Папки-передвижки

Пальчиковый игротренинг

Оксана Соколова
Пальчиковый игротренинг
▼ Скачать + Заказать документы

«Пальчиковый игротренинг»

Воспитатель МДОУ № 31. г. о. Шуя

Соколова Оксана Владимировна

«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию».

В. М. Бехтерев.

Пальчиковый игротренинг - это развитие мелкой моторики в игровой форме.

Публикация «Пальчиковый игротренинг» размещена в разделах

Необходимость развития активных движений пальцев рук научно обоснована. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Они установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечает: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией".

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Опираясь на свой опыт работы с детьми дошкольного возраста, я полностью согласна с закономерностью, которую выявили учё ные на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. А если движение пальцев отстаёт (ребёнок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кистью, пластилином, то задерживается и речевое развитие.

В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.

Родители меньше стали говорить с детьми, потому что многие из них заняты на работе.

Дети и сами меньше говорят, т. к. больше смотрят телевизор, видео, слушают аудио. Они очень редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучкой вместо шнурков и пуговиц; книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Поэтому слабую руку ребёнка необходимо развивать.

В этом нам помогают пальчиковые игры и упражнения. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

При выполнении каждого упражнения я стараюсь вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. При проведении пальчиковых игр я придерживаюсь основных правил:

1. Обязательно сопровождаю игры стихами и потешками. Побуждаю детей повторить за мной отдельные слова, а затем весь текст.

«Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке – сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому».

Стихотворные тексты развивают речь и делают ее более выразительной.

2. Добиваюсь, чтобы в игре поучаствовал каждый пальчик ребёнка.

«Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел».

Большое значение придаю выразительности речи и мимике.

3. Стараюсь, чтобы каждый пальчик умел двигаться вместе с другими, и изолированно сам по себе.

4. Подбираю игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

Кулачок – ребро – ладошка. На счет «раз, два, три».

5. Играю в пальчиковые игры понемногу, но часто.

Нашими любимыми играми стали игры: «Пальчики здороваются», «Человечек», «Дети бегут наперегонки», «Ладони на столе», «Коза», «Козлята», «Очки», «Деревья», «Этот пальчик хочет спать…».

6. Использую пальчиковые игры в физкультминутках, режимных моментах.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.

Я использую бросовый материал, например пластиковые пробки с колечками, которые надеваются на палец и к которым можно прикрепить различные изображения, подходящие к данной пальчиковой игре. Такие упражнения превращаются в занимательную игру.

Так разыгрывая потешку:

«Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

Мы надеваем на пальчики колечки с изображением дедушки, бабушки и т. д., оживляя героев и вызывая тем самым еще больший интерес детей к производимым действиям.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Мы рисуем не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочкой. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Для наших младших дошколят были изготовлены многофункциональные крупные дидактические пособия - развивающая черепаха и дерево, сделанное из пластиковых крышек.

На черепахе есть,пристегивающиеся геометрические фигуры, шнуровки, пуговицы, молнии, косички, с помощью которых дети могут развивать мелкую моторику в разных играх: «укрась полянку», «наряди куклу», «веселые шнурочки», «занимательные фигуры».

Наши дети очень любят дерево с завертывающимися крышечками. Здесь они играют в дидактические игры: «подбери по цвету», игры на чередование цветов и т. д.

С удовольствием играют малыши в различные виды конструкторов, мозаики. Эти игры так же способствуют развитию мелкой моторики и развитию речи.

Для пополнения таких игр, я использую также нетрадиционный бросовый материал, например, нарядные, разноцветные крышечки от бутылочек для детского питания, привлекательные для детей. Сцепляя их между собой, дети создают оригинальные конструкции с которыми увлеченно затем играют.

Канцелярские резинки тоже идут в дело. Детям очень нравится эффект растяжения и сжатия резинки. Они играют на ней как на гармошке, развивая тонкую моторику пальцев. Поздравляя наших именинников, мы имитируем игру на гармошке с помощью резинки и пропеваем песенку: «Я играю на гармошке у прохожих на виду…».

Для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей я использую мячики-ежики. Дети катают их в ладошках и проговаривают слова.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад – вперед его качу,

Вправо – влево – как хочу

Сверху – левой, снизу – правой,

Я его катаю, браво

Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.

Наряду с играми я использую «пальчиковые» и «палочковые» театры. Спектакли, игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Вместе с детьми мы изготавливали кукол - персонажей для показа сказок; я знакомила детей с приемами управления пальчиковыми куклами. У инсценировок с помощью пальчикового театра больше возможностей для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи, детского творчества и артистизма. Благодаря тому, что выстраиваются многочисленные ассоциативные связи, у ребенка активно развиваются воображение и творческие способности. Накопив определенный опыт, мои детки стали самостоятельно сочинять и рассказывать с помощью рук небольшие истории.

В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры - не новомодное увлечение. Они существуют у разных народов с давних времён. И не мудрено, ведь пальчиковые игры – замечательный способ развеселить ребёнка, отвлечь его от чего либо, найти контакт с любым малышом. Но это не главное их достоинство.

Пальчиковые игры решают многие задачи:

- Нет необходимости разучивать с малышами стихотворения. Играя с пальчиками, они легко запоминают их уже после нескольких прочтений.

- Это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.

- Один из способов развития внимания.

- Фантазия малышей начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.

- Развивать мелкую моторику рук можно чем угодно: пуговицами, крупой, песком, прищепками, счётными палочками, а проще говоря, различным подручным материалом.

- Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой

жеста, более раскованны и коммуникабельны. Кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми детьми, дарят тактильный и эмоциональный контакт и незаменимы в таких ситуациях, как ожидание в очереди у врача, долгая поездка в машине, автобусе. Это замечательная возможность плодотворного общения с малышом!

Проделанная работа по овладению детьми пальчиковым игротренингом дала положительную реакцию и эмоциональный отклик детей. Дети проявляли желание и интерес к данным играм, с удовольствием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук. Проведенная диагностика речевого развития детей выявила положительную динамику.

Пальчиковый игротренинг безусловно развивает речь детей, а использование нетрадиционных материалов способствует поддержанию детского интереса к данной деятельности.

Публикации по теме:

Что такое логопедический игротренинг? Тренинг – от англ. Train, что значит «обучать, воспитывать» - это систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков.

Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

«Пальчиковый театр»«Пальчиковый театр» ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР Пальчиковый театр - это волшебный мир. С первых месяцев жизни ребенок знакомится с волшебным.

Наш пальчиковый театрНаш пальчиковый театр Давно увлекаюсь вязанием крючком, вот такой пальчиковый театр когда-то увидела в интернете, решила, что и своим деткам смогу сделать, что-то.

Пальчиковый игротренинг с детьми младшего дошкольного возрастаПальчиковый игротренинг с детьми младшего дошкольного возраста Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики в течение многих лет своей педагогической работы с детьми всегда провожу углубленную.

Пальчиковый настольный футболПальчиковый настольный футбол Всем добрый вечер! работая с детками всегда хочется их чем то удивить. С девочками проще,чем с мальчиками. Мелкая моторика важна в развитии.

Пальчиковый театр из фетраПальчиковый театр из фетра Пальчиковый театр из фетраТеатр для ребёнка – это игра! Существует огромное разнообразие театров, где с удовольствием могут участвовать.

Пальчиковый театр из фетраПальчиковый театр из фетра Маленькие детки очень любят сказки. Сказка приходит в жизнь ребенка с самого его рождения, она сопровождает малыша на протяжении всего детства.

Пальчиковый театр «Теремок»Пальчиковый театр «Теремок» Вот такую сказку я создала себе в группу. Дети с удовольствием смотрят спектакль "Теремок". Теперь сказка ожила. Пальчиковый театр.

Семинар-практикум «Пальчиковый игротренинг в жизни ребенка» Семинар – практикум. Пальчиковый игротренинг в жизни ребенка. Цели: • Вызвать чувство доверия ребенка к взрослому, сверстникам; • выполнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковый игротренинг
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 20:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковый игротренинг» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Соколова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД