Цубрович Любовь
«Парализованный ребенок. Приемы взаимодействия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Парализованный ребенок»
Много лет работаю в коррекционной школе. Индивидуально обучаемых детей через мои руки прошло 19 человек (старшему выпускнику 28, младшим учащимся в данный момент 10 лет) Диагнозы самые разные: ДЦП различной степени тяжести с нарушением зрения (10, Микроцефалия (1, гидроцефалия (2, РДА(6).
Такое разнообразие дефектов у детей с ОВЗ поневоле заставляет находить источники сведений о их особенностях восприятия окружающего мира, воспроизведения знаний, регуляции нестабильного состояния нервной системы, коррекции крупной и мелкой моторики. На протяжении многих лет организовывать обучение тяжело больных детей помогает обращение к специальной литературе:
Публикация «„Парализованный ребенок, Приемы взаимодействия“» размещена в разделах
1. Классики Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, И. М. Бгажнокова
2. Вл. Леви «Я и МЫ», (психотипы)- изд. «Молодая гвардия», 1969
3. Практическое пособие «Активизация и коррекция психических процессов у детей с проблемами в развитии» - МО педагогов-психологов, Томск, 2004г.
4. А. Ойттинен. пер. с фин. «Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики» (стр. 52-83, Учение о темпераментах. Определение,узнавание, воспитание, темперамент в природе)- ВЛАДОС,М, 1999,
5. Журнал «STORY», октябрь 17, №10, стр. 14 -17, «Где находится наше «я»?»
6. Тимоти Уокер, «Финская система обучения»- АЛЬПИНА паблишер, М. 2018
7. Т. Вейс, «Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кемпхилл-общинах»- Пер. с немецкого С. Зубриловой (из сети интернета)
Особую пользу в настоящее время приносит изучение труда Т. Вейса «Как помочь ребенку?.», где в главе 3 подробно описываются особенности детей, обучаемых в нашей школе (гидроцефалия, микроцефалия, перекрестная доминанта, беспокойный ребенок, парализованный ребенок, РДА, дауны, слепой ребенок, глухой ребенок, с нарушением речи, с нарушением эмоций и поведения)
С появлением нового ученика (Д. В. ,9 кл.) возникла потребность подробнее узнать об особенностях парализованных детей с целью совершенствовать приемы взаимо -действия с ребенком и избежать ошибок в процессе обучения, наладить контакт, не навредить.
Симптомы церебрального паралича по Вейсу имеют 2 аспекта:
[/b]
1. Пространственный аспект (какие конечности поражены).
2. Качественный аспект: (Различие видов паралича).
Все формы параличей серьезно нарушают переживание и восприятие пространства ребенком.
Поражение конечностей, нарушение восприятия пространства:
А) Тетраплегия Б) Параплегия В) b]Гемиплегия[/b]
При параплегии (Б) поражены обе руки или обе ноги, нарушена ориентация по вертикали.
При гемиплегии (В) поражены нога-рука слева или нога-рука справа, нарушена боковая ориентация.
При тетраплегии (А) поражены все конечности, нарушена саггитальная ориентация в направлении сзади вперед.
Сагиттальная плоскость (от лат. sagitta «стрела») — воображаемая вертикальная плоскость, которая проходит спереди назад и делит объект на зеркально-симметричные левую и правую половины. Используется в анатомии человека и животных.
При тетраплегии нарушение восприятия пространства самая драматичная. Искажение достоверного самовоплощения при ориентации в направлении сзади вперед у детей, страдающих тетраплегией, выражается в глазах, полных страха, поскольку фронтальное направление для ребенка как бы закрыто.
Именно эти дети не могут оценить предметы по свойствам ближе - дальше, выше - ниже, слева – справа. Они не могут выровнять предметы по вертикали или горизонтали, подсчитать предметы на одной линии, оценить расстояние до объекта.
Формы паралича.
[/b]
Выделяют 4 качественно отличающихся друг от друга формы паралича. Существуют комбинированные формы, но, несмотря на это, все формы паралича можно и нужно различать.
1. Спастическое состояние: (В. Д.)
[/b]
члены тела или суставы становятся неподвижными, а мышцы сведены судорогой. При этом в большинстве случаев все же можно очень медленно и осторожно добиться их подвижности, НО, если ускорить темп движения или произвести внезапное надавливание, то судорога мышц и их уплотнение усилятся.
Спастическое состояние можно охарактеризовать как постоянную и сильную судорогу и сокращение мышц. Собственно говоря, речь идет уже о состоянии, противоположном параличу, т. к. имеет место не недостаток мышечной деятельности, а, скорее, состояние окоченелости при продолжительном сверхсокращении. Контроль за движением заключается не только в способности сокращать мышцы, но и в способности их вновь расслаблять. При спастическом состоянии как раз такая ритмическая координация напряжения и расслабления невозможна, поскольку мышцы находятся в состоянии постоянного сокращения.
2. Атетоз
[/b]- выражается в непроизвольных, часто вращательных или спиралевидных движениях, напоминающих движения червей или движения роста растений. (Дана)
3. Атаксия
[/b] - характеризуется внезапными, неловкими движениями. Цель движения сама по себе вызывает правильное мышечное сокращение, но это движение недостаточно уравновешивается противодействующими мышцами, так что оно оканчивается значительно позже.
4. Ригидная
[/b] форма паралича - наблюдаются в значительной степени замедленные движения: когда конечности совершают движение, кажется, что это происходит вопреки сильному сопротивлению. (Вера)
Выводы:
1. Параличи вследствие продолжительного сокращения мышц вызывают искажение человеческой внешности.
Учителя часто не могут поверить в то, что согнувшийся ребенок с измененной осанкой, с расположенными под значительным углом луче- запястными суставами и кистями рук, с перекрещенными ногами, с расставленными в стороны стопами и пальцами ног при засыпании и полном расслаблении приобретает гармонический и нормальный для человека внешний вид, свидетелями чего становятся матери таких детей и больничные сестры.
Но утром, при пробуждении, вновь возникают сокращения мышц и движения искажаются. В том возрасте, когда сокращения мышц вследствие своего непродолжительного действия еще не успели исказить внешность ребенка, даже тяжело парализованный малыш во сне кажется поверхностному наблюдателю нормальным и совершенно здоровым.
Таким образом, церебральный паралич не является лишь нарушением подвижности. Он имеет значительную сенсорную составляющую, которая бросается в глаза, проявляясь в сверхчувствительности ребенка.
Такой ребенок усиленным мышечным сокращением реагирует на внезапный шум или на неожиданное и неосторожное приближение человека, оказавшегося в поле его зрения. У совсем маленьких детей я наблюдал усиление спазма, когда через стекло на лицо ребенка падал солнечный луч.
Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать усиление спазма.
2. Сказанное относится и к детям, страдающим атетозом (Диана). Правда, у таких детей непроизвольные движения, вероятнее всего, вызываются эмоциональным раздражителем. Когда ребенок чувствует к какому- либо человеку симпатию и расположение, его руки и голова начинают совершать буйные вращательные движения. Атетозные движения вызываются скорее жизненными чувствами ребенка, чем его намерениями.
3. При атаксии намеренные движения, происходящие сами по себе, настолько неуклюжи, что чувство равновесия у ребенка может оказаться полностью спутанным. (Вера).
Кажется, что голова и тело парализованного ребенка дифференцированы не в той достаточной степени, которая необходима для нормального развития движений. Человек устроен так, что его голова представляет собой полюс неподвижности, спокойствия.
У ребенка, имеющего спастическое состояние, эта первичная дифференциация происходит недостаточно полно. Повышенная чувствительность, локализующаяся и концентрирующаяся обычно в голове, у этих детей распространяется по всему организму. Все тело становится сверхчувствительным, так сказать, "подобным голове".
Как вести себя с детьми
[/b]
Учтя все сказанное выше, можно понять, как следует вести себя с детьми, страдающими церебральным параличом и - как нужно держаться с ними в рамках лечебной педагогики.
1. При общении с такими детьми мы постоянно должны помнить об их повышенной чувствительности и избегать внезапных, резких, сильных сенсорных, а для детей с атетозом - еще и сверхэмоциональных раздражителей.
2. Общение с парализованным ребенком станет существенно легче, если мы сможем представить себе ситуацию, в которой он находится - то, как он переживает сам себя, и если мы сможем почувствовать, как ребенок оказывается в плену своего сенсорного опыта.
3. Не надо забывать сведения о том, что чувствительность по отношению к тем или иным сенсорным впечатлениям, которая обычно локализуется только в лице и голове, у таких детей распространяется на все тело.
4. Зная это, мы сможем понять, что прикасаться к конечностям больных детей надо с той же сдержанностью и осторожностью, как к лицу другого человека. Так, например, подвинуть кресло, в котором сидит ребенок, можно лишь в том случае, если вы окажетесь в поле его зрения и предупредите его об этом. Такому ребенку всегда необходимо говорить заранее о том, что вы уже здесь и что вы намерены сделать.
5. К этим детям можно приближаться только тихими шагами, легко и постепенно, избегая их неожиданной реакции в связи с сверхповышенной чувствительностью всего тела и конечностей. Каждый раз нужно пытаться переадресовать эту повышенную чувствительность к восприятию, голове, где она и должна быть локализована. Этого можно добиться, если предложить ребенку смотреть в зеркало на свои движения. Таким образом, постепенно сенсорная сверхчувствительность и движения разъединяются и дифференцируются.
6. У детей в значительной степени отсутствует опыт своего "Я", опыт стереотипов поведения тела, которые развиваются у здорового человека на основе опыта прикосновений, движений, хорошего физического самочувствия и равновесия.
При различных формах церебрального паралича имеет место нарушение естественного функционального дифференцирования человеческого организма в трех его областях: голове, теле и конечностях.
В восстановлении гармонии между тремя этими областями более всего нуждаются дети с атетозом (вращательные движения, эмоциональность). Им можно помочь добиться эмоционального контроля в сфере движений, если делать вместе с ним упражнения, обучающие движениям, на фоне очень мягкой ритмической музыки. Простые, напеваемые вполголоса ритмические мелодии особенно пригодны для упражнений на движения, сначала пассивных, а впоследствии уже активных. Вообще, на парализованного ребенка наиболее успокаивающее и гармонизирующее воздействие оказывает прежде всего комбинированное использование цвета и музыки.
7. Как при обычном общении с ребенком, страдающим параличом, так и в процессе воспитания никогда нельзя забывать, что такому ребенку каждый раз необходимо подтверждать его пространственную ориентацию и помогать при этом пережить образ своего тела, используя для этих целей различные приемы.
Большие, но не пропадающие зря усилия, терпение и проницательность необходимы для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности, связанные с координацией движений, улучшить контроль за ними и приобрести ловкость, что необходимо для формирования личности.
Чтобы у ребенка оставался длительный интерес к урокам, к взаимодействию с учителем, практически каждое занятие заканчиваю поделкой по изучаемой теме. Для детей, находящихся на домашнем обучении,с ограниченными возможностями, имеющими ОНР, очень важна положительная эмоциональная составляющая. Изготовление ярких аппликации с использованием различных материалов очень радует моих учеников. Тем более, что каждую работу показываем родным и слышим слова одобрения. Для одноклассников, посещающих школу, весной 2019 была организовала
выставка работ. Вот несколько фотографий: