Елена Александровна Куликова
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством на занятиях по декоративному рисованию»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии. Вашему вниманию представлена дипломная работа на тему:
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством на занятиях по декоративному рисованию»
СЛАЙД 2
Актуальность темы состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста : в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
Публикация «„Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством на занятиях по декоративному рисованию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.
СЛАЙД 3
Цель исследования: выявление педагогических условий ознакомления детей старшего до-школьного возраста с декоративно-прикладным искусством на занятиях по декоративному рисованию.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «декоративное рисование».
2. Проанализировать существующие методики работы с детьми дошкольного возраста.
3. Выявить уровень развитий представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по декоративному рисованию.
4. Разработать комплекс занятий по декоративному рисованию.
СЛАЙД 4
Объект исследования: процесс формирования представлений о декоративно-прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста на занятиях по декоративному рисованию.
Предмет исследования: особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным на занятиях по декоративному рисованию.
Гипотеза: процесс формирования представлений о декоративно-прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста на занятиях по декоративному рисованию будет успешным, если систематически: использовать на занятиях по декоративному рисованию элементы национальных орнаментов; различные техники исполнения изображения; народные и пальчиковые игры, художественное слово.
СЛАЙД 5
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава посвящена теоретическим и методологическим аспектам проблемы исследования ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративном-прикладным искусством на занятиях по декоративному рисованию. Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н. П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством». Выступая на совещании по игрушке, Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труду». Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось А. П. Усовой. Она писала, что «использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство». «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».
Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н. П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством». Выступая на совещании по игрушке, Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труду». Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось А. П. Усовой. Она писала, что «использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство». «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».
СЛАЙД 6
Задачи, стоящие перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, представ-лены на слайде.
СЛАЙД 7
Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе по совершенствованию работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством на занятиях по декоративному рисованию.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ЦРР Д/с №61 «Мечта» г. Воскресенск в старшей группе №9 с сентября 2009г. по май 2010г.
Для выявления уровня развития представлений о декоративно - прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по декоративному рисованию принимали участие две группы детей старшего дошкольного возраста : экспериментальная и контрольная. В каждой группе по 10 детей.
Диагностика детей старшего дошкольного возраста по декоративно - прикладному искусству проводилась по пяти заданиям, они представлены на слайде.
Выполнение заданий проходило в дневное время, индивидуально с каждым ребенком. Задание предлагалось в виде дидактической игры. Время на ответы не ограничивалось. Детей оценивали по 3-х бальной системе.
СЛАЙД 8
Полученные результаты диагностики в экспериментальной и контрольной группах графи-чески представлены на слайде.
Сравнивая результаты обследования в контрольной и экспериментальной группе, нами было выявлено, что в контрольной и экспериментальной группах дети обладают по всем показателям примерно одинаковым уровнем развитий представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по декоративному рисованию, что дает нам возможность перейти к следующему этапу нашей работы.
СЛАЙД 9
По итогам констатирующего эксперимента была проведена формирующая работы, Сравнение результатов обследования в контрольной и экспериментальной группах представлено на слайде.
СЛАЙД 10
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 9 месяцев – с октября 2009 г. по май 2010 г.
Для проведения занятий в экспериментальной группе нами была разработана программа занятий по декоративному рисованию, занятия проводились 1 раз в неделю в течение 30 минут. Они включали в себя использование художественного слова, знакомство с элементами национальных орнаментов; различные техники исполнения изображения; народные и пальчиковые игры.
СЛАЙД 11
После завершения опытно-экспериментальной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством на занятиях по декоративному рисованию, была проведена повторная диагностика.
По данным, полученным в результате диагностики в экспериментальной группе, было установлено, что 6 дошкольников (60%) находятся на высоком уровне развития по декоративно-прикладному искусству; 4 ребенка (40%) находятся на среднем уровне.
Сравнение результатов диагностики в экспериментальной группе представлено на слайде.
СЛАЙД 12
Результаты в контрольной группе свидетельствуют о том, что только 1 ребенок (10%) находится на высоком уровне развития изобразительных способностей; 5 детей (50%) имеют средний уровень развития знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному искусству; 4 дошкольника (40%) показали низкий уровень развития.
Сравнение итогов обследования начала и окончания эксперимента в контрольной группе представлена на слайде.
СЛАЙД 13
Таким образом, в результате целенаправленного педагогического воздействия, систематического использования на занятиях по декоративному рисованию элементы национальных орнаментов; различные техники исполнения изображения; народные и пальчиковые игры, художественное слово, в экспериментальной группе были достигнуты положительные итоги.
Проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы: декоративно-прикладное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.
СЛАЙД 14
Доклад окончен. Спасибо за внимание!