Елена Парсаданова
Оздоровление дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня
▼ Скачать + Заказать документы
Учись, малыш, беречь его.
Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей её благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако учёные констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию.
Публикация «Оздоровление дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в режиме дня» размещена в разделах
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что же такое здоровье.
По мнению Всероссийского общества здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и многое другое.
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем. Появляется всё больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки и т. д. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребё нка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, а в худшем случае – это просмотр телепередач, видеофильмов или игры в компьютере. И это понятно: родители хотят отдохнуть после напряжённого рабочего дня, а ещё в квартирах много мебели и мало места.
Известный учёный Е. А. Аркин считал, что главное условие в организации работы по оздоровлению детей – это оздоровительный режим. Неправильно понимать режим как жёсткий распорядок с обязательным, специальным повторением определённых моментов в строго установленное время.
Оптимальный дифференцированный оздоровительный режим – это регулярно повторяющаяся деятельность, изменяющаяся от воздействия среды.
Оздоровительный режим в своей группе я строю с учётом особенностей нервно-психического здоровья, эмоционального состояния, возрастных особенностей, а также с учётом внешних факторов, оказывающих воздействие на организм ребёнка.
Известный специалист по физиологии детей профессор И. А. Аршавский сказал, что «… процессы жизнедеятельности прежде всего зависят от двигательной активности.»
Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, дисциплинированными. У них укрепляются воля и вырабатывается характер.
Движение – врождённая потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребёнка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.
Главное место в режиме дня отвожу двигательной активности. В связи с вышесказанным были определены задачи для дальнейшей работы:
создание условий, способствующих развитию двигательной активности детей;
укрепление здоровья детей с помощью закаливающих процедур;
развитие основных видов движений с использованием упражнений игрового стретчинга;
внедрение здоровьесберегающих технологий в организованные формы обучения.
Для полноценного физического развития и оздоровления детей, реализации потребности в движении создала определённые условия. Во-первых, оформила предметно-пространственную среду: пополнила физкультурный уголок оборудованием, которое обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия (мешочки с различным наполнителем, шнурочки, колпачки, «стена осанки»).
Особое внимание уделила размещению оборудования в группе. Оно не загромождает полезную площадь помещения и дети могут им свободно пользоваться.
Большего эффекта я достигла, разнообразив имеющееся оборудование нестандартным, которое способствует повышению интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Привлекла родителей для изготовления универсального нестандартного оборудования, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени: шнуры и дуги для подлезания, дорожка «следы», массажёры, мешочки с разным наполнителем для профилактики плоскостопия.
Во-вторых, с целью изучения знаний и умений детей по охране и укреплению собственного здоровья, провела диагностирование физического развития совместно с инструктором по физической культуре, антропометрию по выявлению их уровня здоровья. Такая проверка даёт мне возможность выявить детей с ослабленным здоровьем, с пробелами в знаниях о здоровом образе жизни.
На основании полученных результатов, составила сетку двигательной активности и физкультурно-оздоровительной работы на неделю.
С моей точки зрения необходимо сформировать у ребёнка осознанное и правильное отношение к своему здоровью.
Но как это сделать? Как нацелить ребёнка на то, что нужно ухаживать за своим телом, кожей, беречь глаза и т. д.? Как помочь уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей? Для этого ребёнка надо ставить в различные ситуации, задавать вопросы поискового характера. Он должен сам задуматься и ответить на них.
С этой целью я разработала цикл занятий познавательного характера, направленных на формирование здорового образа жизни для детей старшего возраста, который распределила в течении года. В основу перспективного плана был заложен разработанный мною алгоритм:
первоначальное сообщение доступных ребёнку знаний и представлений о способах укрепления и сохранения здоровья;
уточнение знаний детей в дидактических играх, опытно-экспериментальной деятельности;
закрепление знаний в сюжетно-ролевых играх, интегрированных занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности.
Работа по данной схеме даёт положительный результат, т. к. имеющиеся у ребёнка знания, благодаря их неоднократному практическому воспроизведению, приобретают более прочный и более осознанный характер.
Реализуя данный цикл занятий в организованных формах обучения, использую приёмы, которые стимулируют ребё нка к действию:
наглядные практические проблемные экспериментирование
ситуации
Для детей младшего возраста разработала перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков, который состоит из двух разделов: непосредственно организованная деятельность и свободная деятельность детей.
В разработке плана использовала разные формы организации:
дидактические игры;
игры-упражнения;
беседы;
чтение художественной литературы;
рассматривание иллюстраций и картин;
сюжетно-ролевые игры.
Для определения уровня усвоения материала планировала итоговые занятия-развлечения «Учимся быть аккуратными», «Кто мы?», «Это плохо очень для ребячей кожицы». Занятия строила таким образом, чтобы дети могли самостоятельно применять усвоенные знания и умения.
Предлагая детям проблемные ситуации, дидактические игры «Игра с пальчиками», «Кто что слышит», «Разные настроения» и др., вносила в деятельность детей творчество, интерес, умение логически мыслить.
Для выполнения заданий-поручений объединяла детей в небольшие группы. Это позволило детям конкретизировать свои знания и умения, контролировать не только свои действия, но и действия партнёров. Подводила детей к обдумыванию конкретных ситуаций, к установлению взаимосвязи, на основе которых дети делали выводы и обобщения.
Ю. Ф. Змановский утверждает, что равномерно повторяющиеся циклические упражнения способствуют увеличению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому развитию детей, укреплению их здоровья.
Одним из важнейших средств развития являются гимнастические упражнения, подвижные игры. Ежедневные упражнения предупреждают нарушение осанки, хорошо укрепляют весь организм.
Используя специальные упражнения, направленные на формирование правильной осанки, я учитывала индивидуальные особенности каждого ребёнка и постепенное нарастание трудностей в применяемых упражнениях.
На формирование правильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности, плоскостопие. У детей группы отсутствует это заболевание. С целью его профилактики я использую упражнения для предупреждения развития плоскостопия. Осуществляя работу по формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия, разработала комплексы гимнастики после сна с упражнениями игрового стретчинга, дыхательной гимнастики, с использованием речевого материала и музыки.
Гимнастика после сна имеет цель приучить ребёнка разминаться после сна, поэтому большинство вариантов комплексов, разработанных мной, рассчитаны на самостоятельность детей. Стремясь к тому, чтобы дети помнили упражнения, их очерёдность и осознанно выполняли комплекс, поручаю им ведущую роль для проведения гимнастики. В целях разгрузки мышечно-связочного аппарата стопы и голени, дети выполняют эти упражнения в положении сидя и лёжа.
Решая задачи оздоровления детей, кроме физических упражнений использую закаливающие процедуры: контрастные воздушные ванны, ходьба босиком по «дорожке здоровья». Для этого использую оборудование, изготовленное из нетрадиционных материалов: мешочки с фасолью, пробками; коврик со «следами», массажные коврики и мячи и др.
Функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды способствуют физические упражнения на свежем воздухе в различных формах:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- подвижные и спортивные игры;
- развлечения;
- оздоровительный бег.
Все закаливающие процедуры необходимо проводить с согласия родителей. В своей работе я учитываю как заинтересованность детей, так и пожелания родителей.
Ознакомившись с условиями жизни семей и проведя тестирование на тему «Как Вы относитесь к своему здоровью», я условно разделила родителей на три группы:
1. Родители недооценивают значение оздоровительной работы и не уделяют должного внимания этому вопросу.
2. Родители разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, но им не хватает знаний и опыта, они загружены работой.
3. Родители, которые с удовольствием занимаются с детьми и стремятся воспитать здорового ребёнка.
Результаты анкетирования показали, что родителей волнует состояние здоровья детей и они готовы быть нашими помощниками и союзниками, но не умеют грамотно планировать и осуществлять закаливающее и физическое развитие детей.
Наиболее эффективными формами работы с родителями, которые способствовали значительному повышению активности взрослых в решении задач здорового образа жизни, для меня явились:
«открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий;
общие родительские собрания, семейные клубы и дискуссии с участием психолога, врачей специалистов, инструктора по физической культуре;
совместные спортивные праздники, досуги и развлечения, подвижные игры;
пропаганда здорового образа жизни посредством наглядной информации;
целевые наблюдения за характером детско-родительского общения, широкая диагностика и создание по её результатам памяток для родителей.
Практика показала, что из всего многообразия форм взаимодействия с родителями наиболее эффективной стала работа семейного клуба «Здоровячки». Теоретические беседы, широкое использование памяток, мастер-классы, семинары-практикумы, практические занятия способствовали повышению педагогической культуры родителей по вопросу здорового образа жизни.
Главное, на что в первую очередь направлена моя работа – это убедить родителей в том, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, и только они являются самым ярким примером для своих детей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развитие ребёнка тесно связано с образом жизни его семьи.
Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». Трудно с этим не согласиться. Здоровье – бесценный дар природы и его надо уметь сохранить.
Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.
Таким образом, подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Ведь именно в дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности.
В перспективе, исходя из опыта педагогической деятельности, я планирую выявить наиболее важные средства и формы оздоровления детей, и более активно использовать их в своей дальнейшей работе.