Оксана Соколова
Пальчиковый игротренинг
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МДОУ № 31. г. о. Шуя
Соколова Оксана Владимировна
«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию».
В. М. Бехтерев.
Пальчиковый игротренинг - это развитие мелкой моторики в игровой форме.
Публикация «Пальчиковый игротренинг» размещена в разделах
Необходимость развития активных движений пальцев рук научно обоснована. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Они установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечает: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией".
Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Опираясь на свой опыт работы с детьми дошкольного возраста, я полностью согласна с закономерностью, которую выявили учё ные на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. А если движение пальцев отстаёт (ребёнок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кистью, пластилином, то задерживается и речевое развитие.
В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.
Родители меньше стали говорить с детьми, потому что многие из них заняты на работе.
Дети и сами меньше говорят, т. к. больше смотрят телевизор, видео, слушают аудио. Они очень редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучкой вместо шнурков и пуговиц; книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Поэтому слабую руку ребёнка необходимо развивать.
В этом нам помогают пальчиковые игры и упражнения. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
При выполнении каждого упражнения я стараюсь вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. При проведении пальчиковых игр я придерживаюсь основных правил:
1. Обязательно сопровождаю игры стихами и потешками. Побуждаю детей повторить за мной отдельные слова, а затем весь текст.
«Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке – сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому».
Стихотворные тексты развивают речь и делают ее более выразительной.
2. Добиваюсь, чтобы в игре поучаствовал каждый пальчик ребёнка.
«Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел».
Большое значение придаю выразительности речи и мимике.
3. Стараюсь, чтобы каждый пальчик умел двигаться вместе с другими, и изолированно сам по себе.
4. Подбираю игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
Кулачок – ребро – ладошка. На счет «раз, два, три».
5. Играю в пальчиковые игры понемногу, но часто.
Нашими любимыми играми стали игры: «Пальчики здороваются», «Человечек», «Дети бегут наперегонки», «Ладони на столе», «Коза», «Козлята», «Очки», «Деревья», «Этот пальчик хочет спать…».
6. Использую пальчиковые игры в физкультминутках, режимных моментах.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.
Я использую бросовый материал, например пластиковые пробки с колечками, которые надеваются на палец и к которым можно прикрепить различные изображения, подходящие к данной пальчиковой игре. Такие упражнения превращаются в занимательную игру.
Так разыгрывая потешку:
«Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья.
Мы надеваем на пальчики колечки с изображением дедушки, бабушки и т. д., оживляя героев и вызывая тем самым еще больший интерес детей к производимым действиям.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Мы рисуем не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочкой. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
Для наших младших дошколят были изготовлены многофункциональные крупные дидактические пособия - развивающая черепаха и дерево, сделанное из пластиковых крышек.
На черепахе есть,пристегивающиеся геометрические фигуры, шнуровки, пуговицы, молнии, косички, с помощью которых дети могут развивать мелкую моторику в разных играх: «укрась полянку», «наряди куклу», «веселые шнурочки», «занимательные фигуры».
Наши дети очень любят дерево с завертывающимися крышечками. Здесь они играют в дидактические игры: «подбери по цвету», игры на чередование цветов и т. д.
С удовольствием играют малыши в различные виды конструкторов, мозаики. Эти игры так же способствуют развитию мелкой моторики и развитию речи.
Для пополнения таких игр, я использую также нетрадиционный бросовый материал, например, нарядные, разноцветные крышечки от бутылочек для детского питания, привлекательные для детей. Сцепляя их между собой, дети создают оригинальные конструкции с которыми увлеченно затем играют.
Канцелярские резинки тоже идут в дело. Детям очень нравится эффект растяжения и сжатия резинки. Они играют на ней как на гармошке, развивая тонкую моторику пальцев. Поздравляя наших именинников, мы имитируем игру на гармошке с помощью резинки и пропеваем песенку: «Я играю на гармошке у прохожих на виду…».
Для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей я использую мячики-ежики. Дети катают их в ладошках и проговаривают слова.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад – вперед его качу,
Вправо – влево – как хочу
Сверху – левой, снизу – правой,
Я его катаю, браво
Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.
Наряду с играми я использую «пальчиковые» и «палочковые» театры. Спектакли, игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Вместе с детьми мы изготавливали кукол - персонажей для показа сказок; я знакомила детей с приемами управления пальчиковыми куклами. У инсценировок с помощью пальчикового театра больше возможностей для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи, детского творчества и артистизма. Благодаря тому, что выстраиваются многочисленные ассоциативные связи, у ребенка активно развиваются воображение и творческие способности. Накопив определенный опыт, мои детки стали самостоятельно сочинять и рассказывать с помощью рук небольшие истории.
В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры - не новомодное увлечение. Они существуют у разных народов с давних времён. И не мудрено, ведь пальчиковые игры – замечательный способ развеселить ребёнка, отвлечь его от чего либо, найти контакт с любым малышом. Но это не главное их достоинство.
Пальчиковые игры решают многие задачи:
- Нет необходимости разучивать с малышами стихотворения. Играя с пальчиками, они легко запоминают их уже после нескольких прочтений.
- Это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.
- Один из способов развития внимания.
- Фантазия малышей начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.
- Развивать мелкую моторику рук можно чем угодно: пуговицами, крупой, песком, прищепками, счётными палочками, а проще говоря, различным подручным материалом.
- Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой
жеста, более раскованны и коммуникабельны. Кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми детьми, дарят тактильный и эмоциональный контакт и незаменимы в таких ситуациях, как ожидание в очереди у врача, долгая поездка в машине, автобусе. Это замечательная возможность плодотворного общения с малышом!
Проделанная работа по овладению детьми пальчиковым игротренингом дала положительную реакцию и эмоциональный отклик детей. Дети проявляли желание и интерес к данным играм, с удовольствием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук. Проведенная диагностика речевого развития детей выявила положительную динамику.
Пальчиковый игротренинг безусловно развивает речь детей, а использование нетрадиционных материалов способствует поддержанию детского интереса к данной деятельности.