Светлана Будз
Патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно-нравственного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Свое выступление я хочу начать словами:
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать.
Данная тема реализуется в рамках программы духовно-нравственного развития младшего школьника и нашла свое отражение в долгосрочном проекте с первого по четвертый класс, включительно: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ». Данный проект я реализую через классные часы, праздники, экскурсии и др.
Цели и задачи проекта.
Публикация «Патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно-нравственного развития» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель проекта: воспитание патриотических чувств младших школьников к Родине.
В ходе работы над проектом решаются следующие задачи:
• развивать личность, обладающую качествами гражданина-патриота Родины;
• расширять знания о родной области, селе, городе;
• воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа;
• формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
• воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
• формировать у детей и их родителей интерес к изучению истории своей семьи;
• развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к увиденному через рисунки, написание рассказов, изготовление поделок.
Содержательные линии проекта.
Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности нашей Родины.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности славянской и еврейской культур, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учётом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Содержание проекта:
• Подготовительный этап – сентябрь 2016 г.
• Экспериментальный этап – октябрь 2016 — май 2020 г.
• Обобщающе-аналитический этап – май 2020 г.
Актуальность проекта.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.
Патриотическое воспитание становится той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Сегодня эта проблема актуальна, как никогда, ее озвучил наряду с другими важными моментами в образовании, президент в своем послании к федеральному собранию, школа должна делать ставку на патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание я строю, учитывая возрастные психологические особенности детей, их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, уважительно к людям, ко всему окружающему выбраны разнообразные формы и методы ознакомления:
• экскурсии по городам Крыма,
• беседы, информационные часы,
• классные часы, деловые игры, викторины,
• круглые столы, дискуссии,
• творческие работы,
• участие в митингах, параде Победы, концертных программах, посвященных знаменательным датам страны,
• встречи с людьми разные профессий и об их значимости,
• оформление уголка в классе «Мы – патриоты своей страны»
• участие в военно-патриотической игре «Зарничка»
• проведение уроков Мужества
• выезд на военно-патриотические сборы (г. Керчь)
Уголок постоянно обновляется в зависимости от той тематики, которую проходят дети. Большая значимость этого проекта еще и в том, что сегодня ФГОС проводит вводные, промежуточные и итоговые диагностические работы, в которые включены задания на разные темы, и блоку на углубленное знание городов, символов России, праздников и традиций всех народов, проживающих на территории Российской Федерации. Особое внимание уделено на знания патриотических праздников России. Конечно, данные темы присутствуют в школьной программе «Окружающего мира». Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.
Воспитание патриотизма я начала со знакомства с историей и бытом русского народа, на эту тему прошло ряд классных часов на такие темы, как
«Семейные ценности и традиции», «Важность профессии моих родителей», и, конечно, экскурсии на предприятия. Подготовка к праздникам проходит в рамках мини-проектов. Например, в первом классе был запущен проект «Удивительный мир птиц». Дети с помощью родителей искали информацию о птицах, на уроках технологии изготовляли кормушки, кормили птиц, наблюдали за ними. Итогом стал праздник совместно с родителями, приуроченный ко Дню Земли, на котором дети в творческой форме защищали свои наработки и рефлексией стали их мини- сочинения о птицах, стихи и изготовление фигур разных птиц.
К празднованию Великой Победы прошло ряд классных часов, например: «Мы помним! Мы гордимся!», «Этот день мы приближали как могли…» и др. Мы ходили на экскурсию к памятникам города, возлагали цветы, посещали на дому участников войны, дети участвовали в параде Победы, участвовали во всероссийских акциях, конкурсах посетили исторический памятник «Концлагерь «Красный».
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения воспитать из каждого ребёнка настоящего гражданина своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать. Помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны. Вместе – мы сила, которая способна творить чудеса, которая способна преодолевать любые вершины. Патриотизм – наша мощь, которая поможет всему миру говорить о нашей стране с уважением, как о стране с глубокими национальными корнями и способной чтить традиции предков.
Ожидаемый результат:
1. Повышение ответственности у ребёнка за свои действия по отношению к природе Родины, уважению к своей нации и представителям других национальностей.
2. Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью учащихся класса.
3. Повышение качества промежуточных и итоговых диагностик по изучаемым предметам.
Свое выступление я хочу закончить словами Бернарда Шоу: «Патриотизм : убеждение, что твоя страна лучше других, потому что именно ты в ней родился»