Юлия Каленик
Ознакомление детей подготовительной группы с зимними явлениями в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы
Выделять характерные признаки зимних явлений в живой и неживой природе,Устанавливать видимые причинные различные между ними; сравнивать зиму с осенью, летом (долгота дня и ночи,погода, вид деревьев, повадки птиц и зверей); подводить к пониманию зависимости изменений в жизни и животных от солнечного света и тепла. Дети учатся узнавать деревья по коре и веткам, отмечать вид деревьев в мороз, при снегопаде, и оттепели.
Необходимо продолжать формирование у детей навыков самостоятельного ухода за растениями и животными уголка природы.
Ознакомление с явлениями в неживой природе
Публикация «Ознакомление детей подготовительной группы с зимними явлениями в природе» размещена в разделах
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для обогащения о погоде, зимнем небе, снежном покрове следует проводить кратковременные, но систематические наблюдения на ежедневных прогулках. Зимой, когда день очень короток,удобно наблюдать с детьми восход и заход солнца, появление луны и звезд. Во время снегопада надо обращать внимание детей на вид падающего снега, связывая это с наличием ветра, мороза или оттепели. Хорошо рассмотреть снежинки в лупу, посчитать, сколько у каждой лучей.
В холодный день дети по снегу и слушают, как он скрипит под ногами. Воспитатель отмечает, что это бывает только в морозную погоду. Этот звук образуется при разрушении твердых снежинок. В такой день дети послушали потрескивание деревьев, тогда для них будет понятным выражение " мороз трескучий". При этом хорошо использовать народные поговорки, пословицы, загадки, например:
" Мороз не велик, да стоять не велит", " Спасибо, мороз, что снегу принёс", " Береги нос в большой мороз" и др.
Можно понаблюдать метель, поставив детей на крутую веранду или у стенки дома. Надо предложить им прислушаться к завыванию ветра. обратить внимание на то, что он поднимает снег в воздух, кружит, переносит с места, наметает из него сугробы. Во время наблюдения метели хорошо прочитать отрывок из стихотворения А. С. Пушкина " Буря мглою небо кроет" Можно загадать загадку " Не зверь, а воет" Восприятие художественного слова, совпадающего с восприятием действительности, усиливает впечатлением.
После метели дети расчищают дорожки.
В тёплый зимний день занимаются постройками из снега. Воспитатель чертит на слежавшемся снегу клетки, а дети вырезают по ним железными лопатами кирпичиками. Если кирпичики полить водой, то можно из них делать прочные постройки. Для украшения построек можно использовать кирпичики из специально замороженной воды в различный формочках. В этих играх дети наблюдают превращение воды в лёд. Устанавливают свойства льда - гладкий, скользкий.
Ознакомление с явлениями в живой природе.
Зимой когда лиственные деревья обнажены, нужно направить внимание детей на те их признаки, которые были скрыты летним и осенним нарядом: на общею форму дерева, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры. Дети должны научиться распознавать деревья по перечисленным признакам. Для этого нужно провести экскурсию в лес (парк или сквер, лучше в то место, можно близко подойти к деревьям.
Надо воспитывать бережное отношение к деревьям, объяснять, что в мороз ветки деревьев хрупкие и легко ломаются, после обильного снегопада, в присутствии детей осторожно, не ломая веток, стряхивая с них снег.
После рассматривания деревьев хорошо провести дидактическую игру " Найти дерево". Воспитатель описывает внешний вид дерева, например " толстый ствол, коричневая. шероховатая кора, корявые ветки, на них весят сухие листья". Дети должны отгадать, какое это дерево и показать его.
На следующей экскурсии можно ознакомить детей еще с одним деревом и опять провести игру " Найти дерево".Хорошо поискать на снегу плоды уже известных деревьев, а так же шишки ели и сосны.
Для закрепления детских представлений о деревьях зимой хорошо прочитать сказку Н. Павловой " Зимняя пирушка" о том, как заяц по поручению белки отыскивал зимой деревья. После чтения можно задать следующие вопросы: Как заяц нашел березу зимой? Как заяц нашел осину зимой? Как заяц нашел дуб зимой? Как заяц нашел клен зимой?
Хорошо показать, как влияют свет и тепло на развитие почек (поставить часть веток на одного и того же дерева в близи окна, и продолжать наблюдать за развитием почек на ветках, в комнате. У детей образуется причинно-следственная связь: тепло, светло - на ветках из почек появляются листья.
После проведения за развитием почек проводится беседа о ветках деревьев. В процессе беседы надо поставить следующие вопросы: какого дерева эти ветки? Что было на ветках, когда их принесли в комнату?Что произошло с почками? Почему на ветках деревьев,которые растут в саду нет листьев? Почему в комнате на ветках появились листья?
Беседа о зимних явлениях в неживой природе
примерный конспект занятия
Программный материал. Уточнить и подытожить знания детей о зимних явлениях в неживой природе (снегопад, мороз. в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, а в оттепель лепится).
Обогащение словаря: Сверкает. пушистый,скрипит, снегопад.
Ход занятий:
Вопросы к детям:какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой? Как называется погода, когда ветер метет и кружит снег? Какую погоду зимой вы больше всего любите? Что вы видели на пальто и шишках во время снегопада?
Затем воспитатель рассказывает о снежинках (переработка "Рассказ о снежинках" М. Ильина и Е. Сегала):
После рассказа воспитатель проводит беседу с детьми: "на что похожи снежинки, которые вы ловили и рассматривали? Куда ложились снежинки? Какой бывает снег, когда его освещает солнце? Помните, в какой сильный мороз? А в снегопад? Какой снег в сильный мороз? Почему в сильный мороз нельзя из снега лепить?Что мы из снега слепили?"
Как мы видим, воспитатель опирается на опыт детей. применение художественного рассказа расширяет представления детей о снежинках, помогает им найти образные слова для описания предметов и явления природы, имеющихся в их чувстственном опыте.
Перечень занятий
Зимние занятия в подготовительной школе группе посвящена дальнейшему расширению знаний о растениях и особенно о животных, а так же их систематизации. Поэтому чаще, чем в другие сезоны, воспитатель использует совестные методы, а так же димонстрацию диафильмов и кинофильмов.
1. Наблюдение за новой рыбкой.
2. Демонстрация диафильма " дети друзья птиц"
Цель. Активизировать желание детей оказывать птицам помощь зимой, вызывать бережное отношение к ним; уточнить представления об образе жизни зимующих птиц (мало корма,птицы приближаются к жилью человека нуждаются в его помощи).
3. Наблюдение за белкой (повторение)
4. Рассказ воспитателя о зимовке зверей наших лесов.
Цель. Расширять и уточнить представления детей о жизни зверей зимой; познакомить с некоторыми особенностями приспособления зверей к зиме (белый цвет шерсти у зайца-беляка, густая шерсть вокруг подушечек лап у лисы. спячка медведя)
5. Рассказ воспитателя о диких домашних животных холодных и жарких стран.
6. Беседа о диких домашних животных. Формирование понятия "звери"
Заключительная беседа о зиме.
[bНовый год][/b]
Традиция отмечать этот праздник 1 января появилась на Руси три столетия назад. До этого у русских январь ничем не отличался от прочих месяцев, так как церковный год по библейским канонам начинался 1 марта, а светский 1 сентября. И вот 20 декабря лета семь тысяч двести восьмого года от сотворения мира Петр 1 издал указ, в котором повелевалось отмечать Новый год 1 января и следующее новолетие считать 1700 от Рождества Христова. Вечер накануне Новый года называли щедрым. Праздничный стол,по древнему поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем,что хотели бы иметь в достатке в своем хозяйстве. В Новом году подавали множество мясных, крупяных и мучных блюд, варили компоты, кисели, пекли пироги с различной начинкой.
На Новый год выпекали из текста домашних: коней,коров и быков.
А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками. Разными сладостями и орехами. Дети с нетерпением ждут Нового года.