Виктория Колесникова
Консультация для родителей «Ознакомление детей с народами разных стран»
▼ Скачать + Заказать документы
Исторически сложилось так, что наша Родина Россия – это многонациональная страна. На ее территории проживает множество народов (русские, украинцы, калмыки, азербайджанцы, армяне, татары и другие, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции.
Народы России живут в единстве не одно столетие и от того, насколько мы сможем привить нашим детям уважение к своему народу и к народам его населяющим, будет зависеть, сможет ли наша страна и в дальнейшем счастливо жить и развиваться. Ведь история, культура, обычаи, обряды и праздники даже самого малочисленного народа – это часть общечеловеческой культуры. Знание культурных традиций других народов помогает людям лучше узнать и главное – понять друг друга.
Публикация «Консультация для родителей „Ознакомление детей с народами разных стран“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Поэтому важно не только формирование у дошкольников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и знакомить его с культурными традициями других народов, формировать благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу.
Ребенку в первые годы жизни доступно отношение к человеку, но оно не окрашено знанием его национальной принадлежности, т. е. фактор национальности не принимается им во внимание, поскольку он не известен. В этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, Добрые чувства окружающих вызывают у ребенка ответную эмоционально-положительную реакцию, в то время как недоброжелательность, жестокость - ответное отрицательное отношение. Происходит это независимо от национальной принадлежности тех, кто рядом с ребенком.
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырех лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты.
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не
передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и
вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую
устойчивость они приобретут» (Э. К. Суслова).
Свою национальность почти половина детей осознает к шести годам, к девяти годам о ней знают все дети. Причем у представителей этнических меньшинств это происходит обычно раньше, чем у русских. К сожалению, часто о своей национальности дети узнают не из уст родителей, а через так называемые межнациональные конфликты: узнали о своей этнической принадлежности, когда их обидели, оскорбили, подрались с ними из-за их национальности.
В дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного отношения к людям. Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе организации образовательной деятельности, знакомство с культурой людей разных национальностей происходит в процессе ознакомления детей со сказками разных народов, подвижных игр, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности.
Но нельзя недооценивать значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми, существенно влияют на формирование у ребенка терпимости и уважения к людям.
Эмоциональная отзывчивость у дошкольников начинается формироваться еще в семье, когда рождается культура чувств, развиваются восприимчивость, открытость, доверчивость ребенка, подражательность, социальная ориентация на точку зрения другого человека, способность ориентироваться в некоторых явлениях общественной жизни, отсутствие этнических стереотипов в семье - все это позволяет формировать этику общения дошкольников с людьми разных национальностей.
В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения, и мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается в определенной семье.
Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают формироваться основы нравственности.
Знакомство детей с народами разных стран происходит через чтение художественной литературы (народные песенки, потешки, стихи, сказки, знакомство с животными разных стран, предметами быта (обувь, одежда, игрушки, мебель, растениями.
Читайте детям сказки.
Сказки разных народов доступны пониманию детей, они пробуждают у них интерес к быту, труду и искусству людей разных национальностей. Вместе с симпатией, любовью к героям сказок у ребят пробуждается уважение к народу, их создавшему. Сказка оказывает значительную помощь в пробуждении интереса к людям той или иной национальности, их творчеству, как бы подготавливает ребенка к усвоению более сложных знаний о народе. Важно, чтобы в ней присутствовали слова, принадлежащие народу, создавшему сказку. Это позволяет в большей степени почувствовать национальный колорит художественного произведения, способствует возникновению интереса к языку людей другой национальности.