Татьяна Коньшина
Педагогические ресурсы событийной педагогики в образовании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Новые требования к качеству дошкольного образования, выраженные в Федеральном стандарте, утверждение профессионального стандарта педагога, модернизация дошкольного образования – все это направлено на развитие личности ребёнка. Но, не-смотря на постоянное совершенствование образова-тельных технологий, использование инновационных методов и средств, интерактивных образовательных ресурсов, ведущая роль в содействии в развитии личности дошкольника по прежнему принадлежит (кому уважаемые коллеги) воспитателю. Да именно он при-нимает непосредственное участие в процессе форми-рования у ребёнка «Я-концепции», окружающего ми-ра и место человека в нём, системы отношений к себе и другим, к обществу и бытию в целом.
Публикация «Педагогические ресурсы событийной педагогики в образовании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одна из значимых идей современного образования - его событийность. В результате которой оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности, смыслы.
Эльконин дал такое определение «Образовательное событие-это специальная форма организации и реали-зации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знаний.
Событийный подход в педагогике чаще всего понима-ется как технология организации и осуществления значимых событий в жизни детского коллектива и от-дельной личности. Он характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздей-ствия. Ему присущ целостный характер, т к оказывает воздействие на сознание, эмоциональную сферу и по-ведение личности.
Уважаемые педагоги давай те вспомним 3 постулата, которые должен сделать каждый человек «Посади дерево, вырасти ребёнка и построй дом» - гласит народная мудрость. В ней скрыто глубинное понимание духовности - назначение и смысл земного бытия человека. Без осознания этой, на вид простой истины, невозможно научиться «сеять разумное, доброе, вечное». Ведь творчество педагога, как и всякое творчество, не может осуществляться само по себе. Оно для других. Для истинного педагога - каждый ребёнок це-лая планета, которую нужно открыть и понять.
Через мои руки прошло не мало ребят и я уже по-рой могу с первого взгляда на воспитанника наметить какие то перспективные линии его развития. Стараюсь внутренне вжиться в каждого ребёнка, поставить себя на его место и его глазами посмотреть на всё окружающее.
Широко пользуюсь мною проверенным методом доверия. Но тут надо учесть одно обстоятельство, ко-торое имеет первостепенное значение: надо чтобы ре-бёнок верил тебе без всякого сомнения. И только то-гда можно проникнуть в его душу, да и сам он рас-скажет самое сокровенное. Вот тогда и начинается процесс «лепки». Лепки будущего человека. Знать воспитанника «На сегодня» - мало, надо знать его «на завтра», чтобы совершенствовать его характер, про-ектировать его будущее.
Поэтому моя педагогическая деятельность постро-ена на основе уважения к личности каждого ребенка, доброжелательного отношения к нему:
• утром встречаю каждого с улыбкой, обнимаю. У нас в группе это называются «утренние обнимашки»
• При встрече интересуюсь : как дела?
• проявляю внимание к их настроению. Для этого в группе есть уголок настроения, где дети «записываются» в команды Колобков (веселые, грустные, смешные, задумчивые).
• вместе с детьми обсудили и приняли «Правила дружбы» в нашей группе.
• поощряю самостоятельность в проведении режимных моментов (дежурство, помощь друг другу и взрослым).
• разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз». Общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру ребенка на руки. В течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.
Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:
• собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;
• знакомя детей, друг с другом, называю их по именам, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них.
• привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложени-ями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости, за другого.
• при организации совместных эмоциональных, по-движных, предметных игр помогаю координиро-вать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр.
• стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем пере-вода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятель-ности или предметы. Любимая моя фраза на нега-тивные поступки: «Это очень печально у нас получилось!»
• помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т. д.
• активно использую картотеку «мирилок».
Работая с детьми, я взяла за правило:
• не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор).
• мой голос не доминирует над голосами детей.
• приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям, играть, и общаться, используя мотивацию, игровые приемы.
• служу примером спокойного общения: разговари-ваю с детьми спокойным, но не монотонным голо-сом.
• Избегаю прямых оценок личности и характера ребенка. Оценку даю только деятельности ребенка.
• Помогаю ребенку проживать «триумф успеха», ра-дуясь его достижениям.
Для поддержки эмоционального благополучия ребенка
• У нас в группе есть «Психологический уголок». Там стоит мягкая мебель, лежат фотоальбомы «Наша группа», «Моя семья», «Домашние питом-цы», «Любимые рисунки», есть кубик настроения, коврик «дружбы». На полочке лежат разноцветные мешочки с различной крупой, массажные мячи – ежики, наборы бумаги для разрывания, клубки пряжи,
• волшебный пластилин.
• «секретная коробочка» для детских рисунков для друга.
• Стаканчик для крика
• Для повышения заниженной самооценки есть «Ко-робочка добрых дел», в которую дети бросают «зерна добра».
• Коврик дружбы
• варежка примирения
• клубнички заполненные разной на ощупь крупой
• кубик настроения
В группе есть цветок добра, который растет и рас-цветает от добрых дел детей,
• На полу лежит «коврик - злости» ,по которому, можно потопать и злость пройдет. Есть телефоны «Позвони маме».
Для формирования у детей потребности в общении, развития умения сотрудничать, договариваться, учитывать интересы и чувства других. я решила, использовать в образовательном процессе новую для меня методику «Работа в паре». Работа по данной методике проходит в 3 этапа.
Первый этап - когда дети получают позитивный опыт работы в паре. Когда один выполняет, другой проверяет и наоборот (руководит воспитатель)
Второй этап - когда паре детей предлагается выбор предмета деятельности, развивается самостоятельность и творчество (воспитатель советует).
Третий этап – дети делятся на пары по жребию и выполняют самостоятельно совместную творческую работу.
Смысл методики состоит в том, что задание полу-чает не каждый ребенок группы в отдельности, а пара детей, которая должна его выполнить, научившись договариваться о предмете и способе деятельности - другими словами, «что делать?» и «как делать?» Де-тям нравится работать в паре, особенно если они лег-ко договариваются, уступают друг другу, «передавая» попеременно лидерскую позицию, свои придумки. В большинстве случаев дошкольники приходят к согла-сию ради выполнения общего задания.
Если пару образуют дети с сильными лидерскими стремлениями, не готовностью уступить, то договор тормозится. В этом случае я предлагаю им догово-риться о том, что, например, крылья у птички будут такими, как говорит один из участников пары, а глазки- как предлагает другой.
Правильно организованная деятельность с использованием этой методики позволяет получить ребенку важный психологический опыт договора со сверстни-ками, опыт такого взаимодействия, в котором можно предложить свое, но при этом нужно услышать жела-ние другого, договорится так, чтобы достичь, общую цель. Как правило, это удается (с помощью воспитателя) и дети действительно рады, что у них все получилось.
Дети выходят за пределы дошкольного детства благодаря взаимодействию с меняющимся миром, благодаря взаимодействию со взрослыми, родителями и педагогами. Это взаимодействие, если рассматривать его развитие во времени, является образовательным и влияет на формирование образа своего «Я», на становление образа мира и представлений о своём месте в нём. Рассматривая образовательный процесс таким образом, можно сказать, что у дошкольной педагогике как науке, есть будущее.
Современная дошкольная педагогика способна по-смотреть на ребёнка со стороны изменений в личности и поведении, деятельности растущего человека в изменяющемся мире.
Таким образом, событийная педагогика, которая сегодня прорастает из традиционных взглядов на до-школьную педагогику как науку, может стать действительно педагогикой будущего, не отвергая прошлого, своей истории.
Литература:
1. Н. Миклеева «Образовательный процесс сегодня : новый взгляд в дошкольной педагогике», ж. Обруч,№6 2015г.
2. Н. А. Князева «Работа детей средней группы в паре: развиваю-щие возможности методики в контексте ФГОС ДО»,справочник Старшего воспитателя№2 2016г.
3. Н. А. Князева «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников старшей группы», справочник Старшего воспита-теля №12 2015г.
4. Н. Н. Агафонова «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы», справочник Старше-го воспитателя №4 2015г.