Юлия Пискова
Патриотическое воспитание дошкольников в процессе театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
«]Патриотическое воспитание дошкольников в процессе театрализованных игр»
Проблема нравственного становления личности была выбрана не случайно, она существует очень давно, и в этой области сделано немало открытий. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе театрализованных игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Игры-драматизации способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения - познавательного, влияющего на становление логико-символической функции сознания, и аффективного, способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, отзывчивости. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей развиваются и остальные психические процессы : восприятие, мышление, внимание, память и др.
Поскольку проблема формирования нравственных ценностей является актуальной, она была выбрана для более глубокого изучения, определена цель исследования: рассмотреть эффективность игр-драматизаций в воспитании нравственных ценностей у старших дошкольников. Во время работы над темой были определены следующие параметры исследования:
Объект исследования: процесс формирования нравственных ценностей у старших дошкольников.
Предмет исследования: игры- драматизации как средство формирования нравственных ценностей.
Задачи исследования:
1) на основе изучения научной литературы определить понятие «нравственных ценностей» и рассмотреть особенности их воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
2) изучить возможности игр – драматизации в формировании нравственных ценностей;
3) проанализировать содержание игр-драматизаций в современных образовательных программах и доказать их значение в формировании нравственных ценностей;
4) изучить представления детей седьмого года жизни о ценностных нравственных качествах;
5) провести опытную работу по формированию нравственных ценностей средством игр-драматизаций и проанализировать её результаты.
Гипотеза:
Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
• включать игры-драматизации в целостный педагогический процесс;
• игры-драматизации будут разыгрываться по художественным произведениям, сюжет которых помогает дошкольникам усвоить нравственные ценности;
• игры-драматизации будут наполняться творческой деятельностью, включающей в себя проявление нравственных ценностей: доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания, смелости, честности и др.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы;
• педагогический эксперимент;
• наблюдение;
• беседа;
• математическая обработка материала.
Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев в своих исследованиях отмечали, что общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Поэтому ценностные ориентации личности не всегда совпадают с ценностями, выбранными общественным сознанием. Общественные ценности становятся стимулами, побудителями к действию в том случае, если они осознаются и принимают человеком, становясь его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями.
В. И. Логинова, П. Г. Саморукова утверждали то, что личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный набор личностью духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую, индивидуальную систему гуманистических ценностных ориентации, которые характеризуют её мотивационно - ценностное отношение.
И. Ф. Исаев подчеркивает, чтобы ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы человек её ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, представляет необходимый момент внутреннего существования, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть её гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий.
Та или иная ценность становится объектом потребности личности в том случае, если осуществляется целенаправленная деятельность по организации, отбору объектов и созданию условий, которые вызывают необходимость её осознания и оценки личностью. Таким образом, воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.
Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, дают следующее толкование интериоризации - это переход извне вовнутрь. Интериоризация является одним из основополагающих понятий культурно - исторической теории отечественного психолога Л. С. Выготского. По его мнению, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризация становится компонентом психики отдельного индивида.
В психолого-педагогическом словаре Е. С. Рапоцевича понятие «интериоризация», представлено как формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация практикуется как преобразование внешней структуры внешней предметной деятельности в структуру внутреннего сознания, т. е. как превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические отношения с самим собой. Её нужно отличать от любых форм получения «извне», переработке и хранения «внутри» знаковой информации (восприятие и память). Интериоризация составила основу понимания природы внутренней деятельности на проводной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения. Выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений. В теории деятельности интериоризация - это перенос из соответствующих действий относящихся к внешней деятельности, в умственный план. Этот перенос осуществляется через ряд этапов:
• этап составления схемы ориентировочной основы действия;
• этап формирования действия в материальном виде;
• этап формирования действия как внешне речевого;
• этап формирования действия во внешней речи по себя;
• этап формирования действия во внутренней речи.
Таким образом, умственное действие, которое так не похоже на породившее его внешнее, материальное, есть продукт поэтапного преобразования, поэтапной интериоризации последовательного.
Т. А. Куликова [14] определяет воспитание и интериоризацию личности, как перевод во «внутренний план» общечеловеческих ценностей и выработку собственных ценностных ориентаций, невозможных только на уровне осознания (когнитивном). В этом процессе активную роль играют эмоции. Эмоциональная природа процесса интериоризации подтверждается многочисленными исследованиями. В них показано, что социальные ценности воспринимаются не только сознанием, рациональным мышлением, но прежде всего чувствами. Даже понимание общественного значения не просто «сопровождается», а «окрашивается» чувствами. Участие чувств определяет реальность принятия этого значения личностью, а не просто его понимание. Следовательно, интериоризация общечеловеческих ценностей требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного, рационального и практического (готовность к деятельности, социального и индивидуального в личности.
И. Ф. Исаев определил воспитание как одно из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.
В психолого-педагогическом словаре Е. С. Рапоцевича, понятие «воспитание» в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагога и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического воспитании. Деятельность педагога в этом случае называется воспитательной работой.
Такое единство характеризует достаточно высокий уровень развития ценностных ориентации личности, что позволяет ей избирательно относиться к окружающим явлениям и предметам, адекватно воспринимать и оценивать, устанавливать не только их субъективную (для себя, но и объективную (для всех) ценность, т. е. ориентироваться в мире материальной и духовной культуры.
В. И. Логинова, П. Г. Саморукова [9], выделяют два способа организации воспитания как целенаправленного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей. Первый заключается в том, что стихийно сложившиеся и специально организованные условия избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической активизации постепенно упрочняются и переходят в более устойчивые мотивационные образования. Такой способ организации процесса интериоризации общечеловеческих ценностей основывается на естественном усилении тех побуждений, которые по своему содержанию как бы в качестве исходного момента (например, интерес к чтению). Это предполагает стимулирование деятельности в основном изменением внешних условий воспитания.
Второй способ организации воспитания с целью интериоризации общечеловеческих ценностей состоит в усвоении воспитанником предъявленных ему в «готовом виде» побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам ребенок должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие. В этом случае требуется объяснение смысла формируемых побуждений, их соотнесение с другими. Это облегчает воспитаннику внутреннюю смысловую работу и избавляет его от стихийного поиска, связанного не редко с множеством ошибок. Данный способ опирается на содержательно-смысловую переработку действующей системы мотивов. Он предполагает её стимулирование изменением внутри личностной «среды» через сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.
И. Ф. Исаев утверждает, что полноценная организация воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей требует использования и первого и второго способов. Это связано с тем, что оба они содержат в себе достоинства и недостатки. Недостаточность первого способа состоит в том, что, даже организуя воспитание в соответствии с теми или иными психолого-педагогическими условиями, нельзя быть уверенным, что формируются именно требуемые по содержанию гуманистические побуждения. Вот почему его необходимо дополнит вторым способом, согласно которому к воспитанникам предъявляются требования, нормы поведения и идеалы, имеющие социальную ценность, объясняется их смысл и необходимость. В то же время недостаточность второго способа связана с возможностью чисто формального усвоения требуемых побуждений.
В дошкольном возрасте, по мнению Е. Смирновой особое значение в присвоении нравственных ценностей имеют эмоции и чувства. Именно поэтому важным является педагогически целесообразных средств и методов работы с детьми.
Эффективными будут те из них, которые максимально затрагивают эмоциональную сферу ребенка. Кратчайшим путем донесения до души, до сознания ребенка нравственной сути тех или иных явлений, событий являются произведения искусства. Очень важно в дошкольном возрасте читать детям художественные произведения, разыгрывать по ним игры-драматизации.
Их особая роль в формировании таких нравственных ценностей, как доброта, отзывчивость, сочувствие, любовь, забота, честность, дружба и др. будет рассмотрена в следующих параграфах.
Характеристика игр - драматизаций, их содержание в старшем дошкольном возрасте
Игра в дошкольном возрасте – это ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом воспитания и обучения ребят.
Детские игры отличаются большим разнообразием: подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации. Условием нравственного развития является формирование произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки в игровой деятельности. Для того, чтобы дать характеристику играм-драматизациям, необходимо раскрыть это понятие. В словаре С. И Ожегова драматизации, трактуются как умение переделать какое - либо произведение, придавая ему форму драмы рода литературных произведений, написанных в диалогической формы и предназначенной для исполнения актерами на сцене.
А. М. Леонтьев определяет игру-драматизацию как «предэстетическую деятельность», одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей. Игра – драматизация - художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться и почувствовать себя кем-то другим.
Р. И. Жуковская выделяет следующие игры - драматизации:
• непосредственное выполнение ролей детьми;
• показ детьми настольного театра с использованием игрушек и персонажей;
• конструирование из снега сказочных домиков, лепка зверей с созданием декораций.
Е. Смирнова обращает внимание на то, что замысел в играх-драматизациях приобретает особый характер, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги. План игры и последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст - произведения. Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже почувствовать ее художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Современные комплексные вариативные программы предполагают органично решать проблемы воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет средством игр-драматизаций.
Программа «Развитие» (под ред. О. М. Дьяченко) в разделе «Игра» предлагает создавать детям условия для свободной самостоятельной игры с настольными игрушечными персонажами, с которыми можно разыграть разнообразные события; поддерживать интерес детей к игре-драматизации по известным сюжетам, предлагая детям разнообразные ее формы (драматизация по ролям, настольный театр, куклы би-ба-бо) и участвуя в ней вместе с детьми.
В программе «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович) игры-драматизации входят в раздел «Творческие игры», где в старшей дошкольном возрасте предусматривается разыгрывание в творческих, театральных, режиссерских играх сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий. Разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками самоделками; пальчиковый театр; театр марионеток.
В программе «Истоки» (под ред. Л. А. Парамоновой) в разделе «Ведущая деятельность игра» отмечается, что театральные, игры-драматизации, празднично-карнавальные, а также соревновательные игры-развлечения требуют соответствующей подготовительной (подбор костюмов, декораций, специальных игрушек и атрибутов, в том числе репетиционной работы с детьми. Детей нужно учить управлять игрушечными персонажами кукольного театра, техническими, в том числе и компьютерными играми, не допуская при этом нервной перегрузки детей. К концу седьмого года жизни ребенок должен уметь:
• создавать сюжет совместной и индивидуальной игры, использовать и комбинировать знания, полученные из разных источников;
• играть в воображаемом словесно оформленном плане, принимая и разыгрывая роли в форме игровой беседы, то есть ролевого диалога, а также разыгрывая сюжетные события в форме игрового монолога, близкого к сочинительству, отталкиваясь при этом от реальных игрушек, рисунков картинок, впечатлений;
• согласовывать творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками, продолжать свои игровые действия, включая в них события, предложенные партнером;
• наделять игровым значением нейтральный объект в смысловом поле игры, создавать игровую ситуацию из неоформленных подсобных материалов, средообразующих предметов, графических изображений и изменять их в соответствии с развитием сюжета в игре;
• свободно и с интересом играть в разные игры - сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, игры с правилами.
В программе «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией (М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой), в разделе «Театрализованные игры» отмечается, что в старшем дошкольном возрасте следует учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; учить создавать творческие игры для подготовки и проведения спектаклей, концертов; воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления : игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Так же необходимо предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.
Таким образом, анализ современных комплексных вариативных программ показал, что игры-драматизации как средство развития нравственных ценностей, присутствует в программах «Развитие» и «Детство» и выделяется отдельным пунктом в соответствующих разделах. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» игры-драматизации являются частью театрализованных игр и предлагают решение задачи формирования нравственных ценностей через чувствование и понимание эмоционального состояния героев литературных персонажей.