Папки-передвижки

«Особенные дети». Коррекционно-развивающая программа дошкольного логопункта с детьми ФФНР и ОНР

Надежда Беломестнова
«Особенные дети». Коррекционно-развивающая программа дошкольного логопункта с детьми ФФНР и ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Автор :Беломестнова Н. М.

Программа дошкольного логопункта представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем, при обучении в массовой школе, а также его социализации.

Публикация «„Особенные дети“, Коррекционно-развивающая программа дошкольного логопункта с детьми ФФНР и ОНР» размещена в разделах

В основе создания этой программы использовался опыт работы в дошкольном логопункте.

Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что она в определенной степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определенную специфику работы.

В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. При этом чаще всего диагноз «общее недоразвитие речи, нерезко выраженное недоразвитие речи» уже ставят детям с 4—5-летнего возраста. Количество таких детей неуклонно растет, и, как правило, в силу различных причин, они не посещают логопедический детский сад, а находятся в массовых группах, что заметно усугубляет их психологическое состояние и речевое развитие. Выход из этой ситуации большинству родителей таких детей видится в посещении ими дошкольного логопункта и в проведении с детьми коррекционно-развивающей работы.

Однако необходимо принять во внимание, что:

• открытым остается вопрос о методическом и правовом обеспечении: в отличие от работы в логопедической группе, нет программ для работы на логопункте, нет положения о логопунктах, принятого на государственном уровне (кроме «Положения об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп")

• происходит значительное увеличение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи;

• группа детей для занятий очень разнопланова. В последнее время прослеживается тенденция на утяжеление речевого дефекта (ФФНР с дизартрическим компонентом, ОНР, задержка темпа речевого развития и т. п.) у детей массовых групп. Группа детей с чисто фонетическими нарушениями немногочисленна;

• форма занятий в основном индивидуальная или в малых подвижных микрогруппах;

• воспитатели массовых групп, как правило, не участвуют в коррекционной работе (в отличие от логопедических групп, так что процесс закрепления материала ложится на плечи логопеда и родителей;

• целью работы логопеда на логопункте является коррекция фонетического дефекта, что не подходит для ребенка с общим недоразвитием речи или для ребенка с замедленным (индивидуальным) темпом речевого развития.

Дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР, — это дети с системным речевым нарушением, характеризующимся нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи.

При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление, так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дошкольники не могут повторить фразу из 4—5 слов, в речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.

Все вышеперечисленные проблемы создают дополнительные трудности в организации и планировании работы учителя-логопеда в условиях дошкольного логопункта.

Доказано, что во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Р. Е. Левина выделяет нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Все это свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по развитию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, мышления и внимания.

По данным современных психологов, физиологов, логопедов, педагогов, в возрасте 4—5 лет начинается интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений; а в этом возрасте также особо выражено «чутье ребенка к языку». Время возникновения и наибольшей выраженности предпосылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребенка, хотя и примерно определено возрастными временными рамками. Поэтому, чтобы не упустить наиболее удачный период для начала развивающего обучения (сенситивный период для развития учебных умений и навыков, целесообразнее начинать его с 4,5-летнего возраста: это будет полезно и тем детям, у которых проявляются предпосылки для освоения различных развивающих заданий, и тем, темп развития которых индивидуален и отстает от средней возрастной нормы.

«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой»

(Л. С. Выготский).

Логопедический пункт при четкой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.

Данная модель организации органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.

ЦЕЛЬ программы –

—сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях

создать такуую развивающей среду, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей, предупреждение трудностей в речевом развитии и своевременного преодоления, у детей среднего и старшего дошкольного возраста с различным уровнем речевого развития в условиях логопункта ДОУ.

Раскрыть потенциальные возможности личности ребенка - логопата, через речевую среду. Обеспечить эмоциональное благополучие детей - логопатов. Предупредить возможные трудности в усвоении программы массовой школы, обусловленные недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

При определении задач коррекционной работы исходным моментом служит стартовая психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей, опирающаяся на две дополняющие друг друга классификации нарушения речи – клинико – и психолого – педагогическую.

Для достижения цели решается РЯД

ОБЩИХ взаимосвязанных ЗАДАЧ

:

• Первая – диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознании и выявлении неблагоприятных тенденций, задержек и недостатков в её развитии и их правильной классификации.

• Вторая – профилактическая – в самом общем виде может быть охарактеризована как педагогическая помощь воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии.

• Третья, собственно коррекционная, задача, состоящая в своевременном полном или частичном устранении (сглаживании) имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.

Структура речевого дефекта и степень его выраженности

задачи логопедической работы

в каждой из групп:

• раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

• воспитание артикуляционных навыков звуко-ния и развитие слухового восприятия;

• подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

• воспитание грамматически правильной связной речи;

• формирование навыков учебной деятельности;

• осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ, специалистами

детской поликлиники и медицинских учреждений.

Учебный год в дошкольных образовательных учреждениях охватывает период с октября по начало мая. В итоге нарушается последовательность и системность коррекционного обучения дошкольников. При составлении планирования логопедической работы следует учитывать названные причины и обусловленные ими трудности коррекционно-развивающего обучения в дошкольном логопункте.

Следует отметить, что порядок изучения звуков и количество занятий, отведенные на эту работу, могут меняться по усмотрению логопеда. При изучении наиболее употребляемых в разговорной речи лексико-грамматических категорий все занятие посвящается одной теме. С детьми проводятся комплексные занятия в детском саду, в которые включаются игры и упражнения, позволяющие формировать и развивать:

• интерес к логопедическим занятиям;

• звукопроизношение;

• фонематическое восприятие;

• артикуляционный праксис и мелкую моторику;

• речевое дыхание;

• психические процессы (память, мышление, внимание);

• лексико-грамматические категории;

• связную речь.

Заключение

Данная программа дошкольного логопункта доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С ее помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению и социализации в школе, в чем и заключается главная цель данной программы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Зачисление детей на занятия проводит логопед по результатам обследования. Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте с ФФНР и ОНР в группе 10—12 человек в возрасте от 5 до 6,5 года. Продолжительность подгрупповых занятий 20 – 25 мин, микро – группы 10-15 мин., цикл занятий рассчитан на 8 месяцев. Частота занятий в дневное время- 1 раз, а 1 раз в месяц — вечером, для того чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые рекомендации, советы, консультацию. Сроки логопедической работы могут варьироваться:

•ФФН — 1 год;

•ОНР IV у. р. р. — 1 — 1,5 года.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. После завершения коррекционно-развивающей программы проводится повторное диагностический – мониторинг критериев уровня развития ребенка.

Критерием - эффективности программы

, является шкала речевой активности, продуктивного текстового сообщения, преодоления фонологического дефицита, что подтверждает расширение коммуникативных возможностей речевой деятельности у детей – логопатов.

Публикации по теме:

«Рече-кубики». Пособие по коррекции лексико-грамматических категорий и связаной речи детей старшего дошкольного возраста«Рече-кубики». Пособие по коррекции лексико-грамматических категорий и связаной речи детей старшего дошкольного возраста Учебно-методическое пособие «Рече – кубики» по коррекции лексико – грамматических категорий и связаной речи у детей старшего дошкольного.

План индивидуальной коррекции Индивидуальный план коррекции на 2013-2014 уч. г. Фамилия, имя ребенка___ Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Особенные дети». Коррекционно-развивающая программа дошкольного логопункта с детьми ФФНР и ОНР
Опубликовано: 20 января 2014 в 16:52
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Особенные дети». Коррекционно-развивающая программа дошкольного логопункта с детьми ФФНР и ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Беломестнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД