Екатерина Васильева
Творческий познавательный проект в старшей группе «Откуда хлеб пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Творчески – познавательный проект в старшей группе
«Откуда хлеб пришел»
Автор проекта :
Васильева Екатерина
Константиновна.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Паспорт проекта.
Тема проекта : «Откуда хлеб пришел»
Публикация «Творческий познавательный проект в старшей группе „Откуда хлеб пришел“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Вид проекта : творчески-познавательный, краткосрочный.
Срок реализации проекта : с 14.10 – 18.10. 2024г.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители старшей группы (законные представители).
Актуальность проекта :
В жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.
Хлеб занимает и важное место в духовной жизни человека: для древних греков хлеб был даром богов, в Индии считали, что жизнь человека, не употребляющего хлеба, будет несчастной, на Руси хлеб всегда был символом достатка, в честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей.
Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дошкольники часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем печь хлеб.
Необходимость получения знаний у детей об этапах появления хлеба, о взаимосвязи человека и природы, воспитания уважения к труду хлебороба, послужило выбором темы и ее реализацию через данный проект
Проблема: 1. Недостаточное внимание родителей к привитию бережного отношения к хлебу у детей.
2. Поверхностные знания детей о происхождении и производстве хлеба, разнообразных и последовательных видах работ по производству хлебобулочных изделий
Цель проекта : создание условий для формирования целостного профессиях хлеборобов через совместную проектную деятельность детей.
Задачи:
- способствовать ознакомлению детей с последовательностью этапов выращивания хлеба в старину на Руси, и в настоящее время;
- сформировать систему знаний у детей о приготовлении хлеба, хлебобулочных изделий, с профессиями связанные с производством хлеба;
- обогащать словарный запас детей словами: «хлебороб» «комбайн», «сеялка», «комбайнер», «пекарь», «хлебозавод» др.
- воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, которые его выращивают; совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком, а также с другими детьми;
- способствовать вовлечению родителей в образовательную деятельность группы.
Предполагаемый результат проекта.
У детей:
- сформировать первичные представления о выращивание злаков и производстве хлеба;
- обогатить активный словарь существительными, прилагательными и глаголами по теме проекта;
- развитие творческой активности детей;
- воспитание у дошкольников уважение труда хлеборобов и бережное отношение к хлебу.
У родителей:
- побуждать родителей к поиску различной информации по теме проекта, чтению познавательной и художественной литературы с детьми;
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
У воспитателей: пополнить среду группу методическими материалами по теме проекта.
Методы и приемы:
- наблюдения;
- познавательные беседы;
- непосредственно-образовательная деятельность;
- просмотр иллюстраций;
- чтение познавательной художественной литературы;
- игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап
Направления деятельности Ответственные
Подбор методического материала.
Подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной и двигательно-активной деятельности воспитанников.
Планирование работы.
Организация развивающей предметно–пространственной среды (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, и т. д.)
Разработка конспектов НОД, бесед по ознакомлению детей с темой проекта Воспитатели
2. Основной этап
Образовательная область Вид и тема совместной деятельности Участники
ОО «Познавательное развитие» 1. Беседа «Откуда хлеб пришел» (видео)
2. «Как выращивали хлеб в старину» презентация
3. Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»
.
«Дидактические и словесные игры: «Достань и назови», «Волшебный мяч», «Поймай слово», «Что сначала, что потом», «Путешествие Колобка (от зернышка до хлеба) в старину на Руси и в наше время, пазлы. Дети и воспитатели
ОО «Речевое развитие» Чтение художественной литературы:
Дацкевич В. «От зерна до каравая»;
"Легкий хлеб – русская народная сказка;
"Колосок" - украинская народная сказка;
Легенда о том, как появился хлеб или сказка о волшебном зернышке;
Паустовский К. "Теплый хлеб";
Г. Х. Андерсен "Девочка, которая наступила на хлеб";
Крутогоров Ю. "Дождь из семян" Дети и воспитатели
ОО «Художественно-эстетическое развитие». 1. НОД. Рисование «Колосок»
2. Лепка «Хлебобулочные изделия»
3. Раскрашивание раскрасок по теме проекта Дети и воспитатели
ОО «Физическое развитие»
Пальчиковая гимнастика, физминутки:
«Хлеб», «Дождик физкультминутка «В землю зёрнышко попало».
Подвижные игры и игры эстафеты: «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор», «Пирог», «Дружные зерна», «Собери каравай» (пазлы, «Найди и промолчи», «Хлебный магазин»
Дети и воспитатели
ОО «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно – ролевая игра «Хлебный магазин» Дети и воспитатели
Работа с родителями Консультация на бумажном носителе
«Значение хлеба в жизни человека» Воспитатели
3. Заключительный этап
Драматизация сказки «Колосок»
Физкультурное развлечение «Хлеб всему голова» Дети и воспитатели
Литература:
1. Алябенва Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
2. Гербова, Максакова. Дидактические игры.
3. С. Чертков – Детям о профессиях
Литература
1. Ахияров К. Ш., Петрова З. П. Поклонимся хлебу. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987.,
2. Барыкин К. К. Хлеб, который мы едим. – М. : Политиздат, 1983.
3. Ивин м. “Хлеб сегодня, хлеб завтра”. Детская литература, 1980.
4. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. «Мы» Программа эколог. образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: «Детство-Пресс», 2000.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений- М. : Азбуковник, 1997.
7. От осени до лета: Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л. А. Владимирская. — Волгоград: учитель, 2004.
8. Соломенникава О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006.
9. Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей : Растения. - М. : Школьная Пресса, 2000.
10. Федоров М. А. “Юному хлеборобу” - М. “Россельхозиздат”, 1984г.
11. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - М. : ТЦ Сфера, 2012.
Приложение
Пальчиковая гимнастика
«Хлеб».
Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился Дети слегка покачивают руками,поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом.
Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх. «Дождик»
- Дождик, дождик, поливай
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
- Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
- Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
- Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и увказательный пальцы рук вместе,образовывая большой круг
«Хлебные изделия»
Бублик
(Большой и указательный пальцы образуют круг.)
Баранку,
(Большой и средний пальцы
образуют круг.)
Батон
(Большой и безымянный пальцы образуют круг)
И буханку
(Большой и мизинец образуют круг.)
Пекарь из теста
Испёк спозаранку.
(Имитация лепки хлеба.) Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И, красавцем обернулся. (2 раза)
Загадки, считалки, поговорки
Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.
(Хлеб)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.
(Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье!
(Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог.)
На одном большом заводе,
Он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи
Выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед,
Ведь к обеду нужен. (Хлеб) Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья.
(Зерно)
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом
(Клолос)
Загадаю загадку: заброшу за грядку,
в год пущу, в другой выпущу
(Озимь)
Какое море за селом волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок.
(Поле)
Он - сильней десятка коней:
Где в полях пройдет весной
Летом хлеб встает стеной. (трактор)
За железным конем
Ящик тащится с зерном,
Сквозь дырявое дно
Высыпается зерно. (сеялка)
Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".
"Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?"
За стеклянными горами стоит Ваня с пирогами.
Здравствуй, Ванечка-дружок! Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три, а водить-то будешь ты.
Дидактические и словесные игры
«Достань и назови»
Цель: воспитывать уважение к хлебу.
Ход: В чудесном мешочке лежать хлебобулочные изделия (пряник, сушка, сухарь, пирожок, булка и т. д.). Дети по очереди достают из мешочка и называют их.
Вопросы к детям
Каким общим признаком объединены эти продукты питания?
Откуда появилась мука?
Из какого зерна можно получить муку? Словесное упражнение
«От слов пшеница и рожь»
Цель: упражнять в словообразование и употребление относительных прилагательных от существительного пшеница и рожь.
Колосок ржи – (ржаной колосок);
Мука из пшеницы – пшеничная мука;
Мука из ржи – ржаная мука;
Хлеб из пшеницы; хлеб из ржи; тесто из пшеничной муки; тесто из ржаной муки; поле, на котором выращивают пшеницу; поле, на котором выращивают рожь.
«Поймай слово»
По стихотворению И. Лапухина
Цель: развитие внимания
Правила игры: воспитатель читает стихотворение, дети услышав название хлебобулочного изделия, хлопают в ладоши «Волшебный мяч»
Цель: расширять и активизировать словарный запас.
Ход игры:
Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.
«Что сначала, что потом»
Цель: уточнить и расширить знания детей по теме
Материал: предметные картинки с изображением зерна, колоса, муки, теста, соль, сахар, масло, яйца, молоко, вода и т. д.
Ход игры: педагог предлагает выложить схему в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол.
Затем назвать и показать те продукты которые необходимы для приготовления вкусного теста.
Подвижные игры и эстафеты
Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»
Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.
Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палк
Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.
Ход:
В игре принимает участие 2 ребенка. Дети садятся на стул держа в руке палочку с веревкой от машины. Накручивают веревку на палку, стараясь перегнать соперника и при этом не уронить ни одного зернышка.
. Старинная игра «Пирог»
Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, бережное отношение к сверстникам при перетягивании в свою команду, учить соблюдать правила безопасного поведения.
Игровая задача: перетянуть в свою команду как можно больше «пирогов»
Материал:
Ход:
1. Выбираем пирог с помощью считалки (или пирогом в первый раз может играть скоморох) ;
2. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу.
3. Пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.
4. Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой мякошенький, вот он какой широконький, Режь его, да ешь!»
5. После этих слов играющие по одному от каждой команды бегут к пирогу и стараются его перетянуть на свою сторону. Кто перетянет, забирает пирог в свою команду.
6. Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.
7. Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».
8. Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек.
Дети играют в подвижную игру, воспитатель, при необходимости, вносит коррективы в действия детей.
«Дружные зерна»
Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.
Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.
Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.
Ход:
Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Дети-колоски занимают места в обручах, а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его раньше остальных.
«Хлебный магазин»
Цель: Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях, стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде.
Игровая задача: Быстрее другой команды обменять сои жетоны на хлебобулочные изделия.
Материал: 2 сумки для покупок, жетоны по количеству игроков, муляжи хлебных изделий.
Ход:
Разделимся на две команды. Я каждой команде выдам сумку для покупок. Вы обменяете свои жетоны монетки на хлебные изделия в нашем магазине.
(ребенок с сумкой добегает до магазина, оставляет монетку-жетон. Мышата ему дают хлебное изделие, ребенок кладет его в сумку, возвращается к команде и передает сумку следующему участнику.)
«Собери каравай» (пазлы)
Цель: развивать умение радоваться результатам коллективного труда, развивать умение действовать в команде.
Игровая задача: быстро и правильно собрать разрезные картинки с изображением каравая.
Материал: разрезные картинки с изображением каравая
Ход:
На 2х столах в конвертах лежат разрезные картинки с изображением каравая. Необходимо быстрее и аккуратнее соперников собрать изображение.
«Найди и промолчи»
Цель: учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.
Описание игры: Детям воспитатель показывает предмет (колосок, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре