Маргарита
Особенности регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Поражения психических и двигательных нарушений у детей при ДЦП различны и зависят от поражения ЦНС. Но в психическом развитии есть общие характеристики – замедленный и неравномерный темп его развития.
Мотивационная основа психической деятельности слабо сформирована, адекватная самооценка зачастую отсутствует. Ученики с нарушениями ОДА часто избегают интеллектуального напряжения и отказываются от выполнения заданий при малейшем переутомлении. Такой ребенок пассивен при выполнении любых заданий, он медленно включается в решение задания и требует постоянного побуждения для завершения работы. Все мыслительные процессы у такого ученика резко замедлены.
Публикация «Особенности регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дефекты мыслительной деятельности проявляются в недостаточной сформированности понятийного, абстрактного мышления. Особенности мышления у детей с церебральным параличом обнаруживаются наиболее явно при выполнении заданий, требующих интеллектуальных процессов симультанного характера, т. е. целостной интеллектуальной деятельности, основанной на взаимодействии анализаторных систем.
Характерной особенностью мышления является также нарушенная динамика мыслительных процессов, явная замедленность мышления или более выраженная инертность. Недостаточная последовательность мышления так же является частым нарушением, иногда со склонностью к побочным ассоциациям, что особенно характерно для детей, у которых детский церебральный паралич осложнен гидроцефалией.
Отличительной особенностью мыслительных процессов детей с церебральным, параличом является взаимосвязь недостаточности как содержательной, так и организационной сторон мышления. Известно, что для развития организационной стороны мышления необходима сформированность операций планирования и самоконтроля, а также определенный запас знаний и умений. У детей с церебральным параличом без специального обучения эти предпосылки не развиваются. Поэтому при проведении коррекционной работы с этими детьми уже в дошкольном возрасте необходимо постоянно расширять объем их знаний и представлений об окружающей действительности, а также заниматься формированием операции планирования и самоконтроля. Важно постоянно обогащать практический опыт детей с церебральным параличом и целенаправленно обучать их приемам умственной деятельности.
Характерной особенностью психического развития детей с церебральным параличом является задержанное формирование регуляторной функции психических процессов, что в значительной степени связано с замедленным созреванием переднелобных отделов коры головного мозга.
Кроме того, недостаточная сформированность наглядно-действенного и образного мышления у детей в сочетании со стойкими речевыми расстройствами обуславливает отставание в развитии словесно-логического мышления.
Для детей с церебральным параличом характерны также нарушения формирования эмоционально-волевой сферы и поведения, которые особенно выражены при гиперкинетической и атонически-астатической формах ДЦП.
Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы. В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других - робость, застенчивость, заторможенность. Среди вариантов аномального развития личности при церебральных параличах наиболее часто отмечается задержанное развитие по типу психического инфантилизма. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней. Основной признак инфантилизма - недоразвитие произвольной регуляции поведения и других форм произвольной деятельности (высших психических функций). В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, сиюминутными желаниями. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо.
Особое внимание нужно уделять развитию регулятивных универсальных учебных действий у детей с ДЦП, так как именно эти действия станут основой умения учиться.