие Задачи
сентябрь 1 неделя «Наш любимый детский сад» Расширять представления о детском саде, занятиях детей; обогащать словарный запас детей; развивать диалогическую и монологическую речь.
2 неделя «Транспорт» Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки (цвет, форма, величина и т. д.)
3 неделя «Мебель» Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки мебели (цвет, форма, величина, строение, функции, группировать предметы.
4 неделя «Папа, мама, я-семья» Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка собственный интерес к своему имени.
октябрь 1 неделя «Домашние животные» Формировать целостную картину мира, расширять кругозор; ознакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями поведения и питания; расширять словарный запас детей; воспитывать бережное отношение к домашним животным
2 неделя «Дикие животные» Формировать целостную картину мира, расширять представления детей о диких животных; развивать грамматический строй речи
3 неделя «Одежда» Учить детей определять и различать одежду, виды одежды, выделять основные признаки одежды (цвет, форма, величина, строение, функции, группировать предметы по признакам.
4 неделя «Чудесный мешочек» Дать детям понятие о том, что одни предметы созданы руками человека, а другие предметы созданы природой.
ноябрь 1 неделя «Кто в домике живет?» Учить детей запоминать имена товарищей, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения.
2 неделя «Помогите Незнайке» Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.
3 неделя «Теремок» Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.
4 неделя «Варвара-краса, длинная коса» Знакомить детей с трудом мамы, дать представление о том, что мама
проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке. Формировать уважение к маме.
декабрь 1 неделя «Найди предметы рукотворного мира» Побуждать детей определять, различать и описывать предметы
природного мира и рукотворного мира.
2 неделя «Наш зайчонок заболел» Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники. Формировать уважение к маме.
3 неделя «Зимушка хрустальная». «Наступила зима» Формировать умение различать и называть существенные детали и части предметов, выделять сенсорные признаки; активизировать связную речь детей в собственных рассказах из опыта прогулок зимой; развивать эмоциональное и эстетическое восприятие красоты объектов природы.
4 неделя «Скоро, скоро Новый год!» «Как зимуют звери в лесу» Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе; продолжая приучать детей слушать рассказы воспитателя; поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам
январь 2 неделя «Деревянный брусочек» Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами дерева; учить выделять признаки дерева.
3 неделя «Приключение в комнате» Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Формировать уважение к маме, желание помогать ей в работе по дому.
4 неделя «Радио» Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм ( условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру, определять обобщающее слово для группы предметов.
февраль 1 неделя «Смешной рисунок» Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой ее поверхности.
2 неделя «Мой родной город» Учить детей называть родной город (поселок). Дать элементарные представления о родном городе (поселке). Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу (поселку).
3 неделя «Защитники Отечества. Спорт» «День защитника Отечества» Познакомить с «военными» профессиями; развивать умение распознавать на картинках представителей военных профессий и военную технику, соотносить их; осуществлять гендерное воспитание; формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать у детей любовь к Родине.
4 неделя «Экскурсия по детскому саду» Создавать условия для ознакомления детей с детским садом как с ближайшим социальным окружением; расширять представления о профессиях сотрудников детского сада в ходе экскурсии; расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда; воспитывать уважение к труду взрослых.
март 1 неделя «Вот так мама, золотая прямо!» Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.
2 неделя «Золотая мама!» Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой ее поверхности
3 неделя «Как мы возили с Фунтиком песок» Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе.
4 неделя «Что мы делаем в детском саду» Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей, учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду.
апрель 1 неделя «Тарелочки из глины» Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности
2 неделя «Няня моет посуду» Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду.
3 неделя «Что лучше: бумага или ткань?» Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет, и способом использования предмета.
4 неделя «Подарки для медвежонка» Закреплять знания детей о свойствах различных материалов, структуре их поверхности. Совершенствовать умения детей различать материалы, производить с ними разнообразные действия.
май 2 неделя «Это день Победы!» «Праздник» Познакомить детей с историей нашей Родины; пробуждать интерес к событиям прошлого на конкретных примерах; развивать умение слушать и запоминать новый рассказ, составлять рассказ – описание по картинке
3 неделя Живое - неживое «Во что одеты люди весной?» Учить классифицировать одежду по сезонам; закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи: «Становится теплее, люди одеваются не так тепло, как зимой»; развивать внимание, мышление; формировать положительные эмоции, активность в самостоятельной деятельности.
4 неделя «Смена времен года. Лето» Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения; продолжать ознакомление детей с предметами ближайшего окружения, их назначением; развивать умение определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов.
Перспективный план по познавательной деятельности (ФЭМП)
Месяц Неделя Занятие Задачи
сентябрь 1 неделя «Шар и куб» Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, интерес к занятиям; развивать умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький; различать количество предметов, используя при этом слова один, много, ни одного;
2 неделя «Большие и маленькие мячики» Учить различать количество предметов: много – один – много
упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющие одинаковое название; воспитывать желание слушать стихотворения; сопровождать чтение небольшого поэтического произведения игровым действием; формировать умение обследовать предметы, выделяя величину, включать движение рук по предмету в процессе знакомства с ним; формировать умение называть свойства предметов: большой, маленький; повторять несложные фразы.
3 неделя «Один, много, мало» Закреплять умения различать количество предметов, используя слова один, много мало. Учить составлять группу из однородных предметов. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам. Развивать у детей память, мышление с помощью игровых ситуаций. Развивать общительность и коммуникабельность. Развивать познавательный интерес при помощи игровых ситуаций. Активизировать словарь детей : один, много, мало.
4 неделя «Один, много, ни одного» Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.
октябрь 1 неделя «Один, много, ни одного; познакомить с кругом.» Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.
Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.
2 неделя «Один, много, ни одного; большой, маленький.» Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.
3 неделя «Один, много, ни одного; длинный – короткий, длиннее – короче» Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
4 неделя «Один, много; длинный – короткий, длиннее – короче» Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.
Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
ноябрь 1 неделя «Один, много; различать круг и квадрат.» Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.
2 неделя «Один, много; круг и квадрат» Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.
3 неделя «Один, много, ни одного» Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур; развивать умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький; различать количество предметов, используя при этом слова один, много, ни одного; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, интерес к занятиям.
4 неделя «Длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине» Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.
Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.
декабрь 1 неделя «Длинный – короткий, длиннее – короче» Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.
Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
2 неделя «По много, поровну» Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну. Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.
3 неделя «По много, поровну» Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
4 неделя «Выражения по много, поровну, столько – сколько» Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько.
Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.
январь 2 неделя «По много, поровну, столько – сколько; длинный – короткий, длиннее – короче» Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько.
Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.
3 неделя «Широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине» Познакомить с треугольником : учить различать и называть фигуру.
Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.
4 неделя «Круг, квадрат, треугольник» Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.
февраль 1 неделя «Высокий – низкий, выше – ниже» Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте (способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.
Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.
2 неделя «Больше – меньше» Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.
Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.
3 неделя «Ориентировка во времени: день – ночь» Учить различать части суток: день, ночь; закреплять умении сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения: «длиннее», «короче»
4 неделя «Ориентировка во времени: утро, день, вечер, ночь.» Учить называть временные отрезки: утро, день. Вечер, ночь; закреплять названия геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник)
март 1 неделя «Сравнение двух групп предметов» Совершенствование умение сравнивать предметы по ширине; устанавливать равенство между двумя группами предметов.
2 неделя «Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник» Учить раскладывать предметы в определенной последовательности, сравнивать две группы предметов, обозначать результат словами: «столько-сколько», «поровну», «больше-меньше»
3 неделя «Сравнение предметов по высоте» Учить классифицировать фигуры по цвету; упражнять в сравнении предметов по высоте, обозначать словами результат сравнения «выше-ниже», «равные по высоте»; закреплять умение ориентироваться в пространстве (справа-слева)
4 неделя «Сравнение предметов по величине» Учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения: «большой», «маленький». Инсценировка сказки про Машеньку и зайчонка
апрель 1 неделя «Сравнение предметов по величине» Учить выделять форму, цвет, величину; упражнять в сравнении предметов по величине, развивать воображение. Игровое упражнение «Маленькая птичка»
2 неделя «Сравнение предметов по длине» Упражнять в установлении равенства между двумя группами предметов, обозначая результат сравнения; закреплять названия геометрических фигур, умение классифицировать предметы по длине. Игровое упражнение «Сколько палочек в руке?»
3 неделя «Сравнение предметов по величине» Упражнять в сравнении предметов по величине; закреплять пространственные представления, умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, сравнивать две группы предметов. Упражнение «Вкусное мороженое»
4 неделя «Сравнение предметов по величине» Учить классифицировать по длине, сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов, обозначать словами результат сравнения («больше», «меньше», «столько-сколько»). Игровое упражнение «Бусы»
май 2 неделя «Сравнение предметов по ширине» Совершенствовать сравнивать предметы по ширине, ориентироваться в пространстве ( используя слова: «за», «на», «под», «над», «дальше», «ближе». Игровая ситуация «В гости к белочке»
3 неделя «Ориентировка в пространстве» Учить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: «вверху», «внизу», «на»; упражнять в сравнении двух предметов, расположенных в ряд; закреплять умение пользоваться словами: «столько», «сколько», «поровну», классифицировать предметы по цвету, называть изображение. Игровое упражнение «Лягушата»
4 неделя «Повторение пройденного материала» Закреплять пройденный материал: умение составлять группы из отдельных предметов; находить сходства и различие; сравнивать предметы по величине; закреплять временные представления: утро, день, вечер, ночь. Игровое упражнение «Сажаем цветы»