королева анна
Консультация для родителей «Играя, развиваем речь»
▼ Скачать
Консультация для родителей «Играя, развиваем речь»
Воспитатель: Королева Анна Леонидовна
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
№ 341 городского округа Самара»
Консультация для родителей «Играя, развиваем речь»
Публикация «Консультация для родителей „Играя, развиваем речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о свое-временном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский.
Цель: развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями. Развивать умения детей по слове-сному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитиро-вать действия людей и движения животных. Помогать детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя, согласно правилам. Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова. Прививать любовь к ху-дожественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.
Задачи :
- целенаправленно обогащать словарь детей;
- развитие активной речи;
- формировать потребности детей в общении со взрослыми и со сверстника-ми посредством речи;
- понимать речь окружающих без наглядного сопровождения;
- способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действи-тельности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
- формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естест-венной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
- приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Актуальность проблемы:
Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом раз-витии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Ведь ран-ний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи.
В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.
Дидактические игры
ПОТЕРЯЛИСЬ
Цель: Соотносить название животного с названием детеныша.
Материал: Игрушечный домик, животные (игрушки) : утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.
Ход игры: Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.
ЧЕЙ ГОЛОС?
Цель: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Материал: Игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и ля-гушонок, корова и теленок.
Ход игры: В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.
Дид. игра «Гуси»
Цель: уточнить и закрепить произношение звука а, готовить детей к составлению текста –описания.
Материал: картина «Гуси»
Ход: Воспитатель показывает детям картину, они ее вместе рассматривают. Это гуси. Гуси белые и серые. У гуся длинная шея и красные лапы. Гусь кричит: га-га-га. Какая шея у гуся? Какие лапы? Как гусь кричит? (Ответы детей.) сейчас мы будем гусями. Ходим переваливаемся с ноги на ногу. (Воспитатель показывает, как ходят гуси. Дети повторяют за ним движения.)
Подвижные игры
«Кот и мыши» (игры с ходьбой и бегом)
Дети сидят на скамейке – это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты сидит кот, роль которого исполняет инструктор. Кот засыпает (закрывает глаза, а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает.
«Воробышки и автомобиль» (игры с ходьбой и бегом)
Дети садятся на скамейку на одной стороне площадки – это воробышки в гнездышках. На противоположной стороне встает инструктор. Он изображает автомобиль. После слов инструктора: «Полетели воробышки на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.
По сигналу инструктора «Автомобиль едет, летите, воробышки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробышки улетают в гнезда (садятся на места). Автомобиль возвращается в гараж – воробышки полетели.
«Огуречик, огуречик.» (игры с ходьбой и бегом)
Дети становятся за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне живет мышка (инструктор или кто-либо из детей). Все идут по площадке по направлению к мышке и произносят:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
С окончанием слов мышка начинает ловить убегающих детей.
Сюжетно – ролевые игры
Игрушки у врача
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
«Уложим кукол спать»
Цель: закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте приемом приложения друг к другу, воспитывать доброжелательность.
Оборудование: 2 куклы, разные по росту, 2 кроватки разной длины, 2 стула разной высоты, 2 простыни разной длины, 2 одеяла разной ширины.
Игра-ситуация «Построим башенку для принцессы»
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей
Театрализованная деятельность
Театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, разви-тия мышления, воображения, творческих способностей.
Инсценировка сказок:
«Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кто сказал мяу».
Чтение и заучивание потешек:
«Пошел котик на торжок», «Огуречик, огуречик», «Тили-тили-бом»
«Ты, собачка не лай»
С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему. Для малыша речевая активность – огромный труд. Играя с малышом дома, обращайте его внимание на качества, свойства того или ино-го предмета, используя при этом в своей речи как можно больше прилага-тельных для описаний.
Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.
В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые ма-ленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.
Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.
Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со сто-роны родителей и нас воспитетелей, в том числе.
Список литературы:
1. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет: развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
2. Жукова О. С. Энциклопедия развития и обучения ребенка раннего возраста. От 6 месяцев до 3 лет – изд. Астрель, 2010.
3. Ильюшина Т. Н. Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста – изд. Учитель, 2010.
4. Ладутько Л. Картотеки дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников – изд. Содействие, 2011.
6. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей».
7. В. В. Гербова «Развитие речи детей раннего возраста»
8. М. Монтессори «Игры для малышей»
Программы:
А) «От рождения до школы»