Анастасия Иванова
Патриотическое воспитание дошкольников на примере истории родного края
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Раньше уделялось большое внимание воспитанию патриотических чувств у детей, в последнее время, к сожалению, вопрос воспитания граждан своей Родины угас, стал неактуальным. За эти годы мы растеряли многие ценности души человеческой. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности нашей жизни не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников на примере истории родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Наша задача, как педагогов – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, родному селу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Чувство любви и уважения к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке, к своему дому. Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную лепту в семейное дело. Это чувство «родительского дома» ложится в основе любви к Родине, к Отчизне. Традиции семьи, привычки, уклад жизни входят в социальный опыт ребенка, и остается в нем как приятные воспоминания детства.
В нашем детском саду мы осуществляем тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. В этом нам помогают спортивные и фольклорные праздники с участием родителей.
Так мы можем познакомиться с родословной семьи. И могут возникнуть семейные проекты: «Моя мама лучшая на свете», «Происхождение фамилии». Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера группы, в благоустройстве территории детского сада.
Через знакомство с улицей, на которой живет ребенок, где находится его детский сад, начинается воспитание любви и привязанности к своему родному городу. Мы знакомимся с достопримечательностями, памятными местами, узнаем о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами.
Любить свой город – значит и любить природу. Через экскурсии и прогулки в парк, на стадион мы прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, разных породах деревьев произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства. С целью воспитания у дошкольников стремления своим трудом оберегать природу и приумножать ее богатства мы организовываем их труд в природе: они выращивают комнатные растения, овощи, цветы, ухаживают за птицами.
Патриотическое воспитание немыслимо без предъявления достойных образцов для подражания, которыми являются известные соотечественники: А. Г Николаев, В. И. Чапаев, И. Я. Яковлев, Г. Н Волков, К. В. Иванов, Олимпиада Иванова
В каждой группе есть уголок национальной культуры, в котором собран материал по ознакомлению детей с родным краем, городом, страной, с иллюстрациями и фотографиями. Дети с удовольствием играют с куклами в национальных костюмах, играют в дидактические игры.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг. Подводим детей к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
Дети с интересом рассматривают картины и иллюстрации, отражающие боевые подвиги и мирные будни воинов. С воспитанниками старшего возраста можно познакомиться с различными родами войск, с боевыми наградами, с именами героев Великой Отечественной войны. Доброй традицией может стать конкурс рисунков, поделки к празднику День Победы
Педагог в своей работе должен использовать все виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает у дошкольников любовь к Родине.