Наталья Размахнина
Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками
▼ Скачать
Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками.
Игра – приветствие «Ладошки»
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять:
1, 2, 3, 4, 5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший –
Я ему пожму ладоши. (соседу справа)
И другой сосед хороший –
И ему пожму ладоши. (соседу слева)
Руки вверх поднять пора,
Крикнем дружное «Ура!»!
Публикация «Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития речи.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг могут являться как самостоятельной игрой, так и игровыми моментами в процессе организованной или самостоятельной деятельности. В младшем возрасте пальчиковые виды деятельности можно проводить индивидуально, подгруппой, в старшем возрасте – фронтально.
Исследования учёных показали, что центр развития речи активно взаимодействует с моторным центром мозга. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, нужно развивать его руки! Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.
Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.
Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сорока - белобока», «Идёт коза рогатая». Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.
Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:
• способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
• активизируют речевые центры;
• развивают внимание, память, воображение;
• создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.
Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга, указательный палец влияет на функционирование желудка, средний - кишечника и позвоночника, безымянный - печени, мизинец - сердца.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным.
Традиционные «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей.
К примеру:
Насекомые.
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Ну, а это кто пищит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
(прячем руки за спину)
О нетрадиционных пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.
К нетрадиционным пальчиковым играм и упражнениям относятся комплексы движений, в которых используются различные предметы:
• мячики: Су Джок, массажные «ёжики», теннисный мячик;
• бытовые предметы: трёх- и шестигранные карандаши, бельевые прищепки, бусины, пуговицы, шнурки;
• природные материалы: крупы, орехи, камешки, ракушки, шишки;
• бросовый материал: пластиковые крышечки, контейнеры из-под «Киндер-сюрпризов»;
• специальные полотна и доски: поле для игры в пальчиковый «Твистер», доска с отверстиями для протягивания шнурков, пальчиковые дорожки и др.
1. Самомассаж кистей и пальцев рук (по Йосиро Цуцуми, модифицированный). Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками», стихами.
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
«Семья»
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
2. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками:
«Месим тесто»
Месим, месим тесто (сжимаем массажный мячик в одной руке)
Есть в печке место (перекладываем и сжимаем мяч другой рукой)
Я для милой мамочки (сжимаем мяч двумя руками несколько раз)
Испеку два пряничка (катаем мяч между ладонями)
«Игра мячом»
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
(Сжимать мячик правой рукой, затем левой).
3. Массаж поверхностей ладоней мячиками-прыгунками:
Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
(Левой ладошкой катать мяч по правой ладони).
Поверну, а ты проверь — Сверху правая теперь!
(Правой ладошкой катать мяч по левой ладони).
4. Пальчиковая игра с шариком Су Джок.
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
5. Игры с колечками- пружинками Су Джок
«Мальчик-пальчик»
Мальчик-пальчик,
Где ты был (надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец).
«Мебель».
Мебель я начну считать. кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с
мизинца правой руки.
6. Игра «Карандаш» с использованием карандаша с гранями. Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, быть послушным научу.
7. Игры с орехами.
Наш орешек в юлу превратился. Пальчиками одной руки ввинчиваем орешек в середину ладошки другой руки. Выполняем в течение пары минут, меняем руки.
8. Рисование — «рисовать» цветы веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
9. «Волшебный мешочек» В мешочке с крупой (пуговицы и т. п.) найти определённый предмет.
10. «Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, буквы.
11. Упражнения со скрепками.
Соединение скрепок одна за другую: упражнение начинается с использованием скрепок либо в определённом количестве, либо нужно собрать определённую фигуру. Даются разные задачи (добавить, убрать, закрепляя математические знания; знания цветов, форм и так далее.
Таким образом, использование нетрадиционных техник развития ручной умелости в работе с детьми — это огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.
И в завершении хотелось бы сказать:
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой!