Рамзия Зитева
Перспективное планирование по кружковой работе в младшей группе
МКОУ «Яндыковская СОШ»
(структурное подразделение №1)
Кружок
«Математические ступеньки» по развитию элементарных математических представлений у детей младшей группы «Ягодка»
на 2017-2018 уч. г.
Руководитель: Зитева Р. З.
Вторая младшая группа (3-4 года)
Программа на учебный год
Количество и счет
Задачи:
Учить:
-сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много, выражать это в речи;
-устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
Публикация «Перспективное планирование по кружковой работе в младшей группе» размещена в разделах
-понимать и использовать в речи слова столько, сколько, поровну, больше, меньше;
-понимать значение вопроса Сколько? И правильно отвечать на него;
-называть числительные по порядку в пределах пяти, относить последнее ко всей пересчитанной группе;
-согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже;
-решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
Знакомить со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа.
Величина
Задачи
Учить:
-сравнивать предметы одного и различных размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине;
-использовать в речи результаты сравнения (большой, меньше, маленький, самый маленький; высокий, низкий; толстый, тонкий);
-выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этим признакам.
Геометрические фигуры
Задачи
Учить:
-обследовать объект зрительно-двигательным путем4
-представлять, что фигуры могут быть разного размера;
-видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Знакомить:
-с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
-геометрическими телами (шар, куб, цилиндр).
Ориентировка во времени
Задача: учить различать и правильно называть части суток (утро, день, вечер, ночь) и времена года (осень, зима, весна, лето).
Ориентировка в пространстве
Задачи
Учить:
-различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева-направо;
-обозначать словами положение предмета относительно себя (слева, справа, наверху, внизу);
-двигаться в заданных направлениях (налево, направо, вперед, назад).
Примерное комплексно-тематическое планирование
Октябрь
Занятие № 1
Тема: «Утро. Большой-маленький. Один-много».
Цель:
-познакомить с частью суток-утро (научить правильно употреблять этот термин в речи);
-учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
-сравнивать знакомые предметы по величине (большой-маленький, употреблять эти слова в речи;
-выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой-маленький);
Сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература:
Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр19.
Занятие № 2
Тема: «Утро. Большой-маленький. Один-много».
Цель:
-продолжать знакомить с частью суток-утро (научить правильно употреблять этот термин в речи);
-продолжать учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
-продолжать развивать умение сравнивать знакомые предметы по величине (большой-маленький, употреблять эти слова в речи;
-выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку (большой-маленький);
Сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература:
Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 20.
Занятие № 3
Тема: «День. Круг. Число 1».
Цель:
-познакомить с частью суток-день (научить правильно употреблять этот термин в речи);
-с числом 1;
-с геометрической фигурой-круг;
-учить обследовать круг осязательное-двигательным путем;
-обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера;
-отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 21
Занятие № 4
Тема: «День. Круг. Число 1».
Цель:
-продолжать знакомить детей с частью суток-день (научить правильно употреблять этот термин в речи);
-с числом 1;
-с геометрической фигурой-круг;
-продолжать учить обследовать круг осязательное-двигательным путем;
-обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера;
-отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 22
Ноябрь
Занятие № 1
Тема: «Вечер. Высокий-низкий, большой-маленький, один-много».
Цель:
-познакомить с частью суток-вечер (научить правильно употреблять этот термин в речи);
-учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий-низкий0, употреблять эти слова в речи;
-закреплять понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине;
-продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 23
Занятие № 2
Тема: «Вечер. Высокий-низкий, большой-маленький, один-много».
Цель:
-продолжать знакомить детей с частью суток-вечер (научить правильно употреблять этот термин в речи);
-продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий-низкий0, употреблять эти слова в речи;
-закреплять понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине;
-продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 24
Занятие № 3
Тема: «Ночь. Число 1. Круг».
Цель:
-Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много;
-учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
-видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры-круг;
-познакомить с частью суток-ночь. Учить правильно употреблять этот термин в речи;
-упражнять в рисовании предметов округлой формы.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 25
Занятие № 4
Тема: «Ночь. Число 1. Круг».
-Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много;
-продолжать учить детей отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
-видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры-круг;
-продолжать знакомить детей с частью суток-ночь. Учить правильно употреблять этот термин в речи;
-упражнять в рисовании предметов округлой формы.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 26
Декабрь
Занятие № 1
Тема: «Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий».
Цель:
-познакомить с числом 2;
-учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под;
-сравнивать знакомые предметы по величине: толстый-тонкий4
-продолжать учить выделять признаки сходства и различия.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 27
Занятие № 2
Тема: «Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий».
Цель:
-продолжать знакомить детей с числом 2;
- продолжать учить детей различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под;
-сравнивать знакомые предметы по величине: толстый-тонкий4
-продолжать учить детей выделять признаки сходства и различия предметов.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 28
Занятие № 3
Тема: «Осень. Число 2. Треугольник»
Цель:
-продолжать знакомить с числом 2;
-учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
-обследовать форму осязательно-двигательным путем;
-рисовать треугольник по точкам;
-называть время года-осень;
-познакомить с геометрической фигурой- треугольник;
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 29.
Занятие № 4
Тема: «Осень. Число 2. Треугольник»
Цель:
-продолжать знакомить детей с числом 2;
-продолжать учить детей отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
-развивать умение обследовать форму осязательно-двигательным путем;
-продолжать учить детей рисовать треугольник по точкам;
- продолжать учить детей называть время года-осень;
-продолжать знакомить с геометрической фигурой- треугольник;
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 30.
Январь
Занятие № 1
Тема: «Число 3. Большая, поменьше, маленькая. треугольник»
Цель:
-познакомить с числом 3;
-учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;
-относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;
-отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
-сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая);
-видеть в форме предметов геометрические фигуры.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 31.
Занятие № 2
Тема: «Число 3. Большая, поменьше, маленькая. треугольник»
Цель:
-продолжать знакомить с числом 3;
-продолжать учить детей называть числительные по порядку, указывая на предметы;
-относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов;
-развивать умение отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
-развивать умениесравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая);
-видеть в форме предметов геометрические фигуры.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 32.
Занятие № 3
Тема: «Число 3. Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький»
Цель:
-продолжать знакомить с числом 3;
-учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи6 поровну, столько же, сколько;
-отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
-продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький);
-различать и называть пространственные направления от себя 9слева, справа, вверху, внизу, посередине).
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 33.
Занятие № 4
Тема: «Число 3. Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький»
Цель:
-продолжать знакомить с числом 3;
- продолжать учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи6 поровну, столько же, сколько;
- продолжать учить детей отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
-продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький);
-различать и называть пространственные направления от себя 9слева, справа, вверху, внизу, посередине).
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 34.
Февраль
Занятие № 1
Тема: «Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький. Логическая задача»
Цель:
-учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи;
-отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
-изображать предметы разной величины;
-продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький;
-развивать зрительное внимание.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 35.
Занятие № 2
Тема: «Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький. Логическая задача»
Цель:
-продолжать учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи;
-продолжать развивать умение отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
-изображать предметы разной величины;
-продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький;
-развивать зрительное внимание.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 35.
Занятие № 3
Тема: «Зима. Число 4. Квадрат»
Цель:
-познакомить с числом 4;
-с геометрической фигурой квадрат4
-учить называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей перечисленной группе;
-обследовать квадрат осязательно-зрительным путем, рисовать квадраты по точкам;
-различать и называть время года-зима4
-отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 35.
Занятие № 4
Тема: «Зима. Число 4. Квадрат»
Цель:
-продолжать знакомить детей с числом 4;
-с геометрической фигурой квадрат;
-продолжать учить детей называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей перечисленной группе;
-обследовать квадрат осязательно-зрительным путем, рисовать квадраты по точкам;
-различать и называть время года-зима4
-отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 36.
Март
Занятие № 1
Тема: «Число 4. Квадрат. Логическая задача»
Цель:
-продолжать знакомить с числом 4;
-учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи;
-относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;
-видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур;
-отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 37.
Занятие № 2
Тема: «Число 4. Квадрат. Логическая задача»
Цель:
-продолжать знакомить с числом 4;
-продолжать учить детей называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи;
-относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;
-развивать умение видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур;
- развивать умение отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 38.
Занятие № 3
Тема: «Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник»
Цель:
-учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи;
-называть числительные по порядку, указывая на предметы;
-относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;
-обследовать форму осязательно-двигательным и зрительным путем;
-познакомить с геометрической фигурой прямоугольник.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 39.
Занятие № 4
Тема: «Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник»
Цель:
-продолжать учить детей различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи;
-называть числительные по порядку, указывая на предметы;
-относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;
-обследовать форму осязательно-двигательным и зрительным путем;
-продолжать знакомить детей с геометрической фигурой прямоугольник.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 40.
Апрель
Занятие № 1
Тема: «Весна. Число 5. Большой, поменьше, самый маленький»
Цель:
-познакомить с числом 54
-продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;
-относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;
-различать и называть времена года-весна4
-сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 41.
Занятие № 2
Тема: «Весна. Число 5. Большой, поменьше, самый маленький»
Цель:
-продолжать знакомить с числом 5;
-продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;
-относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;
-различать и называть времена года-весна;
-сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 44.
Занятие № 3
Тема: «Число 5. Утро, день, вечер, ночь, логическая задача»
Цель:
-закреплять навыки счета в пределах пяти;
-умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
-выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку;
-продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;
-учить отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 46
Занятие № 4
Тема: «Число 5. Утро, день, вечер, ночь, логическая задача»
Цель:
-продолжать закреплять навыки счета в пределах пяти;
-продолжать развивать умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
-выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку;
-продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;
-продолжать учить отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 47
Май
Занятие № 1
Тема: «Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача»
Цель:
-учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи;
-отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
-обследовать овал осязательно-двигательным путем, рисовать овал по точкам;
-познакомить с геометрической фигурой-овалом;
-продолжать учить сравнивать предметы по величине.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 48
Занятие № 2
Тема: «Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача»
Цель:
-продолжать учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи;
-развивать умение отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
-обследовать овал осязательно-двигательным путем, рисовать овал по точкам;
-продолжать знакомить детей с геометрической фигурой-овалом;
-продолжать учить сравнивать предметы по величине.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 49
Занятие № 3
Тема: «Времена года. Овал. Слева, справа»
Цель:
-закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето);
-различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо);
-учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
-видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: овал, круг.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 50
Занятие № 4
Тема: «Времена года. Овал. Слева, справа»
Цель:
-продолжать закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето);
-продолжать развивать умение различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо);
-учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
-видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: овал, круг.
Оборудование: папка с принадлежностями (цветные карандаши, простой карандаш, рабочая тетрадь.
Литература: Методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» Е. В. Колесникова стр. 51