Маргарита Смык
Интерактивная доска в образовательном процессе ДОО на примере темы «Ознакомление детей с весенними явлениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивная доска в образовательном процессе на примере темы: «Ознакомление детей дошкольного возраста с весенними явлениями природы»
Тип проекта: краткосрочный, творческо-исследовательский.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Время проведения: март 2018г.
Цель проекта: познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в весенний период времени с использованием интерактивной доски.
Задачи проекта:
Публикация «Интерактивная доска в образовательном процессе ДОО на примере темы „Ознакомление детей с весенними явлениями“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
- расширять представления о сезонных изменениях в природе (природа просыпается от зимнего сна, увеличился световой день, появление первой травы, цветов, прилет птиц и т. д., о труде людей весной);
- расширять и углублять знания о жизни птиц и животных в весенний период;
- продолжать учить детей устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности;
- развивать интерес к художественной и познавательной литературе;
- воспитывать любовь к природе;
- развивать у детей любознательность, интерес и стремление к познанию, умению реализовать свои впечатления в художественно- творческой деятельности;
- познакомить детей с весенними приметами, загадками, пословицами, поговорками;
- чтение и разучивание стихов русских поэтов о весне;
-развивать у детей монологическую, диалогическую и связную речь, обогащать ее новыми словами и выражениями;
- развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
- учить изображать весеннюю природу разными изобразительными материалами (гуашь, акварель, цветные карандаши, аппликация, лепка);
- способствовать умению применять полученные знания на практике и в самостоятельной активной деятельности;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных.
Проблема:
У детей недостаточно сформированы знания о весенних изменениях в живой и неживой природе. Дети владеют небольшими знаниями о весенних изменениях в природе, о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между наступающим времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности. Снижен уровень речевого развития, активный, пассивный словарь мал, грамматический строй речи нарушен. Отсутствует связанность речи при построении развернутого высказывания. Причиной является недостаточно знаний у детей. Некоторые дети затрудняются называть, какие изменения происходят в природе весной. Хотелось обогатить знания детей об изменениях, происходящих весной в природе. В связи с этим была определена наша тема.
Актуальность:
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. Приобретенные в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней важнейшие задачи каждого педагога. Интерактивная доска объединяет демонстрационный материал, значительно расширяет возможности предъявляемого познавательного материала, позволяет повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями, усиливает эффективность усвоения материала, повышает скорость приёма и переработки информации для лучшего запоминания ее детьми. Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в проекте, позволит сформировать более обширное представление, развить творческие способности.
Предполагаемый результат:
1. познавательный интерес к наблюдению за явлениями природы;
2. познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности;
3. развитие наблюдательности, творческой активности, коммуникативных навыков;
4. стремление общаться со сверстниками в процессе продуктивной деятельности и коллективном труде;
5. воспитание культуры поведения в природе;
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Подбор методического материала.
2. Подбор материала для чтения детям, наглядно-иллюстративного материала.
3. Поиск необходимой информации в интернете.
4. Составление бесед о весне и весенних признаках с определением темы и даты бесед.
5. Создание индивидуальных календарей погоды на март и апрель.
Основной этап:
1. Чтение с детьми литературы о весне.
2. Разучивание с детьми песен и стихов о весне.
3. Проведение совместной с детьми непрерывной образовательной деятельности по теме «Весна пришла».
4. Продуктивная деятельность совместно с детьми (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
5. Исследовательская деятельность (наблюдение за календарем, за погодой, за солнцем, за снегом, за деревьями, за живой природой.).
6. Сельскохозяйственный труд (посадка семян цветов, огород на окошке).
7. Решение проблемных ситуаций.
8. Дидактические игры по развитию речи и пополнению словарного запаса.
9. Просмотр познавательных видеофильмов, мультимедийных презентаций, интерактивные игры, научные мультфильмы.
10. Разучивание весенних хороводных игр, кричалок, «зазывалок».
12. Экспериментальная деятельность с детьми.
Взаимодействие с родителями:
1. Беседа «О совместном с детьми наблюдении за весенней погодой, явлениями, изменениями в природе».
2. Консультация для родителей.
3. Вовлечение в творческую деятельность (совместные походы в лес, наблюдение за природой)
Продукт проектной деятельности: дидактические игры, интерактивные игры, выставки детских работ «Как Солнце Весне помогало».
План реализации проекта:
№ Вид деятельности Вид ИКТ Результат Форма регистрации результата
1. Музыкальный досуг «Весна пришла» Презентация Воспитание эмоциональной отзывчивости Фотографии, видеосъемка
2. Беседы «Весенние природные явления» Занимательные головоломки Знание о природных явлениях весны Конспект, презентация, рассказы по сюжетным картинам
3. Выставка детских работ «Как Солнце Весне помогало» Просмотр репродукций художников Творческая деятельность Выставка
4. Настольные игры: «Лото», «Времена года» Интерактивная игра «Весна пришла» Представления детей об окружающем мире Фотоотчет
5. Домашнее задание для детей и родителей: детские работы, рисунки на темы: «Солнышко покажись!», «Весна - красна» Просмотр обучающих мультфильмов, презентаций Содействие в сотрудничестве между детьми и родителями Творческие работы детей
Заключительный этап:
1. Оформление творческих работ детей.
2. Открытое мероприятие «Весенняя капель».
3. Оформление выставки "Как Солнце Весне помогало".
4. Экскурсии с родителями в леса, парки для наблюдений за приходом весны.
Таким образом в рамках проекта работа получилась познавательной и творческой. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью воспитателей и родителей. У детей расширился кругозор и представления об окружающем мире. В результате чего дети овладели конкретными знаниями, научились делать выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. В результате проекта дети увидели, как серьезно оценивают их творчество и сами серьезно отнеслись к выполненной работе. У каждого появилось чувство гордости за созданное им произведение.
В результате проведения проекта дети научились работать в коллективе, прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения и вместе познавать мир. Благодаря использованию интерактивной доски в образовательном процессе удалось:
- привлечь пассивных детей к активной деятельности;
- сделать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес, любознательность дошкольников;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности;
- расширились для детей рамки возможности доступа к информационным ресурсам;
- значительно повысились творческая фантазия и воображение.
Таким образом:
1. Интерактивная доска дала возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления, т. е. способствуют активизации умственной деятельности детей.
2. Наличие интерактивной доски в совокупности с навыками работы воспитателя позволяет намного эффективнее выполнять поставленные задачи.
3. Инновационные технологии вовлекают так же и родителей воспитанников в образовательный процесс, способствуя наиболее широко раскрыть способности своих детей, а также увидеть их творческий потенциал.