Кристина Раскатова
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся согласно ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях дошкольная образовательная организация является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
Взаимодействие с родителями в рамках реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) становится все более актуальным в связи с изменениями в системе образования и внедрением новых стандартов. ФОП ДО направлена на обеспечение качественного и доступного дошкольного образования для каждого ребенка, а также на укрепление взаимодействия между образовательными учреждениями и родителями.
Публикация «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся согласно ФОП ДО» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В основу совместной деятельности семьи и ДОО заложены следующие принципы:
единый подход к процессу воспитания ребёнка;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
уважение и доброжелательность друг к другу;
дифференцированный подход к каждой семье;
равная ответственность родителей и педагогов.
По ФОП ДО главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства, как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) должно придерживаться следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка : в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;
2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребенка в ДОО и семье;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей) : при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье : при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребенка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями (законными представителями, прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста, обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
1) Диагностико-аналитическое направление включает планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;
об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей);
получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка;
согласование воспитательных задач;
ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы;
содержании и методах образовательной работы с детьми;
2) Просветительское направление предполагает
выбор эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; условий пребывания ребёнка в группе ДОО;
просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
3) Консультационное направление объединяет в себе:
• консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком,
• преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;
• особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;
• возникающих проблемных ситуациях;
• способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
• способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Совместная образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся предполагает :
- сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и образовательных мероприятий;
- поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- разработку и реализацию образовательных проектов ДОО совместно с семьей.
Особое внимание в просветительской деятельности ДОО должно уделяться повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка.
Реализация данной темы может быть осуществлена в процессе следующих направлений просветительской деятельности:
1) о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребё нка:
• рациональная организация режима дня ребёнка,
• правильное питание в семье,
• закаливание,
• организация двигательной активности,
• благоприятный психологический микроклимат в семье
• спокойное общение с ребёнком и другое
негативных факторов, наносящих непоправимый вред здоровью ребё нка:
• переохлаждение,
• перегревание,
• перекармливание и другое.
информирование
2) о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;
3) родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;
4) родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT -технологий:
• нарушение сна,
• возбудимость,
• изменения качества памяти,
• внимания, мышления;
• проблемы социализации и общения и другое.
5) знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО.
Эффективность просветительской работы по вопросам здоровьесбережения детей может быть повышена за счет привлечения к тематическим встречам профильных специалистов (медиков, нейропсихологов, физиологов, ГГ-специалистов и других).
Просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей, педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет;медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму – совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое. Используя эти секреты и практики, образовательные учреждения могут укрепить связь с семьями и сделать образование более эффективным для детей
Взаимодействие с родителями в рамках Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования – это неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение наилучших результатов для детей. Понимание особенностей семей, грамотное планирование, активное вовлечение родителей и умение управлять конфликтами позволяют создать партнерские отношения, способствующие всестороннему развитию детей и их успешному старту в школе и жизни в целом.
Список литературы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании», Т Ц. :»Сфера»
2. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2019, № 6. – с. 66 – 70.
3. Бутырина Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей : учебно – метод. пособие / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина. – Белгород. гос. ун – т, 2014 – 177с.
5. Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по ФОП ДОУ / Т. А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2019, № 1. – с. 41 – 49.
6. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина. – М. : Линка – Пресс – 2016.