Ольга Александровна Акифьева
Особенности взаимосвязи педагога с помощником воспитателя в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Особенности взаимосвязи педагога
с помощником воспитателя в разновозрастной группе»
Ст. воспитатель Акифьева О. А
МАДОУ детский сад «Золотая рыбка»
Сегодня наш разговор будет о совместной работе воспитателя и помощника воспитателя. Современные цели и задачи дошкольного воспитания не могут быть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе, необходимо их тесное взаимодействие.
Публикация «Особенности взаимосвязи педагога с помощником воспитателя в разновозрастной группе» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский говорил, что «от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его ум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
Профессия современности
Постоянное общение с ребёнком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учётом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдёт подход к каждому ребёнку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми.
Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия.
Чтобы все виды детской деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. Взаимоотношения детей и взрослых выступают в качестве важнейшего условия психического развития детей. В процессе этой связи взрослый передаёт ребёнку способы использования предметов, организует соответствующим образом его действия, осуществляет контроль и коррекцию психического развития.
Когда изменилось название профессии и няня стала называться помощником воспитателя, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность. В связи с этим изменились и требования при приёме работника на должность помощник воспитателя.
Квалификационные характеристики помощника воспитателя.
1. Помощник воспитателя работает под руководством и в тесном контакте с воспитателем группы.
2. Под руководством воспитателя участвует в организации воспитательно – образовательной работы с детьми и в режимных процессах:
• наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, по мере необходимости участвует в руководстве игровой, трудовой, самостоятельной их деятельностью;
• участвует в подготовке и организации занятий;
• формирует у детей культурно – гигиенические навыки, самостоятельность;
• сопровождает детей на целевых прогулках, экскурсия.
• раздевает и одевает детей;
• кормит и укладывает спать.
3. Несёт ответственность за выполнение инструкции об охране жизни и здоровья детей.
4. Осуществляет санитарно – гигиенический досмотр детей.
5. Обеспечивает санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.
6. Получает и раздаёт еду.
7. Принимает участие в оздоровительных мероприятиях, которые направлены на укрепление здоровья детей.
Помощник воспитателя должен знать :
1. Инструкцию об охране жизни и здоровья детей.
2. Правила внутреннего трудового распорядка.
3. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, педагогические методы и приёмы организации их деятельности, руководство детьми и воздействие на них.
4. Правила присмотра детей.
5. Режим дня.
6. Санитарно-гигиенические нормы поддерживания помещений, оборудования, инвентаря.
7. Правила санитарии и гигиены.
Примерное распределение обязанностей воспитателя и помощника воспитателя в разновозрастной группе.
Организация утреннего приёма детей
Общие правила по приё му: необходимо, чтобы посещение детского сада было привлекательным, радостным, а расставание с родными не приносило детям огорчения.
Деятельность воспитателя :
• Принимает и осматривает детей.
Деятельность помощника воспитателя :
• Поддерживает тёплую, дружескую атмосферу в группе.
• Помогает воспитателю осуществлять приё м детей: присматривает за детьми, которые играют, занимается с прибывшим ребёнком, в то время когда воспитатель принимает других детей.
• Получает еду на кухне.
Утренняя гимнастика
Деятельность воспитателя :
• Проводит утреннюю гимнастику. (при отсутствии инструктора по ФК)
Деятельность помощника воспитателя :
• Готовит столы к завтраку.
• Оказывает помощь в умывании детей.
Завтрак
Деятельность воспитателя :
• Организует подготовку к завтраку.
• Проводит завтрак.
Деятельность помощника воспитателя :
• Вместе с дежурными накрывает на столы.
• Убирает и замачивает посуду.
• Моет посуду, полы в группе.
Занятия
Деятельность воспитателя :
• Организует и проводит занятия по подгруппам.
Деятельность помощника воспитателя :
• Организует игры детей той подгруппы, которая не участвует на занятиях.
• По мере необходимости оказывает воспитателю помощь в подготовке оборудования и материала к занятиям, убирание их после занятий
• По мере необходимости участвует в организации и проведении занятий.
Подготовка и организация прогулки.
Деятельность воспитателя :
• Выходит на прогулку с детьми.
• Организует деятельность всех детей.
• Приводит с прогулки сначала маленьких детей, а затем старших.
Деятельность помощника воспитателя :
• Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании.
• В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством воспитывает у детей самостоятельность, чувство взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены
• Помогает воспитателю вывести детей на прогулку. (воспитатель уходит с первой подгруппой, а вторую выводит помощник воспитателя).
• Выполняет генеральную уборку одного из помещений, проветривает его.
• Готовится к обеду, может взять дежурных с прогулки пораньше и накрыть с ними обед.
• Встречает с прогулки младших детей, помогает им раздеться.
• По окончании прогулки по мере необходимости просушивает одежду детей.
Подготовка и организация обеда.
Деятельность воспитателя :
• Руководит подготовкой детей к обеду.
• Проводит его.
Деятельность помощника воспитателя :
• Сервирует столы, совместно с воспитателем руководит дежурством детей по столовой
• Осуществляет санитарно – гигиенический уход за детьми
(следит за чистотой одежды, лица, рук).
• Совместно с воспитателем воспитывает у детей самостоятельность, формирует навыки культуры приёма пищи, культурно – гигиенические навыки.
• Поддерживает благоприятную, спокойную обстановку во время приёма пищи.
• Второе блюдо раздает не сразу, а каждому по мере съедания первого.
Дневной сон
Деятельность воспитателя :
• Постепенно укладывает детей спать.
• Создаёт условия для дневного сна.
Деятельность помощника воспитателя :
• Вместе с дежурными убирает посуду.
• Замачивает посуду и моет.
• Убирает и проветривает помещение.
Подъем детей
Деятельность воспитателя :
• Проводит постепенный подъем детей.
• Проводит бодрящую гимнастику после сна.
Деятельность помощника воспитателя :
• Помогает детям убиратьпостели, особенно младшим.
• Помогает одевать детей.
Полдник
• То же самое что и завтрак
Занятия
• Тоже, что и занятия в первой половине дня.
Деятельность воспитателя :
• Организует и проводит занятия
Деятельность помощника воспитателя :
• Оказывает помощь в проведении занятия
Совместная деятельность взрослого с детьми.
Свободная деятельность детей.
Деятельность воспитателя :
• Организует деятельность детей.
Деятельность помощника воспитателя :
• Наблюдает за игрой детей, которые находятся вне поля зрения воспитателя. По мере необходимости в ненавязчивой форме руководит игрой.
• Оказывает воспитателю помощь в санитарно-гигиенической обработке оборудования для игры и игрушек.
• Проводит совместно с воспитателем мелкий ремонт игрушек.
Вечерняя прогулка
То же самое, что и дневная прогулка.
Деятельность воспитателя :
• Одевает часть детей и выходит с ними на прогулку.
• Организует деятельность детей.
• Беседует с родителями.
• Организует уход домой.
Деятельность помощника воспитателя :
• Помогает одевать детей.
• Убирает помещение.
Таким образом, мы видим, для того, чтобы добиться желаемого результата во всех видах деятельности и режимных моментах, необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание воспитателя и помощника воспитателя.
Грамотный подход к планированию и организации работы воспитателя и помощника воспитателя позволит реализовать новые методики обучения детей дошкольного возраста.
Их слаженные действия существенно снимут нагрузку на каждого из участников образовательного процесса и предоставят простор для творческой деятельности, учитывая интерес конкретного ребёнка и конкретной группы.