Наталья Кириченко
Педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать
Реальность такова, что педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Ведь нет такого специального курса или учебного предмета в университетах и подобных заведениях, где молодых людей учат, как стать хорошими мамами и папами, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно воспитывать их. В принципе, этому не обучают нигде и никогда. Вопрос о педагогическом просвещении родителей занимает немаловажную роль в ДОУ
Публикация «Педагогическое просвещение родителей в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В совместном воспитании детей есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы, правильной организации объединения усилий дошкольных учреждений и семьи.
Педагогу важно иметь определенные знания для оказания помощи родителям детей по их запросам, умения сплотить, объединить взрослых и детей для совместной продуктивной деятельности, оказывать им посильную помощь и поддержку, предупреждать намечающиеся и разрешать возникающие конфликты. Под педагогическим просвещением родителей принято понимать повышение уровня их педагогической культуры и обеспечение информацией по педагогическим проблемам.
Задача педагога — наладить тесное и плодотворное взаимодействие с родителями воспитанников на основе таких принципов:
• взаимоуважения;
• терпимости;
• толерантности;
• доверия друг другу;
• взаимной поддержки;
• помощи;
• готовности воспринять позиции друг друга
Просвещение родителей должно быть направлено на:
• передачу родителям знаний о закономерностях и особенностях воспитательного процесса;
• развитие педагогического мышления;
• формирование навыков и практических умений в воспитательной области;
• стремление к тому, чтобы родители были активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса.
Подбирая темы и материал для родителей, нужно помнить о таких особенностях предлагаемой информации:
• актуальность и полезность;
• практическая целесообразность, основанная на конкретных фактах и жизненном опыте.
В работе с родителями рекомендовано использовать традиционные и нетрадиционные доступные формы взаимодействия с семьей, основанные на педагогике сотрудничества :
• консультации
• родительские собрания
• индивидуальные беседы
• папки – передвижки
• анкетирование
• развлечения и праздники
• акции
• проекты
• родительская почта
• группа Ватсап
• открытые занятия
• мастер-классы
• занятия с родителями
• творческая мастерская
• памятки и брошюры
Нетрадиционные формы имеют определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и наиболее интересны родителям, потому что они позволяют без назиданий погрузить родителей в среду педагогического общения, дать образцы установок на стиль общения с детьми, увеличить время для совместных дел и игр, создать единое образовательное сообщество.
Контакт должен строиться таким образом. Чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Вторая, и не менее важная задача – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.
Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть то, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка, положительные результаты которых достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу членов коллектива учреждения и членов семей воспитанников.
Главное в работе - завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Следовательно, особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.