Наталья Надеина
Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотическое воспитание дошкольников» в ДОУ
Воспитатель подготовительной группы «Яснополянский детский сад» Надеина Н. Ю.
Детство- каждодневное открытие мира
И поэтому надо сделать так, чтобы
Оно стало, прежде всего, познание человека
и Отечества, их красоты и величия.
(В. А. Сухомлинский)
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
В последнее время в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного самоуправления. У подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.
Уже в раннем возрасте в маленьком человечке закладывается мировоззрение, происходит становление личности. Мы - взрослые именно сейчас можем повлиять на эти процессы. Вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств нельзя. Для этого мы в детском саду поставили цели и задачи по патриотическому воспитанию.
Актуальность.
Патриотизм является нравственной основой жизнедеятельности государства. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результату его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общественным праздникам.
Проведение мероприятий патриотического направления очень важно в воспитании подрастающего поколения, ведь, формирование отношения к своей стране начинается с детства.
Цель: формирование чувства патриотизма у детей подготовительного возраста. Формирование у детей представлений о героическом прошлом и настоящем русского народа.
Расширение представлений детей о национальных праздниках.
Задачи:
- воспитание любви к семье и родной земле
- уважение к труду и результатам труда
- ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями к истории защитникам Родины.
- расширить представления детей о национальных праздниках;
- воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям;
- развивать познавательную активность детей
Для полноценного патриотического воспитания в нашей группе используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей.
В группе оформлен патриотический уголок. С каждой возрастной группой он меняется, если в младшей и средней группах атрибутами уголка являются: гимн, флаг России, портрет президента, герб России, то в старшей и подготовительной группах материал расширяется и усложняется. В уголке появляется флаг и герб Челябинской области, герб города Троицка, национальные костюмы России, карта России, столица России – город Москва, красная площадь – Кремль, тематические альбомы и картинки, детские энциклопедии.
Материалы в уголке отражают основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма : «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины». Материал доступен для детей. Они могут свободно ознакомиться с символами Российской Федерации.
Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей.
Немаловажны целевые прогулки.
Экскурсии к памятника воинской славы, посещение библиотеки, где без сомнения дети смогут окунуться в историю нашей страны, своего поселка.
Очень важным является знакомство детей с традициями и праздниками своего народа. Вместе с детьми мы разучиваем различные фольклорные произведения: пословицы, поговорки, сказки, песни и т. д.
Разучиваем игры наших бабушек: «Платочек», «Дедушка - Рожок», «Михасик», «Ручеек» и т. д.
Также мы знакомим детей с продуктами народного творчества: роспись, вышивка и т. д. Используем элементы народного творчества в занятиях лепкой, рисованием, аппликацией. Дети с удовольствием расписывают матрешек, фартук для мамы, посуду, одежду.
В рамках реализации патриотического воспитания в группе был проведен проект «День Народного Единства». В Проект вошли занятия «Наша страна Россия», «День Народного Единства». Беседы: «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает народно единство?». Выставки книг и альбомов: «Москва – Столица России», «Национальные Костюмы», «Государственные символы», «Флаги», «Как наши предки открывали мир», «Сердцу нет дороже Троицкой земли» и т. д.
Творчество детей проявилось в изобразительной деятельности, в рисовании «Кремль», в аппликации «Российский Флаг», «Голубь Мира», в конструировании «Старинная крепость».
Приняли участие в районом мероприятии «День Российского Флага».
В процессе реализации проекта дети рассуждали о том, что такое Родина, знакомились с историей нашей страны и узнавали о том, как происходило сплочение народа в труднейшие для страны времена. Проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестер и братьев.
Мероприятия по патриотическому воспитанию в нашем детском саду связываем обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день. При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается. Например при подготовке к празднику «День защитника Отечества» выпустили газету «Самый лучший папа», а к празднику «День Победы» газету «Папа и дедушка солдаты».
Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.
Народные праздники Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого мы организовываем беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям.
Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение.
Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами.
Основной символ Масленицы – блины, к их изготовлению мы привлекаем родителей.
Очень важно вовлекать родителей в процесс воспитания нравственности и патриотизма их детей. Наши родители активно участвуют в создании предметно-развивающей среды, в проведении тематических выставок детского сада, в различных конкурсах вместе с детьми.
Спортивные игры Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов.
Педагогам и родителям необходимо помнить, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь. Начало патриотического воспитания, безусловно, необходимо закладывать в семье. Наша задача - помочь детям и их родителям в становлении личности ребенка, в реализации нравственного и патриотического воспитания дошкольника.
Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.