Папки-передвижки

Ознакомление младших дошкольников с русским народным фольклором

Алена
Ознакомление младших дошкольников с русским народным фольклором
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: обобщение опыта работы по ознакомлению младших дошкольников с народным фольклором как части нравственно - патриотического воспитания детей.

Задачи:

-познакомить с приемами ознакомления дошкольников с народным фольклором;

-продемонстрировать народные и подвижные игры с использованием потешек и закличек.

Публикация «Ознакомление младших дошкольников с русским народным фольклором» размещена в разделах

Оборудование: методическое пособие мультифункциональный коврик "Разноцветное солнышко", погремушки, манная крупа, деревянный горшочек, деревянная ложка, одноразовые тарелки, металлофон, обручи, игрушка - солнышко, одевающаяся на руку.

Содержание мастер - класса:

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Алёна Алексеевна Шустрова. Я работаю с детьми второй группы раннего возраста. В своей работе широко использую народный фольклор как один из способов ознакомления дошкольников с богатейшей русской народной культурой. Слово "фольклор" в буквальном переводе с английского означает "народная мудрость". Использование закличек, считалок, пестушек, колыбельных песен, прибауток - этих разновидностей устного народного творчества особенно важно в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Они звучат как ласковый говорок, успокаивают ребенка, выступают как средство адаптации и социализации маленького дошкольника. И наряду с эстетическим наслаждением, ребенок впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

И сегодня мне хотелось бы поделиться с вами, уважаемые коллеги, с некоторыми приемами работы в данном направлении.

Для проведения мастер - класса мне нужны 7 помощников.

1. Посмотрите, какое разноцветное солнышко у нас есть. Воспитатель предлагает 7 участникам встать вокруг солнышка. Воспитатель свистит в свистульку. (Двигательная гимнастика)

Солнышко, солнышко, (руки округлые)

Красное ведрышко,

Высоко взойди, (руки вверх)

Далеко посвети: (руки перед собой)

На темные лесочки, (руки домиком)

На сырые борочки, (присесть)

На речку, на поля, (разводим руками)

На синие моря, (руки в замочек, волна руками)

На зеленый огород (смотрим за спину, разводим руками)

И на весь народ. (показываем друг на друга)

А сейчас давайте присядем около солнышка и погреемся в его теплых и ласковых лучах. (Каждый участник приседает возле своего сектора).

Воспитатель. Чтобы солнышко нас обогрело, нужно взять по лучику нашего волшебного солнышка и произнести закличку:

Солнышко-ведёрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

Воспитатель и участники слегка поднимают солнышко за лучики.

Воспитатель. Потрогайте, какое солнышко у нас стало горячее. Такое горячее, что можно приготовить на нем кашу. Воспитатель ставит в центр солнышка горшочек с манной крупой, мешает и приговаривает:

Варись-варись кашка

В голубенькой чашке

Варись поскорее

Булькай веселее

Варись, кашка, сладка

Из густого молока

Да из манной крупки.

У того, кто кашу ест

Вырастут все зубки!

Давайте попробуем, готова ли кашка. (Пробует) Нет, не готова. Мешает дальше (потешка повторяется еще раз вместе с участниками)

А вот теперь готова каша. Прошу всех за стол!

Участники усаживаются за стол. (На столах скатерть, одноразовые тарелки)

Воспитатель раскладывает в тарелки по ложке манной крупы и приговаривает:

Сорока, сорока,

Сорока — белобока

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Кашки не едали.

Все своим деткам отдала:

Этому дала на блюдечке,

Этому на тарелочке,

Этому на ложечке,

Этому поскребыши.

Этому дала, этому дала

И этому дала.

А этому нет ничего.

А ты мал-маленек:

За водицей не ходил,

Дров не носил,

Кашки не варил.

(Мы не можем отпустить ЕГО без каши, что же мне делать, как быть)

(ответы участников)

А пока детки кашку ели, на улице дождик пошел. (Воспитатель изображает на металлофоне капли дождя). Давайте покажем, как капает дождик: пальчики рисуют на манке точки.

Дождик, дождик,

Кап, кап, кап,

Мокрые дорожки,

Все равно гулять пойдем.

Одевай сапожки.

А сейчас пальчиками рисуем дорожки:

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому!

Разошелся дождик не на шутку. (Воспитатель усиливает ритм на металлофоне). Слегка приподнимает манку и сыпем ее в тарелочки:

Дождик, дождик, пуще лей!

Чтобы было веселей!

Дождик, дождик, лей, лей!

На меня и на людей!

Намочил дождик землю и после дождика выросла травка большая да сочная:

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи -

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

А пока дождик на улице шел, детки всю кашу съели:

Баю-баюшки-баю,

Живет мельник на краю.

Он не беден, не богат:

Полна горница ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу маслену едят.

Каша масленая,

Ложка крашеная.

Ложка гнется,

Рот смеется,

Душа радуется.

Сорока по столу скакала

Со стола убирала. (Воспитатель ссыпает крупу обратно в горшочек)

Поели ребята, а теперь самое время поиграть - позабавится.

Воспитатель предлагает взять из тканевой сумочки по - мягкой погремушке и встать в круг друг за другом.

Дили-дили-дили-дили!- (ходим по кругу и звеним погремушками)

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков

И весёлых мотыльков.

Динь, день! Динь, день! (делаем массаж друг другу на спине мягкими погремушками)

Начинаем новый день!

Дили-дили-дили-дили!

Колокольчики будили

Всех зайчат и ежат,

Всех ленивых медвежат.

И воробушек проснулся,

И галчонок встрепенулся.

Динь, день! Динь, день! (гремим погремушками)

Не проспите новый день!

Наши веселые бубенцы разбудили всех вокруг. А теперь давайте покатаемся на карусели. Участники кладут погремушки на солнышко, берутся за коврик и "катаются на карусели" со словами:

Мы катались на качелях, (в одну сторону)

А теперь – на карусели,

Поначалу еле-еле,

А потом, потом, потом

Всё быстрее и бегом.

Снова, снова еле-еле (в другую сторону)

В путь пустились карусели.

А потом опять по кругу

Подгоняли мы друг друга.

Карусель остановите, (все медленнее)

Не спешите, не спешите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: С помощью этой игры происходит тренировка вестибулярного аппарата детей, развитие координации движений, умение действовать согласно правилам игры.

А сейчас мы поиграем в игру"Ай, гу - гу". Это вариант народной игры.

Воспитатель рассаживает участников на стулья. Переходя от одного к другому, он говорит: "Иду, иду, дружка себе найду!" Затем останавливается перед одним из участников. "Хочешь играть со мной? Тогда пойдем вместе". Далее со словами: "Идем, идем, идем, дружка себе найдем! Постепенно все участники становятся в цепочку. Цепочка замыкается, получается круг. Все повторяют движения за воспитателем:

Ай, гу - гу, гу - гу, гу - гу, (водят хоровод)

Не кружися на лугу.

На лугу - то лужица. (качают головой)

Голова закружится.

Ой, вода! Ой, вода! (показывают в центр)

Вот беда, так беда!

Прыг - скок, прыг -скок. (прыгают)

Прыгал, прыгал и скакал,

Прямо в лужицу попал! (запрыгивают в обруч)

Ой, скорей помогите

Деток с лужи уберите!

Воспитатель предлагает быстрее выйти с лужи.

Воспитатель надевает на руку игрушку - солнышко.

Воспитатель. Так детки разыгрались, что солнышку тоже захотелось с ними поиграть. Пальчики ставим в центр солнышка. На слова "малых ребят" пальчики нужно отдернуть.

Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Ещё малых ребят.

Воспитатель. Наигрались детки, устали, а значит и отдохнуть пора. Дети ложатся на спину, каждый на свой сектор и отдыхают под слова:

Ночь пришла

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок.

Баю-бай, засыпай.

Спи, сынок, до утра.

Будет пора,

Мы разбудим тебя (Пауза….)

Крик петуха (в записи, показ игрушки)

Воспитатель. Благодарю за внимание. Надеюсь, что те приемы, которые я сегодня продемонстрировала, по использованию народного фольклора в работе с младшими дошкольниками, вам пригодятся, и вы будете применять их в своей работе.

Публикации по теме:

«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас!Ю. Ким На протяжении многих.

Сценарий развлечения по русским народным потешкам «В гости к бабушке» для детей 2 летСценарий развлечения по русским народным потешкам «В гости к бабушке» для детей 2 лет Развлечение по русским народным потешкам «В гости к бабушке» для детей 2 лет. Цель: формировать связную речь через устное народное творчество.

Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов по русским народным играмФотоотчёт о мастер-классе для педагогов по русским народным играм Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов по русским народным играм Важной частью национальной культуры являются игры. Игра – это школа воспитания.

Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» Русское наследие очень важно для развития маленького человека. Любая образовательная программа дошкольного воспитания включает в себя темы.

Календарь народной куклы «Хоровод круглый год». Ознакомление дошкольников с фольклоромКалендарь народной куклы «Хоровод круглый год». Ознакомление дошкольников с фольклором Ознакомившись с публикациями коллег с любимого сайта МААМ о народных куклах,я решила попробовать изготовить календарь народной куклы в.

Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество». 2. Уточнить и обогатить знания детей о русских.

Квест-зарядка по русским народным сказкамКвест-зарядка по русским народным сказкам Организация образовательной деятельности с использованием квест технологии. Выполнила воспитатель Клюканова П. В. Квест (заимствование.

Конспект игрового занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Путешествие по русским народным сказкам Возраст:6-7 лет. Форма проведения: образовательное событие. Вид детской деятельности: игровая.

Сценарий театрализованного представления по русским народным сказкам «В поисках сказки»Сценарий театрализованного представления по русским народным сказкам «В поисках сказки» Цель: обобщить знания детей старшего дошкольного возраста о русских народных сказках. Задачи. -Вызвать положительный эмоциональный отклик,.

Конспект занятия «Знакомство с мужским русским народным костюмом». (Занятие №1) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст детей: 5-6 лет Цель: познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление младших дошкольников с русским народным фольклором
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 23:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление младших дошкольников с русским народным фольклором» (включая файлы) размещена пользователем Алена (УИ 1676667) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД