Лариса Каргаполова
Педагогическая гостиная для родителей «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая гостиная для родителей :
«Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»
Цель:
• Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
Публикация «Педагогическая гостиная для родителей „Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
• Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;
• Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей.
• Обогатить методическую копилку для родителей «Домашний Речевичок»
Подготовительная работа:
• Оформление приглашений для родителей в гостиную.
• Анкетирование родителей по проблеме «Речевое развитие детей» (приложение №1).
• Создание презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ».
• Оформление выставки дидактических игр, направленных на развитие речи дошкольников.
• Памятки для родителей «Факторы успешного речевого развития детей» (приложение №2).
• Индивидуальное общение с родителями на тему : «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»
План проведения мероприятия:
1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».
2. Знакомство с результатами анкетирования родителей.
3. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»
4. Памятка для родителей «Факторы успешного речевого развития детей».
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово воспитателя «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологию».
Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.
Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.
Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом.
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.
Именно методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.
1. Проводится анализ результатов анкетирования родителей «Речевое развитие детей» (приложение №1).
2. Показ презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ»
В нашем детском саду очень широко и активно используются методы и приёмы, предлагаемые ТРИЗ-технологией. (слайды 1-2) С некоторыми из них мы хотим вас познакомить и поиграть.
• Эвроритм (слайд 3) – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану: 1. Функция и противоречия в данном объекте;
2. Варианты, которыми представлен объект ( фантазирование: каких вариантов не существует);
3. Анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;
4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;
5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;
6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).
• Круги Луллия. (слайд 4)
Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. "Составь слово" - используется для составления слов. "Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков. "Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.
• Пособие «Гусеничка» (слайд 5)
формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.
• «Волшебная дорожка». (слайд 6)
В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия, и многому может научиться.
• "Дидактический мяч» (слайд 7)
Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол, а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.
• Пособие «Часы» (слайд 8)
Символы имё н признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т. д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.
• «Вертолина» (слайд 9)
Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.
• Игра «Дразнилка»
На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. - … глаза
Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.
Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.
• Игра «По кругу»
Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т. д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
• Игра «Шкатулка со сказками»
Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.
Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
• Игра «Превращения»
Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан, кепка без козырька (в шапку, кувшин без горлышка и ручки (в вазу, диван без спинки (в кровать, стул без спинки (в табурет, кресло без подлокотников (стул).
• Игра «Исправь ошибку»
Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».
Примерный речевой материал:
1 внучка маленькая, а бабушка старенькая;
2 Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
3 Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
4 Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
5 Заяц серый, а петушок смелый;
6 Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
7 Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
8 У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. п.
5. Подведение итога мероприятия.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»
Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, дополняет её с получением большей эффективности в результатах.
(предлагается памятка ««Факторы успешного речевого развития детей»)
Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители! Всем удачи и до скорых встреч!
Используемая литература:
1. Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. - М. : Детская литература, 1984 г. - 243 с.
2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.
3. Гуткович И. Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск,1996г. -100 с.
4. Мурашковска И. Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". -Рига 1994 г.
5. Нестеренко А. А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.
6. Поддъяков Н. Н., Сохин Ф. А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г.
7. Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н. И. Ардашева, И. Я. Гуткович, Т. А. Сидорчук, О. Н. Тарасова. -Ульяновск, 1995г. -67с.
8. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М. : Просвещение, 1990 г.
9. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998.
10. Самойлова О. Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.
11. Сидорчук Т. А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г. - 52с.
12. Сидорчук Т. А., Мушарапова Л. А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр. 75-77.
13. Сидорчук Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток",1998. -64 с.
16. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.
Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”
1. Фамилия, имя ребенка___
2. Дата рождения___
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) ___
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ___
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ___
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ___
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ___
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?___
11. Присутствуете ли на детских праздниках?___
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?___
Благодарим за сотрудничество!
Факторы успешного речевого развития детей.
(памятка для родителей)
1. Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения,
2. Создавать условия для общения с другими детьми,
3. Речь взрослого – пример для подражания,
4. Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
5. Совместные игры взрослого и ребёнка,
6. Чтение художественной литературы, разучивание стихов,
7. Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему»,
8. Совместные выезды на природу, экскурсии
9. Рассказывание стихов руками.