елена паршина
Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа
▼ Скачать + Заказать документы
Паршина Е. П., воспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад №18»Ливны.
Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных, сложных и самых актуальных задач для ДОУ, потому, что это период становления личности, когда закладываются предпосылки чувства патриотизма и гражданственности.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа» размещена в разделах
Героическое наследие защитников Отечества, продемонстрировавших мужество, доблесть, отвагу, оставшиеся верными чести и долгу, является важным символом сохранения народной памяти российской нации, воспитания патриотизма, укрепления чувства сопричастности к судьбе нашей Родины. Воспитание дошкольников на примерах высочайшего героизма людей старшего поколения, будет поддерживать историческую связь и преемственность поколений. В настоящее время, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками надо делать акцент именно на патриотическое воспитание.
Трагическая и славная история двадцатого века является не только основой для формирования любви и уважения к Родине, но и отличным наглядным пособием в виде сохранившихся фото и видеоматериалов, предметов военного времени, воспоминаний очевидцев. Тема патриотического воспитания мне очень близка и поэтому она стала приоритетным направлением в моей деятельности.
Главная цель моей работы: совершенствование уровня знаний детей по формированию патриотических чувств. Эту цель достигаю путем реализации следующих конкретных задач:
- знакомство детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа, выдающимися историческими и современными деятелями;
- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном.
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины
- формирование чувства привязанности к родному дому, семье, близким людям.
- ознакомление с историей возникновения г. Ливны, историческими памятниками и достопримечательностями города;
- расширение представлений детей об истории семьи, рассказывать детям о воинских наградах прадедов и подвигах членов семьи в годы ВОВ.
- воспитание чувства любви к малой родине, Отечеству, осознание себя гражданином России – продолжателем традиций предков, защитником Земли, на которой родился и вырос; осознание личной ответственности за Россию;
- воспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности.
Работу по патриотическому воспитанию разделить на 4 этапа:
Изучение методической литературы для повышения педагогического опыта.
Составление перспективного планирования работы по формированию патриотического воспитания у дошкольников.
Работа по созданию развивающей предметно – пространственной среды. (далее РППС)
Взаимодействие с родителями.
Работу по патриотическому воспитанию я начала с изучения методической литературы. Изучив большое количество методического пособия, я увидела, что многих эта проблема волнует и помогает по новому взглянуть на пути ее решения. Разработала и реализовала педагогические проекты на тему: «Маленькие патриоты», «Дети участники войны»,
«Города воинской славы», «Мы знаем, мы помним, мы гордимся»; составила перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию.
В патриотическое воспитание включала следующие основные аспекты:
- рассматривание репродукций картин и альбомов с военной тематикой;
- организация экскурсий по историческим местам и достопримечательностям родного края;
- посещение музеев и выставок патриотической направленности с обсуждением, с детьми увиденного и услышанного на них;
- проведение тематических непосредственно образовательных видов
деятельности в форме занятий - рассуждений на тему любви к Родине, чтения и обсуждения художественных произведений (детской литературы и фольклора) патриотического характера, заучивание стихотворений;
- просмотр мультфильмов и фрагментов художественных фильмов о героической победе русского народа в Великой Отечественной войне;
- организация тематических мероприятий: праздники, развлечения,
досуги, утренники, соревнования, конкурсы, игры и т. д. ;
- организация встреч с военными, ветеранами из числа близких родственников детей, в ходе которых предлагать детям рассказать о военном прошлом своих близких родственников – участников Великой Отечественной или других войн;
- организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;
- создание зоны развивающей предметно – пространственной среды, посвященной российским и региональным традициям и символике, семейным традициям; места для рассматривания и чтения детьми книг, изучения материалов, посвященных истории и современной жизни России и региона, города;
- создание тематического уголка «Маленькие патриоты», посвященного героям и событиям в истории России и региона;
- проведение праздничных концертов, посвященных великим историческим и общественно значимым праздникам России с поздравлениями и выступлениями для ветеранов Великой Отечественной войны и тыла;
- организация выставок детского творчества, викторин, конкурсов
патриотической песни.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане.
Работа по патриотическому воспитанию ведется последовательно, от более близкого, знакомого, к более сложному.
Работу по патриотическому воспитанию дошкольников разделила
на 3 года обучения, выбрав следующие направления:
1 направление - это дом и семья, близкие родственники, знакомые. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу порождает чувства, которые он проносит через всю жизнь. Семья - родной дом и первые «объекты» окружающего мира, которые помогают маленькому гражданину понять его связь с близкими людьми, через которых закладываются чувства привязанности, уважения и всепоглощающая любовь к родителям. Беседы: «Моя семья», «Мой дом», «Мои друзья», «Мои игрушки», «Чем я люблю заниматься», «Папа, мама, я - дружная семья» и другие дают чувство надежности, уверенности в будущем. Именно любовь, рожденная в семье, помогает формированию более глубокие чувства такие, как патриотизм.
2 направление - мой родной город и любимые места в нем, где ребенок формируется как личность, где растет, взрослеет, где закладываются его гражданские позиции. Используя первый опыт патриотического воспитания, мы расширили зону познания. Любимый край, область, даже небольшой город не повторим. Это нужно показать ребенку. В каждом месте своя природа, свои национальные традиции, свой быт и культуру. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной город. Надо показать также ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми тружениками, участниками войны.
3 направление - страна, отношение к Родине как ребенка - патриота, будущего гражданина России, защитника Отечества. 3год обучения - самый ответственный период, наполненный малознакомым материалом о России, такой большой и неизведанный.
С детьми были проведены тематические беседы: «Наш город - Ливны», «Орел - город первого салюта», «Природа родного края», «Заочная экскурсия по городу», «Достопримечательные места города», «Имена героев земляков носят улицы города», «Интересные люди живут рядом с нами», «Ливны - культурный город», «Ливны - промышленный город», «Мужество наших земляков в годы ВОВ»; организованная образовательная деятельность на тему: «Хроника военных лет», «Этих дней не смолкнет слава!», «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» с применением ИКТ технологий, конкурс чтецов на тему: «Муза в солдатской шинели»; музыкально-литературный праздник «По страницам великой Победы»; показ мультимедийной презентации о героях защищавших, наш город Ливны от немецко-фашистских захватчиков.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственно-патриотических чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. В рамках взаимодействия с родителями, с целью повышения родительской компетентности по вопросам патриотического воспитания были проведены следующие мероприятия:
- консультации на тему: «Пути формирования патриотического воспитания дошкольников в семье», «Организация патриотического воспитания педагогами детей дошкольного возраста с использованием современных технологий (презентация, «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы», «Использование инновационных технологий по развитию речи в патриотическом воспитании дошкольников посредством игровой деятельности», «Краеведение, как одна из форм знакомства детей с родным краем, его бытом и традициями»;
- родительские собрания в форме круглого стола: «Музейная педагогика как форма взаимодействия с семьей по патриотическому воспитанию», «Семейные хроники доблести и славы»;
- выставка дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников, изготовленных руками родителей «Играем вместе с детьми, развивая патриотов».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Список литературы:
1. [Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», издательство «Детство-Пресс», 2019.]
2. [Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» – М. : ТЦ Сфера, 2009.]