Алёна Рыбалко
Особенности проведения игр в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение ребенка. Малыш находится в особом "третьем состоянии" между здоровьем и болезнью. Но постоянно находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ребенок или просто заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени забудутся негативные сдвиги адаптационного процесса. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.
Публикация «Особенности проведения игр в адаптационный период» размещена в разделах
Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требует и от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители, зависит и течение адаптационного периода.
Н. М. Аксарина, рассматривая тему адаптации, приводила такой пример. «Садовник, который собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживается». Т. е. процесс адаптации ребенка к условиям ДОО неизбежен, но педагогу необходимо приложить все усилия для более легкого его протекания.
Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра. Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.
Цель проведения игр: создать условия для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста путем использования игровых технологий и методов.
Задачи игр:
• обеспечить развитие адаптационных возможностей;
• развивать у детей формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• формировать доверительные отношения со взрослыми на телесно – игровом и предметно – игровом уровне;
• корректировать психоэмоциональное напряжение;
• развивать интерес к сверстнику, умение одновременно выполнять одинаковые игровые действия и достигать общего игрового результата.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Основные принципы организации и проведения игр:
• Добровольность участия в игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит.
• Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. В то же время взрослый организовывает и направляет игру.
• Игры должны многократно повторяться, т. к. это является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.
Преимущества игры:
• позволяет маленькому ребенку ощутить себя «всемогущим»;
• помогает познать окружающий мир, развить самоуважение;
• развивает искусство общения;
• помогает управлять своими чувствами;
• дает возможность переживать массу эмоций
Требования к играм, проводимым в адаптационный период:
1. они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
2. не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
3. должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители;
4. всем детям предлагаются одинаковые предметы;
5. инициатором игры выступает взрослый.
Игры адаптационного периода можно условно разделить на 4 группы
I. Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.
II. Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком
III. Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры).
IV. Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций.
Представляю вашему вниманию несколько интересных игр с детьми двух-трех лет в период адаптации к условиям детского сада.
I ГРУППА ИГР
Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с воспитателем, формирование доверительных отношений.
«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»
Цель: вызвать интерес к действиям взрослого, стимулировать положительные эмоции.
Воспитатель пускает солнечных зайчиков и читает стихотворение, побуждая ребенка выполнять соответствующие словам действия:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
«ПРИЛЕТЕЛА ПТИЧКА»
Цель: развивать внимание к сверстнику.
Воспитатель показывает птичку и выполняет действия в соответствии с текстом.
Прилетела птичка,
Синичка-невеличка.
К Лене прилетела,
На деток посмотрела,
Дальше полетела. Сажает птичку на руку Лене
и по очереди другим детям.
«РАЗГОВОР С ИГРУШКОЙ»
Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний; развитие навыков речевого общения.
«Почему мой. грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли?»
И т. д. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки.
II ГРУППА ИГР
Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком
«ПРЯТКИ»
Цели: вызывать интерес к игрушкам, стимулировать совместные действия с ними, действия по подражанию и по инструкции взрослого, учить ориентироваться в новом помещении.
Сначала воспитатель выполняет действия вместе с ребенком, побуждая словами «иди», «ищи», «пляши». А потом побуждает малыша самостоятельно выполнять действия.
«ЧЬИ ВЕЩИ?»
Цель: закрепить имена работников детского сада.
Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди и все они забыли какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь разобраться – сам он не помнит, где чье.
III ГРУППА ИГР
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры)
«ЧТО НАМ ПОДСКАЖУТ ПАЛЬЧИКИ»
Цели: развитие тактильного восприятия, наблюдательности; обогащение сенсорного опыта; стимуляция познавательной активности.
Благодаря этой игре ребенок будет с нетерпением ждать новых ощущений, впечатлений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.
«КОЛЮЧИЙ ЕЖИК»
Цели: развитие мелкой моторики и координации движений; стимуляция речевой активности
Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождаются стихотворением
ДОГОНЯЛКИ-ОБНИМАЛКИ
Цели: устанавливать тактильные контакты с ребенком, снимать эмоциональное напряжение.
Воспитатель организует игру в догонялки: «Догоню, догоню…» Затем обнимает.
«ДОЖДЬ»
Данную игру можно проводить индивидуально каждому ребенку и с подгруппой детей. Дети встают или садятся друг за другом «Паровозиком» и выполняют следующие движения. Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж еще раз.
IV ГРУППА ИГР
Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций
«БАБОЧКИ»
Цели: развитие диафрагмального типа дыхания; стабилизация психоэмоционального состояния.
Находясь в новой обстановке, ребёнок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. Сделайте глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы бабочки полетели.
«ШТУРМ КРЕПОСТИ»
Из имеющихся предметов строится крепость. У играющих есть мяч – «пушечное ядро». По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – «крепость» - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.
«БРЫКАНИЕ»
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара. Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в целом процесс адаптации в нашей группе прошел успешно. Дети чувствовали себя раскованно, легко шли на контакт друг с другом, со взрослыми, хорошо кушали, спали, большинство легко расставались с родителями – все это показатели успешной адаптации. Дети стали более общительными, начинали учиться играть вместе, делиться игрушками. Усвоили правила поведения в группе. Научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки.
Проблема адаптации дошкольников с каждым годом становится все более актуальной, так как этот период оставляет неизгладимый след в жизни каждого ребенка и его семьи. Игровая деятельность выступает эффективным средством в решении этой проблемы. Она способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию ребенка раннего возраста. Оказывает существенное влияние на самооценку ребенка, его коммуникативные способности, снимает психологическое напряжение, помогает преодолеть скованность и следовательно, увеличивает способность ребенка к успешной адаптации.