МААМ-картинки

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ

Елена Марахонько
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного образовательного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя некоторые трудности.

Публикация «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ» размещена в разделах

Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества и современным требованиям, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

1-я трудность заключается в том, что методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.

2-я трудность – это то, что сам педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это отнимает больше и сил и времени. Ведь, по сути, во время одной образовательной деятельности педагогу в разновозрастной группе приходится проводить две микро образовательные деятельности.

Кроме того, от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

В нашем детском саду функционируют две группы : укомплектованных детьми смежных возрастов, т. е. организация работы ориентирована на программы двух возрастов.

Итак, на какие основные особенности необходимо обращать внимание, работая в разновозрастной группе :

-это правильное построение развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе, которая строится по таким же принципам как и в группах детей одного возраста только с небольшими уточнениями:

1. игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.

2. детская мебель, соответственно должна быть двух размеров.

3. существенную роль играет размещение мебели, столы и кровати рекомендуется расставлять по возрастным подгруппам.

4. организация и проведение НОД

5. организация режимных моментов

НОД

Необходимо заранее продумывать, как построить занятие так, чтобы дети одной возрастной группы были заняты, пока другая подгруппа занимается. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении.

Таким образом, необходимо научить детей играть в течение 8-12 мин., практически не общаясь друг с другом или делая это лишь в крайних случаях, шёпотом.

Перед началом образовательной деятельности необходимо продумать, исходя из его темы, условия проведения, виды деятельности, как удобнее разместить детей. В поле зрения должна находиться каждая возрастная подгруппа. Это облегчит дифференцированный подход к детям.

Существует несколько видов организации образовательной деятельности в разновозрастной группе :

1. Ступенчатое начало НОД.

На первом этапе работу начинают дети старшей подгруппы : изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей подгруппы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительнойбеседе.

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание образовательной деятельности

Начало деятельности общее для всех детей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии в течение 15 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют дети средней группы : заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей средней группы составляет 20 минут.

ІІІ вид — одновременная деятельность детей

по разному программному содержанию

Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей подгруппы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя или воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней подгруппы.

После выполнения заданий подгруппы меняются местами.

ІV вид — отдельная деятельность детей.

В этот вид организации учебной деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия предметниками или двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.

Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания, а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Организация режимных моментов : прогулка, мытье рук, питание, умывания, одевания и раздевания, дневной сон детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости, слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношениявзрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в короткое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть, но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения.

Таким образом, несмотря на определённые сложности в работе с детьми разного возраста есть и свои преимущества :

• Дети чаще считаются с предпочтениями младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия.

• Младшие видят более понятный пример для действий.

• Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания.

• Контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.

Публикации по теме:

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса на сентябрь 2017 года в младшей группеКалендарное планирование воспитательно-образовательного процесса на сентябрь 2017 года в младшей группе 01.09.2017 пятница РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ Прием детей 1. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения.

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса во 2 младшей группе по теме: «Осенний урожай».Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса во 2 младшей группе по теме: «Осенний урожай». Здравствуйте уважаемые коллеги, Вы знаете, что планирование является важной частью работы педагога. Согласно ФГОС планирование образовательного.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Организация воспитательно-образовательного процесса в младшей группе в период распространения коронавирусаОрганизация воспитательно-образовательного процесса в младшей группе в период распространения коронавируса В напряжённый для всех организаций период, присмотр и уход за детьми в младшей группе осуществляется в соответствии с режимом дня младших.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Планирование воспитательно-образовательного процесса с детьми средней группы на прогулке осенью 1. Месяц/неделя 2. Наблюдения 3. Беседа 4. Трудовая деятельность 5. Подвижные игры 6. Дополнительно Сентябрь 1 неделя Наблюдение за сезонными.

Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса»Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса» Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 21:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Марахонько (УИ 805132) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД