Шугина Варвара
«Пернатые наши друзья». Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы
«Пернатые наши друзья»
Цели:
познакомить детей с зимующими птицами, раскрыть важность заботы о птицах зимой;
заинтересовать обучающихся в решении данной проблемы;
научить изготавливать простейшую кормушку;
развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших”, закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.
Оборудование
Интересный дидактический материал к занятию. /презентация, иллюстрации/
Ход урока
1. Организационный момент
Цель: подготовка детей к предстоящей работе (мотивация знаний)
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы снова отправляемся в путь за новыми знаниями в окружающем нас мире.
Девиз занятия:
"Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости”
воспитатель: Ваше желание познавать новое, хорошее настроение, уважение друг к другу – помогут стать вам мудрее. Желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний
(предварительно перед данным занятием дети совершили экскурсию в зимнюю природу. Они наблюдали изменения в живой и неживой природе зимой, сравнивали объекты наблюдения, видели птиц, прыгающих по дорожке у садика и по крышам домов).
Диагностика знаний детей
воспитатель: Каких птиц мы встретили во время экскурсии? (дети называют)
- Вспомните, кто из пернатых друзей прилетает в основном на нашу кормушку?
- Каких еще птиц вы встречаете на своих кормушках дома?
- Не было ли среди птиц каких-то необычных
3. Сообщение темы, цели урока
Чтение отрывка
Снегирь и синичка
Несколько дней бушевал буран. Все эти дни красногрудый Снегирь просидел в дупле и очень проголодался.
Наконец буран утих, но усилился мороз. Снегирь вылез из дупла и сразу озяб.
- Ой, как холодно! - воскликнул он.
Из соседнего дупла выглянула желтогрудая Синичка. Она тоже была голодна, и так обессилела, что еле шевелилась.
- Есть хочется! - пропищала Синичка.
У Снегиря сжалось сердце от жалости к ней.
- Я сейчас что-нибудь найду, - пообещал он. - Ты сиди в дупле, а то замерзнешь.
Снегирь слетел вниз, огляделся, но ничего съедобного не увидел, вокруг - белым-бело. Снег толстым слоем лежал на земле, облепил деревья и кусты. Снегирю как будто все ещё слышался жалобный писк Синички. Надо было обязательно накормить ее, вернуть ей силы.
Долго искал Снегирь пищу в лесу, да безуспешно. Но вот он вылетел к дороге, по которой люди везли в санях солому.
Из соломы на снег выпал пшеничный колосок. Снегирь внимательно осмотрел его. Зерна из колоска были вымолочены осенью, но одно зернышко осталось. При виде зернышка Снегирю захотелось есть ещё сильней. Он два или три раза порывался проглотить находку, но удержал себя. "Нельзя! - подумал он. - Я же обещал Синичке найти что-нибудь для нее.
Она, наверно, уже заждалась меня”.
Снегирь вернулся в лес с найденным на дороге зернышком пшеницы и отдал его Синичке.
- Подкрепись, - сказал он. - А для себя я ещё что-нибудь поищу. И снова улетел.
Беседа
воспитатель: Что вы узнали из отрывка?
- Что можете сказать о снегире?
- Предположите, о чем будет наше занятие?
- Занятие будет о жизни птиц зимой и о том, как им можно помочь. / Показ слайдов/
4. Изучение нового материала
Воспитатель: Какую пользу приносят птицы?
- Что необходимо для жизни птиц?
- В какое время года птицам особенно тяжело? Почему?
(Трудно зимой, т. к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом)
Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, - отсутствие пищи и холод.
Воспитатель:Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой? (Ответы детей). Рассмотрите птиц на иллюстрациях. Подумайте, по каким признакам их можно узнать. (Ответы детей).
Воспитатель:Зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами. Таких птиц называют зимующими.
Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми. Они обитают вблизи человека, зависят от него: голубь, воробей, серая ворона, галка.
Голуби обитают в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем. Воробей – оседлая птица, зимой мало чирикает, больше молчит, собирается стайками. Питается личинками насекомых, семенами и ягодами, почками и пищевыми отходами. Если воробей громко чирикает зимой – жди снега. (народная примета)
Вороны зимой добывают мясную еду. Перед снегом они летают над лесом - запоминают, где что лежит, чтобы вернуться и утолить голод, находят падаль, криком созывают сородичей. У жилья человека вороны кормятся на помойках пищевыми остатками. Галка обитает в лесах, в поселениях человека. Питается мышевидными грызунами, падалью, растительной пищей, разоряет гнёзда. Галки часто держатся с грачами и воронами. Зимуют в населенных пунктах.
Полуоседлые птицы перемещаются на незначительные расстояния от своих гнездовий. Это глухари, рябчики, сороки, овсянки. Сороки предпочитают низкорослые леса, долины рек, осваивают городские территории. Они ведут оседлый образ жизни, в зимнее время совершают небольшие местные кочевки. Сорока — всеядная птица. Дятел - одна из полезных птиц нашего леса, не улетает на зиму, круглый год уничтожает вредителей. Крошки со стола дятла, упавшие в снег, достаются мелким птичкам.
/загадки/
- Отгадайте загадку:
Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды—
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
Снегирь-самец— красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой. Самки буровато-серого цвета. Летом снегирь обитает в густых лесах и в редколесьях. После первого снегопада снегири покидают родные леса и начинают кочевать. Зимой снегирь питается семенами и ягодами
- Предлагаю отгадать загадку про следующую птичку:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
- Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си)
- А сейчас познакомимся с новой птицей. Кто это? (Дрозд).
Рассказ об этой птице.
5. Физкультминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
6. подведение итогов
Практическая работа
Воспитатель: Что же мы можем сделать, чтобы помочь птицам пережить холода?
(Приготовить кормушку, корм и не забывать класть его в кормушку).