Папки-передвижки

Творческий познавательный проект в старшей группе «Откуда хлеб пришел»

Екатерина Васильева
Творческий познавательный проект в старшей группе «Откуда хлеб пришел»
▼ Скачать + Заказать документы

Творчески – познавательный проект в старшей группе

«Откуда хлеб пришел»

Автор проекта :

Васильева Екатерина

Константиновна.

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Паспорт проекта.

Тема проекта : «Откуда хлеб пришел»

Публикация «Творческий познавательный проект в старшей группе „Откуда хлеб пришел“» размещена в разделах

Вид проекта : творчески-познавательный, краткосрочный.

Срок реализации проекта : с 14.10 – 18.10. 2024г.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители старшей группы (законные представители).

Актуальность проекта :

В жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.

Хлеб занимает и важное место в духовной жизни человека: для древних греков хлеб был даром богов, в Индии считали, что жизнь человека, не употребляющего хлеба, будет несчастной, на Руси хлеб всегда был символом достатка, в честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей.

Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дошкольники часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем печь хлеб.

Необходимость получения знаний у детей об этапах появления хлеба, о взаимосвязи человека и природы, воспитания уважения к труду хлебороба, послужило выбором темы и ее реализацию через данный проект

Проблема: 1. Недостаточное внимание родителей к привитию бережного отношения к хлебу у детей.

2. Поверхностные знания детей о происхождении и производстве хлеба, разнообразных и последовательных видах работ по производству хлебобулочных изделий

Цель проекта : создание условий для формирования целостного профессиях хлеборобов через совместную проектную деятельность детей.

Задачи:

- способствовать ознакомлению детей с последовательностью этапов выращивания хлеба в старину на Руси, и в настоящее время;

- сформировать систему знаний у детей о приготовлении хлеба, хлебобулочных изделий, с профессиями связанные с производством хлеба;

- обогащать словарный запас детей словами: «хлебороб» «комбайн», «сеялка», «комбайнер», «пекарь», «хлебозавод» др.

- воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, которые его выращивают; совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия взрослого с ребенком, а также с другими детьми;

- способствовать вовлечению родителей в образовательную деятельность группы.

Предполагаемый результат проекта.

У детей:

- сформировать первичные представления о выращивание злаков и производстве хлеба;

- обогатить активный словарь существительными, прилагательными и глаголами по теме проекта;

- развитие творческой активности детей;

- воспитание у дошкольников уважение труда хлеборобов и бережное отношение к хлебу.

У родителей:

- побуждать родителей к поиску различной информации по теме проекта, чтению познавательной и художественной литературы с детьми;

- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

У воспитателей: пополнить среду группу методическими материалами по теме проекта.

Методы и приемы:

- наблюдения;

- познавательные беседы;

- непосредственно-образовательная деятельность;

- просмотр иллюстраций;

- чтение познавательной художественной литературы;

- игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.

Этапы проекта :

1. Подготовительный этап

Направления деятельности Ответственные

Подбор методического материала.

Подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной и двигательно-активной деятельности воспитанников.

Планирование работы.

Организация развивающей предметно–пространственной среды (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, и т. д.)

Разработка конспектов НОД, бесед по ознакомлению детей с темой проекта Воспитатели

2. Основной этап

Образовательная область Вид и тема совместной деятельности Участники

ОО «Познавательное развитие» 1. Беседа «Откуда хлеб пришел» (видео)

2. «Как выращивали хлеб в старину» презентация

3. Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»

.

«Дидактические и словесные игры: «Достань и назови», «Волшебный мяч», «Поймай слово», «Что сначала, что потом», «Путешествие Колобка (от зернышка до хлеба) в старину на Руси и в наше время, пазлы. Дети и воспитатели

ОО «Речевое развитие» Чтение художественной литературы:

Дацкевич В. «От зерна до каравая»;

"Легкий хлеб – русская народная сказка;

"Колосок" - украинская народная сказка;

Легенда о том, как появился хлеб или сказка о волшебном зернышке;

Паустовский К. "Теплый хлеб";

Г. Х. Андерсен "Девочка, которая наступила на хлеб";

Крутогоров Ю. "Дождь из семян" Дети и воспитатели

ОО «Художественно-эстетическое развитие». 1. НОД. Рисование «Колосок»

2. Лепка «Хлебобулочные изделия»

3. Раскрашивание раскрасок по теме проекта Дети и воспитатели

ОО «Физическое развитие»

Пальчиковая гимнастика, физминутки:

«Хлеб», «Дождик физкультминутка «В землю зёрнышко попало».

Подвижные игры и игры эстафеты: «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор», «Пирог», «Дружные зерна», «Собери каравай» (пазлы, «Найди и промолчи», «Хлебный магазин»

Дети и воспитатели

ОО «Социально-коммуникативное развитие» Сюжетно – ролевая игра «Хлебный магазин» Дети и воспитатели

Работа с родителями Консультация на бумажном носителе

«Значение хлеба в жизни человека» Воспитатели

3. Заключительный этап

Драматизация сказки «Колосок»

Физкультурное развлечение «Хлеб всему голова» Дети и воспитатели

Литература:

1. Алябенва Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.

2. Гербова, Максакова. Дидактические игры.

3. С. Чертков – Детям о профессиях

Литература

1. Ахияров К. Ш., Петрова З. П. Поклонимся хлебу. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987.,

2. Барыкин К. К. Хлеб, который мы едим. – М. : Политиздат, 1983.

3. Ивин м. “Хлеб сегодня, хлеб завтра”. Детская литература, 1980.

4. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2008.

5. «Мы» Программа эколог. образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: «Детство-Пресс», 2000.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений- М. : Азбуковник, 1997.

7. От осени до лета: Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л. А. Владимирская. — Волгоград: учитель, 2004.

8. Соломенникава О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006.

9. Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей : Растения. - М. : Школьная Пресса, 2000.

10. Федоров М. А. “Юному хлеборобу” - М. “Россельхозиздат”, 1984г.

11. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - М. : ТЦ Сфера, 2012.

Приложение

Пальчиковая гимнастика

«Хлеб».

Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился Дети слегка покачивают руками,поднятыми вверх.

А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»

Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.

В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.

А пришел на стол к нам – хлебом.

Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх. «Дождик»

- Дождик, дождик, поливай

Указательным пальцем постукивать по ладони другой

- Будет хлеба каравай,

образовать перед собой круг руками

- Будут булки, будут сушки,

похлопывать поочередно одной ладонью другую

- Будут вкусные ватрушки.

соединить большой и увказательный пальцы рук вместе,образовывая большой круг

«Хлебные изделия»

Бублик

(Большой и указательный пальцы образуют круг.)

Баранку,

(Большой и средний пальцы

образуют круг.)

Батон

(Большой и безымянный пальцы образуют круг)

И буханку

(Большой и мизинец образуют круг.)

Пекарь из теста

Испёк спозаранку.

(Имитация лепки хлеба.) Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И, красавцем обернулся. (2 раза)

Загадки, считалки, поговорки

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом.

(Хлеб)

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом.

(Хлеб)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье!

(Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает,

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

(Пирог.)

На одном большом заводе,

Он - и не кирпичный вроде,

В огнедышащей печи

Выпекают кирпичи.

Я кирпич купил в обед,

Ведь к обеду нужен. (Хлеб) Корабль-великан не по морю плывет.

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет.

(Комбайн)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья.

(Зерно)

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом

(Клолос)

Загадаю загадку: заброшу за грядку,

в год пущу, в другой выпущу

(Озимь)

Какое море за селом волнует ветерок?

В нем волны можно собирать, укладывать в мешок.

(Поле)

Он - сильней десятка коней:

Где в полях пройдет весной

Летом хлеб встает стеной. (трактор)

За железным конем

Ящик тащится с зерном,

Сквозь дырявое дно

Высыпается зерно. (сеялка)

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".

"Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?"

За стеклянными горами стоит Ваня с пирогами.

Здравствуй, Ванечка-дружок! Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три, а водить-то будешь ты.

Дидактические и словесные игры

«Достань и назови»

Цель: воспитывать уважение к хлебу.

Ход: В чудесном мешочке лежать хлебобулочные изделия (пряник, сушка, сухарь, пирожок, булка и т. д.). Дети по очереди достают из мешочка и называют их.

Вопросы к детям

Каким общим признаком объединены эти продукты питания?

Откуда появилась мука?

Из какого зерна можно получить муку? Словесное упражнение

«От слов пшеница и рожь»

Цель: упражнять в словообразование и употребление относительных прилагательных от существительного пшеница и рожь.

Колосок ржи – (ржаной колосок);

Мука из пшеницы – пшеничная мука;

Мука из ржи – ржаная мука;

Хлеб из пшеницы; хлеб из ржи; тесто из пшеничной муки; тесто из ржаной муки; поле, на котором выращивают пшеницу; поле, на котором выращивают рожь.

«Поймай слово»

По стихотворению И. Лапухина

Цель: развитие внимания

Правила игры: воспитатель читает стихотворение, дети услышав название хлебобулочного изделия, хлопают в ладоши «Волшебный мяч»

Цель: расширять и активизировать словарный запас.

Ход игры:

Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.

«Что сначала, что потом»

Цель: уточнить и расширить знания детей по теме

Материал: предметные картинки с изображением зерна, колоса, муки, теста, соль, сахар, масло, яйца, молоко, вода и т. д.

Ход игры: педагог предлагает выложить схему в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол.

Затем назвать и показать те продукты которые необходимы для приготовления вкусного теста.

Подвижные игры и эстафеты

Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать крупную моторику руки.

Игровая задача: быстрее соперника накрутить веревку на палк

Материал: 2 машинки на веревке с зернами пшеницы.

Ход:

В игре принимает участие 2 ребенка. Дети садятся на стул держа в руке палочку с веревкой от машины. Накручивают веревку на палку, стараясь перегнать соперника и при этом не уронить ни одного зернышка.

. Старинная игра «Пирог»

Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, бережное отношение к сверстникам при перетягивании в свою команду, учить соблюдать правила безопасного поведения.

Игровая задача: перетянуть в свою команду как можно больше «пирогов»

Материал:

Ход:

1. Выбираем пирог с помощью считалки (или пирогом в первый раз может играть скоморох) ;

2. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу.

3. Пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.

4. Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой мякошенький, вот он какой широконький, Режь его, да ешь!»

5. После этих слов играющие по одному от каждой команды бегут к пирогу и стараются его перетянуть на свою сторону. Кто перетянет, забирает пирог в свою команду.

6. Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.

7. Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».

8. Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек.

Дети играют в подвижную игру, воспитатель, при необходимости, вносит коррективы в действия детей.

«Дружные зерна»

Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.

Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.

Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.

Ход:

Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Дети-колоски занимают места в обручах, а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его раньше остальных.

«Хлебный магазин»

Цель: Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях, стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде.

Игровая задача: Быстрее другой команды обменять сои жетоны на хлебобулочные изделия.

Материал: 2 сумки для покупок, жетоны по количеству игроков, муляжи хлебных изделий.

Ход:

Разделимся на две команды. Я каждой команде выдам сумку для покупок. Вы обменяете свои жетоны монетки на хлебные изделия в нашем магазине.

(ребенок с сумкой добегает до магазина, оставляет монетку-жетон. Мышата ему дают хлебное изделие, ребенок кладет его в сумку, возвращается к команде и передает сумку следующему участнику.)

«Собери каравай» (пазлы)

Цель: развивать умение радоваться результатам коллективного труда, развивать умение действовать в команде.

Игровая задача: быстро и правильно собрать разрезные картинки с изображением каравая.

Материал: разрезные картинки с изображением каравая

Ход:

На 2х столах в конвертах лежат разрезные картинки с изображением каравая. Необходимо быстрее и аккуратнее соперников собрать изображение.

«Найди и промолчи»

Цель: учить ориентироваться в зале. Воспитывать выдержку, смекалку.

Описание игры: Детям воспитатель показывает предмет (колосок, и после того как они закрыли глаза, он прячет его. Потом предлагает поискать, но только не брать, а сказать на ушко, где он спрятан. Кто нашёл первый тот и ведущий в следующей игре

Публикации по теме:

Тематическая неделя в старшей группе «Откуда пришел хлеб». Сидим дома с пользойТематическая неделя в старшей группе «Откуда пришел хлеб». Сидим дома с пользой На прошедшей тематической недели «Космос»,уже было положено начало дистанционной работы с родителями. Итоги нас порадовали! Следующая тематическая.

Фотоотчет «Откуда пришел хлеб»Фотоотчет «Откуда пришел хлеб» Ребенок маленький не только хочет понимать, как устроены вещи, но и пытается оценивать мир вокруг себя, формирует свое отношение к нему.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел»Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел» С нашим детским садом тесно сотрудничает филиал библиотеки №5. Стало хорошей традицией проводить совместные праздники и познавательные мероприятия.

Фотоотчёт о проведении тематической недели «Откуда хлеб пришел?» в разновозрастной группеФотоотчёт о проведении тематической недели «Откуда хлеб пришел?» в разновозрастной группе Задачи недели: закрепить представления детей об осеннем урожае, о сельскохозяйственном труде, сельскохозяйственных профессиях (хлебороб,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий познавательный проект в старшей группе «Откуда хлеб пришел»
Опубликовано: 13 октября 2024 в 19:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий познавательный проект в старшей группе «Откуда хлеб пришел»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД