Марина Бунина
Особенности развития игровой деятельности на разных возрастных этапах дошкольного детства
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребёнка, в котором формируется восприятие, образное мышление, воображение, память. Возрастает активность ребёнка в трудовой, учебной деятельности и самое главное в игровой.
Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них- учёба, игра -для них труд, игра для них -серьёзная форма воспитания»
Игра - основной вид деятельности ребёнка проходит на протяжении всего дошкольного периода,
Публикация «Особенности развития игровой деятельности на разных возрастных этапах дошкольного детства» размещена в разделах
В формировании игры выделяют три основных этапа :
1. усвоение условных действий с игрушками и
предметами - заместителями -
1год- 2года 6 месяцев
2. усвоение ролевого поведения
(ролевых отношений и взаимодействий) -
1 г. 6 мес. 4 г. 6 месяцев
3. усвоение способа построения сюжета-
4 г. 6 месяцев -7 лет.
Также можно выделить и три уровня взаимодействия детей в совместной игре. На первому ровне в качестве основного предмета взаимодействия выступают сюжетно - образные игрушки, в соответствии с которыми опребделяется тема игры и форма взаимодействия (подражательное, поочерёдное и др.).
На втором уровне в качестве основного момента, организующего игровое взаимодействие детей, выступают правила ролевого поведения.
На третьем уровне предметом игрового взаимодействия является согласованное построение сюжета игры: выбор темы, последовательное развёртывание событий, ситуации ролевого взаимодействия.
В каждом из периодов игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения связаны с обогащением опыта повседневной деятельности детей в быту, в непосредственно-образовательной деятельности, на прогулке и в разнообразных формах проведения досуга.
Игры детей постоянно усложняются и совершенствуются.
Уже, В ИГРАХ ДЕТЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАБЛЮДАЕТСЯ НЕСЛОЖНЫЙ СЮЖЕТ, В КОТОРОМ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.
В игре малыша реализуются действия взрослых, те события из жизни, которые его заинтересовали.
Игровая деятельность маленьких детей тесно связана с формирующими воздействиями взрослого.
Поэтому подбор игрушек, организация предметно-ролевой среды для самостоятельной игры в большей мере дублируют ситуации совместной игры взрослого с детьми. Маленьким детям трудно перенести реальные действия из жизни в ролевую игру, поэтому воспитатель должен как можно чаще обращать внимание детей на разные действия, проговаривать их, и по возможности вовлекать малыша во все эти действия. Малыши могут самостоятельно подготовить условия для игры, совершая при этом подготовительные действия: например перед кормлением кукол «готовят» им обед.
Ребёнок ещё не берёт на себя роль он только стремиться определить себе роль, может её выполнять незначительное время: (покормить куклу, полечить её.).
Но если малыш увлечён ролью, то он играет всерьёз, искренне переживая все чувства своего героя, поэтому надо всячески поддерживать его интерес к определённой роли, обучать в процессе игры необходимым умениям, подсказывать различные действия, сообщать те или иные сведения.
С возрастом дети начинают действовать в воображаемой ситуации, при этом реальные предметы приобретают
Для ребёнка, особый смысл (стул-машина, обруч-руль, который и создаёт воображаемую ситуацию.
Она является центром игры и преобразует предметную игровую деятельность малыша в сюжетную игру. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни.
Появляется «роль в действии». Дети начинают обозначать словом выполняемую роль: «Я - врач. Ты - шофёр».
Детям младшего дошкольного возраста обязательно нужны игрушки, они для детей данного возраста являются первичным организующим началом в творческих играх.
Поэтому в младших группах игрушек должно быть больше, ассортимент их разнообразнее и в нескольких экземплярах, так как дети этого возраста склонны к подражанию.
Для развёртывания детской активности малышам необходимы игрушки, которые имитируют реальные предметы, знакомые детям по их смысловому назначению. В них должны быть ярко обозначены основные детали, несущие функциональную характеристику предмета. А второстепенные, отвлекающие ребёнка на манипуляцию, сведены к минимуму.
Масштаб игрушек должен соответствовать размеру руки ребёнка, его росту. Предметные игрушки должны соответствовать по величине образным (кукольная мебель и куклы).
Игрушки малышам дают такие, которые по возможности позволяли бы ему точно отображать близкие жизненные ситуации (если есть кукла, то должна быть для неё одежда, посуда, .мебель). В зависимости от наличия тех или иных игрушек младшие дошкольники часто выбирают себе роль.
Наряду с игрушками игровую деятельность детей стимулируют ролевая атрибутика (белый халат, каска).
Часть игрушек постепенно заменяются игрушками-заместителями и воображаемыми предметами. Так ребёнок к трём годам осознаёт условность в игре, игровую воображаемую ситуацию, заявляя:
«Это «как будто»
И, наконец, дети могут уже не производить знакомые действия, а обозначать их словами (кукла уже поела). Маленьким детям свойственна эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, красочному, поэтому в этом возрасте ребёнку свойственна подражательность.
Необходимо вызывать у детей интерес, желание подражать, поэтому воспитатели проводит дидактические игры, используя игрушки, драматизируют разные художественные произведения.
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ЭФФЕКТИВЕН приём совместной игры педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками,
с предметами-заместителями. Педагог беря любимую игрушку детей просит их от её имени, например, напоить её чаем, покатать на машине и т. п.
В младшем возрасте возникает интерес к играм сверстников и в первую очередь к их игрушкам, так куклу могут лечить два и более врача, автомобилем управлять два и более шофёра.
В СИЛУ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ дети не могут согласовывать свои действия с одной и той же игрушкой, поэтому возникает ссора. Каждый хочет выразить в игре свои желания, проявить свои чувства, но часто, заполучив желаемую игрушку, ребёнок откладывает её в сторону, потому что тему скучно играть одному, не с кем поделиться своими впечатлениями, переживаниями. Воспитатель должен увлечь детей совместными действиями с игрушкой: Миша, почини пока машину, а ты, Коля, сходи в магазин за запасными колёсами», или переключить внимание одного из играющих детей на другую игрушку и организовать совместную игру.
С возрастом у детей появляется интерес к ролевым действиям сверстников и желание выполнить эту же роль:
ребёнок лечит куклу, увидав, как другой кормит куклу, бросает её лечить, хочет завладеть посудой другого играющего и тоже начать кормить свою кукл
На ПОМОЩЬ ЗДЕСЬ ДОЛЖЕН ПРИДТИ ПЕДАГОГ
и организовать совместную игру детей. У детей 2-3 лет следует воспитывать простейшие навыки совместной игры, помогать развивать содержание игр, поэтому воспитатель берёт на себя главную, ведущую роль и играет вместе с детьми.
Детям младших групп свойственны элементы игр-драматизаций, они с удовольствием перевоплощаются в кошек, собак и других знакомых животных, но развить и обыграть сюжет они ещё не могут.
Дети только подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенности поведения. В этом возрасте важно учить детей некоторым способам игровых действий по образцу, показать, как машут крылышками птички, как неуклюже ходят медвежата, можно дать детям их любимые игрушку, придумать небольшой сюжет и обыграть его (игрушки пошли гулять, вовремя прогулки они стали петь, танцевать).
На развитие содержания детских игр существенное влияние оказывают игрушки- самоделки и их изготовление на глазах у детей. Такие игрушки делают игровые интересы детей более устойчивыми, помогают объединению детей в игре.
Большую радость и удовольствие малышам доставляют игры-забавы с заводными игрушками, с движущимися фигурками животных, с ветром, солнечным зайчиком и другими, также малыши любят играть с водой, песком и снегом.
Для усвоения и закрепления у младших дошкольников всевозможных знаний и умений воспитатель проводит различные дидактические игры, объясняя по ходу правила игры.
Известно, что внимание у малышей не устойчиво, они часто отвлекаются, поэтому для решения дидактической задачи важно использовать различные игровые приёмы, красивые и любимые игрушки.
Занимательность игры возрастает, если в неё включается элемент загадочности (кто-то постучал в дверь, что-то лежит в коробке и т. п.).
Для детей 4-го года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира, .поэтому с дидактическим материалом каждый ребёнок должен активно действовать, играть, чтобы его обследовать.
Для того, чтобы дидактическая игра проходила успешнее, надо обязательно знакомить детей с предметами, которые будут использованы, с их свойствами, с изображениями на картинках. Целесообразно предложить потом детям игрушки, которые использовались в дидактической игре. Для творческой игры дошкольника среднего возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными в различных видах детской деятельности. Обогащается содержания прежних игр.
Дети этого возраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие группы по 6-7 человек, на основе личных симпатий. Накопленный запас знаний позволяет детям использовать его в играх, делиться своим небольшим жизненным опытом со сверстниками, но для согласованности игровых действий необходимы чуткость, отзывчивость, доброта, а этих нравственных качеств у ребёнка данного возраста не хватает, поэтому возникают ссоры, которые приводят к распаду игр и разрушению дружеских контактов. На помощь детям, как всегда должен придти педагог и по возможности удовлетворить все заявки детей на игру.
На 5-м году жизни у детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или вымышленное лицо, ребёнок стремиться реализовать собственные знания, представления о его поступках, мыслях, чувствах, делах. Наряду с предметно образными игрушками важное и ведущее значение приобретает ролевая атрибутика.
Воспитатель, участвуя в играх детей этого возраста, может взять на себя любую роль. Ребёнок среднего дошкольного возраста не всегда бывает удовлетворён знакомой игрушкой. У него нередко возникает желание самостоятельно изготовить атрибуты для игры, игрушки, сделанные своими руками доставляют ребёнку творческую радость.
В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА 4-5 ЛЕТ НАХОДИТ СВОЁ место и театрализованная игра. Дети с удовольствием драматизируют знакомые произведения, стремятся к правдивому изображению героев. Эмоционально переживают все описанные события, сочетают в роли движение и слово., начинает развивать чувство партнёрства.
Игровой образ созданный по мотивам литературных произведений находит выход и в других игра, что говорит о развитие творчества детей.
Детям 4-5 лет характерна большая устойчивость внимания, произвольное запоминание, развитость мышления, учитывая эти возрастные особенности, воспитатель отбирает дидактические игры, в которых закрепляются, уточняются знания детей о свойствах предметов, и их назначение.
Всё чаще роль ведущего поручается выполнить детям, а правила игры объясняются детям до её начала. В этой группе часто организуются словесные игры.
Дети среднего дошкольного возраста любят играть с природным материалом, снегом, песком, с игрушками-самоделками и т. п.
Для творческих игр старших дошкольников характерны игры с самыми разнообразными сюжетами, они становятся более сложные, как по содержанию использованию, средств отображаемой действительности, так и по организации. Это уже сюжетно-ролевые игры, которые могут продолжаться от недели до месяца и больше, с постепенным развитием и усложнением содержания; игры глубоко затрагивают чувства и интересы детей, игровые образы ребёнок создаёт творчески, сознательно. Их тематика преимущественно связана с современной жизнью. («Выборы мера, (президента)», «Банк» «Поле чудес» и мн. др., или с наиболее любимыми детьми сказками, рассказами.
В развитие сюжета игры на определённую тему прослеживается логическая последовательность действий, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых событий и явлений реального мира.
В играх дети используют строительный материал, разного вида конструкторы, самостоятельно изготовленные игрушкиО-самоделки, рисунки, вылепленные изделия, песни, танцы и т и., они сами конструируют предметно - игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя её игровому замыслу, игрушки уже не определяют тему и сюжета игры.
Свою роль в игре дети выполняют с большей выдумкой, изобретательностью, их интересует каждая деталь. Детей этого возрастного периода привлекает красивый материал, изящные конструкции, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры дети успешно используют свои технические умения. Они более дружно договариваются о теме игры, без конфликтов распределяют между собой роли, с учётом того, кто из них лучше справится с той или иной ролью, создаст яркий образ. В роль дети вживаются настолько серьёзно, что чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не играют.
6-7 летние дети с удовольствием играют в театрализованные игры по литературным произведениям, самостоятельно находят способы образной выразительности, наиболее правильно передают характеры героев, дошкольники участвуют в создании декораций и костюмов.
Дидактические игры старших дошкольников имеют более сложную степень трудности игровых правил и действий.
Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая самостоятельность как в выборе игры, так и в творческом решении её задач, и роль ведущего в большинстве случаев выполняют сами дети. Иры-забавы в старшей и подготовительной к школе группе могут носить характер весёлых эстафет, соревнований, аттракционов с участием 2 или более команд. Любят старшие дошкольники играть с природным материалом, со снегом, песком, водой и т. п.
Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определённый этап. Развиваясь, она поднимает ребёнка на новую ступень осознания мира предметов, и мира человеческих отношений.
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры дошкольников, тем богаче и шире становится для них окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Бондаренко А. К. «Сюжетно-ролевые творческие игры и руководство ими».
Зворыгина Е. В. «Игра и этапы её развития».
Михайленко Н. Я. «Особенности формирования игровых умений у детей разного возраста».
Новосёлова С. Л. «Роль игрушки в детской игре».