Любовь Николаенко
Особенности работы воспитателя в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика работы воспитателя в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника:
— речевыми недостатками;
— неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
— характерологическими особенностями.
Публикация «Особенности работы воспитателя в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
В любой группе компенсирующей направленности основное внимание должно уделяться коррекционным процессам. Другими словами, воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним. Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда.
К коррекционным задачам воспитателя относится :
— закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по рекомендации логопеда;
— пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
— систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
— развитие у детей внимания и памяти — процессов, тесно связанных с речью;
— совершенствование словесно-логического мышления ребенка - как одной из функций речи;
— развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики.
Закрепление речевых навыков у детей на индивидуальных занятиях по рекомендации логопеда.
Индивидуальные занятия по рекомендации логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для индивидуальной работы с детьми.
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия все остальные дети не отвлекали ребенка, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребенка, то такая игра одновременно дает и обучающий эффект. Например, если у ребенка трудности с мелкой моторикой – ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью – сложить по образцу разрезные картинки или специальные кубики и т. п.
Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь наглядно-дидактический материал для закрепления звуков.
Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом — произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропускать ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать четко, медленно и добиваться того же от ребенка.
Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев. Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлев или без туфель»). А затем спрашивает: «Как лучше сказать?» И только потом просит повторить правильную фразу.
Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».
Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, ограничено время и долгие выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей направлено на речь отвечающего, и незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтро-лируемого ребенком общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, четкую речь.
В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребенка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.
Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребенок неправильно произнес звук Р, воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук Р, слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».
Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово (ми-лиционер, пододеяльник, водопроводчик) малыш не произнесет и это вы-зовет у остальных смех. Следует предложить ребенку сказать ответ воспи-тателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.
Для того чтобы дети на всех занятиях говорили с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен давать образец своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речи. Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной.