Елена Носуль
Конспект открытого занятия с элементами опытно-экспериментальной деятельности «Особенности песка и глины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия с элементами опытно-экспериментальной деятельности.
Тема: «Особенности песка и глины»
Дата: 11.12.18
Воспитатель: Носуль Е. А.
Группа : ср. гр.
Тема: «особенности песка и глины»
Образовательная область: Познание
Цель: познакомить детей с компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами, сравнить, чем они отличаются.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия с элементами опытно-экспериментальной деятельности „Особенности песка и глины“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к не живой природе, аккуратность, умение работать с раздаточным материалом,.
Обучающие:
познакомить детей со свойствами песка и глины (песок -сухой сыпучий, состоит из мелких крупинок;
Глина - сухая- твердая, крошится; мокрая- мягкая. липка,). Умение составлять небольшой связной рассказ о свойствах изучаемых материалов.
Развивающие: расширить представление детей об окружающем мире, природном окружении, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать объекты.
Предварительная работа:
•Беседы о свойствах песка и глины, где используются данные материалы.
•рассматривание народных глиняных игрушек. Иллюстрации с изображением кирпичных строений, посуды и изделия из стекла.
Материал и оборудование: песок, глина на каждого ребенка, банки с водой, увеличительные стекла, доски для лепки, поднос для коллективной работы, фартучки, комочки влажной глины, одноразовые тарелочки, картинки с рисунками где используют песок и глину, 2 коробки, изделия (игрушки, посуда) из глины и стекла.
Билингвальный компонент: песок – м, глина - балшы
Ход занятия:
Дети входят в группу здороваются на двух языках с гостями. Предлагаю обратить внимание на белые следы.
восп. : Ой ребята посмотрите к нам видно кто то приходил и оставил следы кто же это мог быть, посмотрите нам этот неизвестный гость оставил 2 коробки, и записку, нет это не записка а какое то приглашение. это приглашение от тетушки Совы, она нас приглашают на выставку поделок, а вот из чего они нам нужно отгадать, в этих коробках и есть разгадка.
Предлагаю на ощупь определить что находится сначала в одной коробке (песок)
Правильно песок, а где можно найти песок? (в пустыне, на пляже, в песочнице, в море, на реке, озере)
ну теперь давайте узнаем, что во второй коробке? (глина)
где можно найти глину? (это полезное ископаемое в земле).
Ну, вот мы узнали из чего сделаны предметы на выставке и можно туда отправляться.
Идут к столам, где организована выставка из предметов выполненных из песка и глины (игрушки, посуда, пасочки и дом из песка) все рассматривают, беру игрушку из глины рассматриваем, затем пасочку из песка она рассыпается.
- Ой смотрите эта игрушка не сломалась, а эта сломалась почему? (ответы детей)
а хотите узнать почему из глины предметы крепкие и не ломаются, а из песка сразу рассыпалась?
я предлагаю это узнать и приглашаю вас это выяснить самим.
Проходят за стол для опытов. что бы начать наши опыты нужно немного подготовиться, надеть фартуки, что бы не замарать одежду, подготовить пальчики для работы.
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик в глине – соединить большой и указательный
этот в желатине – со средним
этот в шоколаде – с безымяным
этот в мармеладе – с мизинцем
пальчики склеились – соединить в щепоть
расклеились – раскрыть ладонь.
что бы начать работать я расскажу вам некоторые правила: на песок нельзя дуть, нельзя бросать друг в друга во время работы не трогать глаза.
Опыт 1. «Сыпучесть песка».
- Наберите немного песка из тарелочки в ладошку, высыпьте на белый листок. Что делает песок? (Сыпется.)
Воспитатель: Легко ли сыплется песок (легко)
-Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий) .
Предлагаю высыпать песок обратно в тарелочку. у вас у каждого есть пасочка, давайте попробуем сделать из сухого песка пасочку. Получилось? нет
- А. давайте сейчас мы рассмотрим песок. и узнаем почему пасочка не получилась. А поможет нам в этом необычный предмет? Кто знает, как он называется (лупа). Правильно или увеличительное стекло.
Опыт 2. «Из чего состоит песок»
- Давайте насыплем на бумагу небольшое количество песка, поднесём лупу, внимательно рассмотрим, что вы видите? Песчинки. Как выглядят песчинки? (они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, это крохотные камешки).
Опыт 3.
А теперь давайте возьмем глину и так же попробуем высыпать глину на листок.
Что легче высыпать – песок или глину? (Песок).
Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать
Посмотрите через лупу на глину,видны ли такие же песчинки в глине как в песке?
в глине, очень мелкие частички они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу. и из них получаются комочки.
Опыт 3. «Мокрый песок»
Дети давайте аккуратно нальем немного воды на тарелочку с песком. Потрогайте песок, каким он стал? (влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками).
Опыт 4.
А теперь налейте не много воды на глину, Следите, как водичка впитывается: быстро или медленно? (медленно, медленнее, чем в песок, часть воды остается сверху)
- Потому что труднее промочить мелкие частички, плотно прилегающие друг к другу.
А теперь давайте попробуем сделать пасочку из мокрого песка. Получилось? да. вода склеила песчинки, а что будет с пасочками когда песок высохнет? рассыпятся.
Возьмите кусочек глины и попробуйте скатать шарик. получилось? да. А почему из глины получился шарик, потому что глина липкая. возьмите свой шарик из глины он рассыпался? нет почему? глина – вязкий материал, его частицы очень крепко соединены между собой поэтому шарик не сломался.
А когда наш шарик высохнет он сломается? почему? частички еще крепче прижимаются друг к другу и
глина становится твердая и не рассыпается.
3. Вот и закончились наши открытия. Давайте вытрем руки влажными салфетками.
А теперь я предлагаю вам поиграть и немного отдохнуть (проходят на ковер)
П/Игра «песок-глина»
Дети по команде «песок» бегают в разные стороны по команде «глина» «прилипают друг к другу.
5. Предлагаю пройти к доске и рассказать где используют песок и глину. (на доске 2 листа ватмана картинки, дети раскладывают картинки в кармашки.)
6. Предлагаю нарисовать смайлик на песке (на столе стоят тарелочки с песком).если понравилось занятие, то смайлик улыбается, если нет, то ротик прямой.
Прощаемся с гостями на двух языках.