Нина Цеглёвка
Отражение знаний русских народных сказок в изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими образа. Детский рисунок, являясь одним из средств отражения сюжетов народных произведений, содержит духовную культуру содержания произведения.
Публикация «Отражение знаний русских народных сказок в изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Наш жизненный путь начинается в мире сказок. Их нам читают бабушки, рассказывают родители, подрастая, мы читаем их сами, а взрослея, рассказываем или читаем своим детям и внукам. Так было и будет всегда. Ведь «сказка – это неиссякаемый источник народной мудрости, в них отражено наше прошлое, настоящее и будущее» .
Сказка – один из древнейших жанров традиционного русского фольклора.
Нет ни одного человека, который бы не знал хотя бы одной сказки, кто не был бы покорен ее красотой, сердечностью и находчивостью. Во всех сказках Добро побеждает Зло. Сказка учит нас любить и прощать, побеждать страх. В сказке мы вместе с героем проходим испытания, разгадываем загадки. Она нам указывает путь, как найти счастье – это общий, свободный и радостный труд. Именно в нем проявляется щедрость человеческого сердца.
В волшебной сказке перед слушателем возникает особый, таинственный мир. В сказке действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича.
В сказке столько смысла, что она может: поддержать, ободрить в трудную минуту, воспитать в ребенке ту черту, которой ему очень не хватает, заменив назидания на красивую историю.
Сказка – это просто удовольствие от тонкости человеческого ума, точности и красоты русского языка. Сердце замирает от удивления, а душа взлетает от восхищения. Сказка всегда несет определенный психологический посыл, заставляя задуматься над своим мировосприятием и поступками. Это древнейший и очень мудрый источник нравственных знаний.
Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины. Сказка помогает верить в силу добра. Поступки, действия сказочных героев воспитывают в нас прекрасные чувства: любви, доброты, доверия, красоты, нежности. Мы испытываем удовольствие, счастье, радость от их побед, подвигов; огорчаемся при их неудачах, клеймим зло, верим в то, что оно будет наказано. Сказки учат нас мечтать, надеяться, верить, любить, доверять, выражать своё отношение к добру и злу.
Трудно не согласиться с тем, что сказки оказывают огромное влияние на наших детей. У малышей ещё нет жизненного опыта и необходимых знаний, весь мир они познают через образы и ощущения. Сказки же, языком этих самых образов и впечатлений, ярких и запоминающихся, могут донести до детского сознания множество информации как позитивной, так и негативной. Сказка заставляет задуматься, в ней ребёнок достраивает свой мир. Кроме того, сказка даёт ребёнку ответы на многие вопросы. Это наиболее понятный и любимый детьми жанр, часть русской национальной культуры. Они учат доброте, честности, порядочности, взаимовыручке, умению сопереживать. Русские сказки несут в себе то тепло, которого порой так не хватает детям. А поэтичность и мелодичность языка пробуждают глубинные чувства, рождают эмоциональный душевный отклик. Поэтому основным методом работы с детьми является погружение их в волшебный мир сказки.
Педагогическая ценность сказок чрезвычайно велика. Сказки знакомят детей с жизнью разных народов, национальным обычаем, культурой, традицией, природой. Они проникнуты чувством горячей любви к Родине, верой в торжество справедливости, в светлое будущее. Ведь определить ценность сказки, предназначенной самым маленьким, возможно, исходя из анализа общих закономерностей как жанра.
От педагога требуется мобилизация всех способов, приемов, механизмов методик, формирующих творческие качества личности: воображение, вербальные способности, наблюдательность, образная память, способность к импровизации, к выразительному движению, к прогностическому мышлению, к сравнительно-оценочной деятельности, т. е. ко всему тому, что образует психологический творческий потенциал личности.
Таким образом, в воспитании детей дошкольного возраста, в формировании у них высоких моральных качеств большое значение имеют сказки. Они воспитывают любовь к Родине, приобщают к культуре народа, знакомят с обычаями и укладом жизни, богатством родного языка.
Чтение сказок всегда доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают содержание, с удовольствием пересказывают его, проводят игры на сказочные сюжеты, используют запомнившиеся обороты и эпитеты в разговорной речи.
Влияние русских народных сказок на развитие изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста
Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями восприятия сказки. Вот почему одним из важнейших условий развития детской изобразительной деятельности является формирование художественного образного видения.
Воспитание образного видения сюжетов сказки стоит в центре внимания при формировании композиционного построения рисунка.
Ребенок не просто воспроизводит то, что видит, но по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Поэтому большой интерес представляют те замыслы, которые затем воплощаются в рисунке.
Образы в рисунках привлекают не только непосредственностью, но и слаженностью, отображенностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемого персонажа, цветовой гаммой. Композиция является сосредоточием идейно-творческого начала, позволяющего автору целенаправленно организовывать главное и второстепенное и добиться максимальной выразительности содержания и формы в их образном единстве, причем это характерно не только для профессиональных художников, но и для детей дошкольного возраста. Для взрослого человека миф и реальность уже разделены, а для малыша любое переживание материально; для взрослых важен результат рисования, а для дошкольника - процесс.
Воспитатели часто игнорируют функцию выражения отношения к изображаемому через создание выразительной формы, в результате чего происходит обеднение содержания рисунка при низком качестве его выполнения. Рисунки теряют воспитательную ценность, перестают удовлетворять ребенка.
Детям необходимо овладеть способами восприятия художественных средств иллюстраций, получить определенные знания о художественной значимости рисунка как важнейшего изобразительно-выразительного графического образа. В рассматривании можно использовать иллюстрации таких художников, как В. Конашевич, В. Лебедев, Ю. Васнецов, Е. Чарушин.
Если маленький художник уже способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может, рисуя, выплескивать свои переживания: радость, любовь, страх. Выплескивая их на листе бумаги, ребенок как бы освобождается от них, выпускает их на волю - и в этом состоит элемент психотерапевтического эффекта рисования. Положительное подкрепление взрослым детского рисунка (понимание и одобрения) вызывает у ребенка уверенность в себе, в своих способностях и укрепляет интерес к рисованию.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним.
Одной из задач программы по изобразительной деятельности является создание дошкольниками рисунков по мотивам литературных произведений. Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими образа. Детский рисунок, являясь одним из средств отражения сюжетов народных произведений, содержит духовную культуру содержания произведения.
Воспитывая детей на основе народных сказок, воспитатели пришли к выводу, что сказки вносят разнообразие в жизнь ребёнка, дарят ему радость, заставляют выражать различные чувства. И, конечно, сказки влияют на формирование личностных качеств ребёнка, необходимых ему для жизни в обществе.
Богатство и яркость фантастических образов народной сказки способствует развитию художественных способностей. В первую очередь в творческих рисунках на сказочные сюжеты мы обнаруживаем смелость и богатство воображения. Некоторые дети, желая показать образы, изменяют реальные цвета, присущие тому или иному объекту, придают ему фантастический оттенок.
Как показывает анализ рисунков, одни дети склонны использовать ритм штрихов, пятен, линейный контур, другие тяготеют к живописному отражению явлений действительности.
Дети находят выразительные средства для воплощения своего замысла - цветовые сочетания, форму, композицию. В творческом рисунке они передают свое отношение к изображаемому. Творческий процесс предполагает у детей дошкольного возраста образное видение мира, действительности.
Действительность - основа творческого процесса. Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка - умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способности сохранять целостное впечатление от объекта, явления.
Изобразительная деятельность даже у самого маленького ребенка связана с его чувствами. Эмоциональное отношение к явлению через сказку помогает лучше запомнить, а затем воспроизвести воспринятое.
Сказки помогают осуществлению в процессе изобразительной деятельности более широких задач воспитания: изображаемый ребенком образ вновь вызывает у него чувства, испытанные ранее и тем самым способствует закреплению этих чувств. Поэтому важно учитывать, какие чувства вызывает у детей та или иная сказка, образ.
Очень важно для развития художественных способностей через изобразительное творчество поддерживать первое проявление чувства цвета, развивать его дальше, вести ребенка от восприятия контрастных сочетаний, к все более тонким, гармоничным.
Известно, что рисунки дошкольников отличаются своим жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. В большинстве детских рисунков мы видим яркие, открытые цвета: синее море, белые пароходы, яркие цветы на светло-зеленом лугу.
Для многих детских работ характерно яркое декоративное богатство. Мелкая дробная расцветка неприемлема для детей. Рисунок украшен всего несколькими пятнами, но это оказывается достаточным для того, чтобы создать выразительный, интересный по своему декоративному строю, жизнерадостный образ. Жизнерадостность достигается главным образом посредством резкого контраста цветовых пятен.
В детских рисунках можно встретить такие образы, которые строятся на монохромной, нежной гамме красок: сиреневых, лиловых, темных коричневых тонов. Чаще всего это можно наблюдать при передаче образов природы. А разнообразие колорита цветов мы видим в сказках. В детском рисунке цвет является также средством выражения определенного образного содержания. При передаче отрицательных образов сказок (ведьмы, бабы-яги) показательно, что ребенок сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим образам.
Дети изображают ведьму не только с распущенными, всклокоченными волосами, уродливым лицом, они "одевают" ее в черное платье и даже дом, в котором она живет, раскрашивается черной краской. Так сказывается отрицательное отношение к этому образу.
В рисунках дети используют иногда такое цветовое сочетание, которое придает изображению таинственность и фантастичность. Беспокойный фон неба - оранжевое с яркими красными полосами - усиливает тревожное настроение рисунка. В этих рисунках мы видим своеобразное переплетение вымысла и правды, фантастического и реального.
Для развития творческих способностей необходимо научить детей владеть основными способами творческого решения. В этом неоценимую помощь окажет показ произведений народной сказки.
Существенное значение приобретает здесь развитие восприятия, наблюдательности, "запоминаемости" виденного. Главное заключается в том, чтобы посредством сказки содействовать накоплению зрительных представлений, впечатлений ребенка, развитию его воображения. Внимание к приемам передачи, форме колорита, композиции в используемых сказках дает детям возможность понять и найти выразительные средства для воплощения своего замысла.
В рисовании на темы сказок требуется передача характера ситуативных моментов, действия, поисков специфических изобразительных средств для выражения "сказочного" сюжета. Все эти моменты содействуют деятельности воображения и воплощения их в создании выразительного образа.
Подбор произведений содействует нахождению и обогащению способов передачи детьми в рисунках своих замыслов. Помимо того, что произведение художественно и доступно по своему сюжету, оно должно быть понятно самой своей художественностью, т. е. должно производить эстетическое воздействие.
Эстетическое воздействие могут оказывать на детей такие произведения, выразительные средства которых доступны их восприятию. Произведения обогащают замыслы детей, содействуют развитию умения образно видеть.
Поэтому необходима предметность, конкретность рисунков, особая эмоциональность, обеспечивающаяся цветом и динамикой.
Основные персонажи, участвующие в этих сказках, доступны для изображения ребенком дошкольного возраста. Эти сказки дают возможность в своих рисунках объединить несколько предметов в несложный сюжет, т. е. выразить взаимоотношения между персонажами, отразить обстановку действия, выразить свое отношение к изображаемому событию.
Мир вокруг мы воспринимаем через призму своего отношения и опыта: для одного мир – красивый, радостный, счастливый, для другого – безобразный и жестокий, но он – один, и в этом истина. Каков ты, таков и мир вокруг. Наблюдай красивое, делай доброе и стремись к истине - тогда окружающий мир будет радовать тебя и поддерживать. Мир нужно любить, и он ответит тем же. Каждый из нас ответственен за мир вокруг, но прежде всего за свой внутренний мир. Научиться управлять своими чувствами и эмоциями, сдерживать свои мысли - это огромная работа. Мы отличаемся от животных тем, что имеем разум, а значит важно не навязывать своего мнения, а подвести ребят к собственным открытиям, дать им свободу выбора, творчества, ведь художник - это волшебник, который сам создает художественный образ и способен менять мир вокруг.
Познавательно-творческий проект "Мы рисуем сказку"
(средний дошкольный возраст)
Постановка проблемы: как и кто рисует иллюстрации в книгах? Как научиться создавать иллюстрации, помогающие понять содержание сказки и создать свою книгу?
База реализации: МДОУ № 23, средняя группа
Сроки реализации проекта: 3 недели
Участники проекта:
-воспитанники средней группы,
- родители воспитанников,
- воспитатели группы.
Цель проекта: формирование у детей потребности в изобразительной активности через участие в иллюстрировании русской народной сказки (по выбору детей).
Задачи проекта:
• Формировать представления о сказках как о литературном жанре.
• Знакомить детей с иллюстраторами народных и литературных сказок.
• Развивать умение создавать сюжетные композиции на темы литературных произведений.
• Формировать умение сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.
• Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
• Обогащать отношения родителей и детей опытом эмоционально насыщенного общения.
Необходимые материалы:
1. Подборка книг: «Русские народные сказки»
2. Иллюстрации художников Ю. Васнецова, Е. Рачёва, Е. Чарушина, И. Билибина
3. Д/и «Угадай, из какой сказки герой»
4. Медиаресурсы: видео мультфильмов «Колобок», «Теремок» и др.
5. Презентация «Художники – иллюстраторы детских книг»
6. Материалы для рисования и раскрашивания (бумага, кисти, жёсткие кисти, банки для воды, ватные палочки).
7. Подборка иллюстрации
8. Картинки к упражнению «Найди сходство и отличие»
9. Д/и «Узнай эмоцию».
10. Раскраски «Сказки».
Предполагаемые продукты проекта:
1. Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребёнка» (см. приложение 1)
2. Коллекция книг «Русские народные сказки».
3. Аппликационная коллективная работа: «Обложка для книги».
4. Совместно изготовленная книга по сказке (по выбору детей).
5. Рекомендации родителям «Как читать сказки детям?» (см. приложение 2)
6. Информационные рассказы детей об этапах деятельности для презентации книги.
7. Конспекты ООД с использованием сказки (см. приложение 3,4,5,6,7,8)
8. Презентация для родителей «Как мы иллюстрировали книгу».
9. Консультация для педагогов «Иллюстрирование русских – народных сказок с использованием нетрадиционных изобразительных материалов» (см. приложение 9)
Мероприятия по реализации проекта:
№ Мероприятия Задачи Деятельность детей
1 этап Подготовительный
1. Выпуск буклета для родителей «Значение сказки в умственном и эстетическом развитии ребенка» Проинформировать родителей о необходимости чтения сказок детям.
2. Подбор родителями с детьми иллюстрированных книг «Русские народные сказки» Активизировать родителей в вопросе развития интереса детей к художественной литературе. Подбор книг вместе с родителями. Возможно просматривание и перечитывание знакомых сказок.
3. Организация в группе выставки книг Продолжать знакомить с книгами. Обратить внимание на оформление книги, на иллюстрации. Рассматривание книг
4. Чтение сказки, выбранной детьми. Формировать умение слушать сказку Прослушивание сказки
5. Викторина по русским народным сказкам. Актуализировать знание детьми русских народных сказок. Ответы на вопросы
Рассматривание иллюстраций.
2 этап Основной
6. Консультация для родителей в родительском уголке «Что читать детям в возрасте 5 лет» Направить родителей на правильный выбор литературы для чтения детям в соответствии с возрастом.
7. Рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению. Формировать умение рассматривать иллюстрации, находить особенности изображаемых объектов, замечать детали, украшающие изображения. Рассматривание детьми иллюстраций, сравнение, Высказывание своего мнения – что больше всего нравится, как изображено.
8. Д/и «Угадай, из какой сказки герой» Закрепить знания названий сказок и их героев. Отгадывание детьми героев сказок. Отгадывание
названий сказок.
9. Просмотр мультфильма по выбранной сказке Дать знания, как художники- мультипликаторы изобразили героев в мультфильме. Просмотр мультфильма.
10. Беседа с использованием презентации «Художники-иллюстраторы детских книг» Дать знания о художниках -иллюстраторах. Знакомство с художниками с помощью просмотра презентации, подготовленной воспитателем. Обсуждение произведения живописи.
11. Раскрашивание силуэтов сказочных животных с использованием нетрадиционных техник рисования Закреплять способы и приёмы рисования различными способами, передавая особенности пушистой шерсти животных. Выбор силуэта и способа его закрашивания.
12. Беседа с детьми по выбору иллюстрируемой сказки. Помочь выбрать вместе с детьми сказку, которую они бы смогли нарисовать.
Формировать умение планировать свою деятельность. Обсуждение вместе со взрослым, каких животных уже рисовали и поэтому без труда смогут нарисовать. Обсуждение, какими средствами, на каком формате будут иллюстрации.
Распределение, кто какой сюжет будет изображать.
13. Предложить родителям вместе с детьми подготовить фон для рисования иллюстрации. Активизировать родителей к взаимодействию с ребёнком. Подготовка фона для иллюстрации вместе с родителями. Распределение листа на части для дальнейшего расположения объектов внизу листа и в верхней части листа.
14. Д/и «Найди сходство и отличия на картинках» Совершенствовать умения видеть сходство и отличия на изображениях, видеть детали. Рассматривание картинок, сравнение их друг с другом.
15. Рисование «Дерево далеко и близко» Формировать умение рисовать предметы на ближнем и дальнем плане. Рисование деревьев.
16. Д/и «Узнай эмоцию» Формировать умение определять эмоции.
Определение эмоций и попытки повторить данную эмоцию мимикой.
17. Раскрашивание раскрасок «Сказки» Упражнять в закрашивании Раскрашивание раскрасок.
18. Упражнения в вырезании из раскрасок героев сказок и других изображений. Упражнять в вырезании по контуру Вырезание изображений.
19. Рисование сюжетной картинки к сказке 3 Формировать умения создавать сюжетные композиции на темы литературных произведений. Рисование сюжетной иллюстрации.
3 этап Заключительный
20. Представление и защита творческих работ перед сверстниками. Формирование умений рассказать о своей работе. Дети рассказывают о своей работе.
21. Скрепление страниц иллюстраций в книгу. Совместная с воспитателем деятельность
22. Коллективная аппликация по изготовлению обложки для книги из вырезанных ранее изображений. Создать яркую обложку для книги.
Формировать умение работать в коллективе, уметь договариваться в правильном расположении изображений. Дети договариваются как расположить изображения, как наклеить и т. д.
23. Показ и рассказывание сказки по книге своим сверстникам и малышам. Совершенствовать умение рассказывать сказку по картинкам. Формировать умение бережно относиться к книгам. Дети рассказывают и показывают книгу другим детям.
24. Презентация книги детьми родителям. Знакомить родителей с творческими возможностями детей. Дети рассказывают родителям о процессе изготовления книги.