Светлана Воробьева
«Осторожен, будь с огнем утром, вечером и днем!» Классный час
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Самым ценным в нашей жизни являются дети. Сегодня вопросы воспитания у школьников навыков противопожарной безопасности, способности предвидеть опасные события и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень актуальны. Поэтому, одним из приоритетных направлений в воспитании учащихся является формирование знаний, умений, а также, практических навыков поведения в случае пожара.
Публикация «„Осторожен, будь с огнем утром, вечером и днем!“ Классный час» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Пожарная безопасность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предлагается разработка классного часа по пожарной безопасности «Осторожен, будь с огнем утром, вечером и днем!»
Данный конспект составлен для учащихся среднего школьного возраста.
Форма проведения: Урок-викторина.
Мероприятие было проведено во внеурочное время в 5 в классе, на котором ребята совместно с педагогом обобщили и систематизировали знания по пожарной безопасности. В ходе мероприятия были использованы следующие приемы: беседа, рассказ, опрос, практическая деятельность.
Цель:
Пропаганда противопожарной безопасности в повседневной жизни.
Задачи:
• расширять представления учащихся об огне, пожарной службе;
• систематизировать знания по теме;
• продолжать обучать безопасному поведению и действиям в условиях пожароопасных ситуаций, пожара;
• развивать творческие способности, коммуникативные навыки;
• воспитывать уважительное отношение к труду работников пожарной службы.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, кроссворд, цветные карандаши, бумага, жетоны.
Ход мероприятия:
(Презентация демонстрируется со слайда №2)
(слайд 2)
1. Вводная беседа:
Педагог:
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об огне, благодаря которому жизнь людей кардинально изменилась.
По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. Но это лишь легенда.
- А знаете ли вы, как на самом деле добывали огонь, когда спичек еще не было?
(слайд 3)
(Предположительные ответы учащихся)
2. Рассказ педагога «Как добывали огонь раньше»
(Рассказ сопровождается последовательной демонстрацией слайдов 4,5,6,7,8,9,10)
Педагог:
- В древние времена люди не умели самостоятельно добывать огонь. Они ждали, пока природа сама им его «подарит». Во время грозы молния ударяла в дерево, и оно загоралось. Человек брал горящую головешку и разводил костер, который потом охранялся днем и ночью, чтобы огонь не потух.
Позже люди научились добывать огонь с помощью щепки, палочки и сухого мха. Палочку вставляли в трещину щепки, рядом клали мох и крутили в ладонях, пока мох не начинал тлеть.
А потом появилось «огниво» : железная пластинка, кремень и фитилек. Чиркнут пластинкой о кремень – фитилек и затеплится, т. е. загорится.
По сравнению с другими изобретениями человечества спички появились не так давно, в 19 веке. Помимо обычных, существует еще несколько видов спичек. Например, сигнальные. Их берут с собой путешественники, геологи и альпинисты. Одни светятся красным пламенем, другие синим, третьи зеленым. Их используют, прежде всего, в виде сигнала. А специально для рыбаков и моряков придуманы такие спички, которые не боятся воды.
(11слайд)
- Сегодня трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь.
(12 слайд)
- Но неосторожное обращение с огнем может привести к беде. Статистика говорит о том, что ежегодно в мире происходит более 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, два получают ожоги и травмы. Каждый третий погибший – ребенок. Вот почему нам надо знать правила безопасного поведения с огнем.
3. Разгадай кроссворд.
(На столе у каждого учащегося лежит кроссворд)
Педагог:
- Ребята, перед вами лежит кроссворд. Давайте попробуем все вместе его разгадать.
(Коллективное разгадывание кроссворда)
1. Неконтролируемый процесс горения. /Пожар/
2. Источник тепла и возможных пожаров в походе. /Костер/
3. Возникает при горении. /Огонь/
4. Вьется над костром. /Дым/
5. Детям не игрушка. /Спички/
6. Прибор для тушения пожара. /Огнетушитель/
7. Каким естественным веществом можно тушить костер зимой? /Снегом/
8. Тип пожара, охватывающий кроны деревьев. /Верховой/
Педагог:
- Какое слово получается в выделенном столбике? ПРОМЕТЕЙ.
4. Физкультминутка
(14 слайд)
(Учащиеся вместе с педагогом выполняют простые упражнения под музыкальное сопровождение)
5. Рассказ педагога «Краткая история пожарного дела»
(Последовательная демонстрация слайдов 15,16,17,18,19)
В “Судебнике Ивана III”, введенном в 1498 году, сказано: “Зажигальщику живота не давать, казнить его смертною казнью”.
1. С 1689 года Петр I приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.
2. В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
3. Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в нее входило 25 человек.
4. 17 апреля 1918 года был подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнем”. Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
Педагог:
- Ребята, а сейчас проведем небольшую викторину по пожарной безопасности, за каждый правильный ответ вы получите жетон, у кого окажется большее количество жетонов, тот и станет победителем викторины.
6. Викторина «Вопрос – ответ»
• Назовите основные причины возникновения пожара? Неосторожное обращение с огнем, детская шалость, нарушение правил пожарной безопасности.
• Что нужно делать при пожаре? Срочно сообщить в пожарную охрану, принять меры к эвакуации.
• Почему пожарных вызывают по телефону именно “01”? Легко запомнить.
• Что нужно сообщить, вызывая пожарных? Точный адрес, фамилию, что горит.
• Чем опасен пожар, кроме огня? Дым, угарный газ.
• Чем можно тушить, начинающийся пожар? Огнетушитель, вода, песок, одеяло.
• Почему во время пожара нельзя пользовать лифтом? Лифт может остановиться, лифтовая шахта - это дымовая труба, дым будет закачиваться туда.
• Какой пожар нельзя тушить водой? Если горят электроприборы, горючие вещества.
• Чем опасны лесные пожары? Уничтожается лес, животные, пожар может достичь жилых построек, огонь может проникнуть в торфяные пласты.
• Чем опасна печь в деревенском доме? От выскочившего уголька может произойти пожар.
• Почему нельзя поджигать сухую траву и листья? Огонь очень быстро распространяется, часто перекидывается на жилые строения.
• Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара? Нет, т. к. дополнительный поток воздуха способствует распространению огня.
• Как потушить горящий телевизор? Набросить одеяло.
• На сковороде горит масло. Ваши действия? Отключить газ, набросить на сковороду мокрое полотенце.
• Если в квартире пахнет газом, произошла утечка. Можно ли включать или выключать свет? Нельзя, при пользовании выключателем может возникнуть искра, что приведет к пожару или взрыву.
• Что самое страшное при пожаре для людей? Паника.
(Подведение итогов опроса)
7. Итог занятия.
Педагог:
- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
- Что нового узнали?
- Какой вывод вы для себя сделали?
- Какие правила противопожарной безопасности необходимо соблюдать?
Творческая деятельность.
(Педагог хвалит ребят, которые активно работали на уроке, и предлагает каждому нарисовать памятку-рисунок по противопожарной безопасности.)
В заключении, организация выставки.