Елена Марахонько
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного образовательного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя некоторые трудности.
Публикация «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ» размещена в разделах
Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества и современным требованиям, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
1-я трудность заключается в том, что методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.
2-я трудность – это то, что сам педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это отнимает больше и сил и времени. Ведь, по сути, во время одной образовательной деятельности педагогу в разновозрастной группе приходится проводить две микро образовательные деятельности.
Кроме того, от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.
В нашем детском саду функционируют две группы : укомплектованных детьми смежных возрастов, т. е. организация работы ориентирована на программы двух возрастов.
Итак, на какие основные особенности необходимо обращать внимание, работая в разновозрастной группе :
-это правильное построение развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе, которая строится по таким же принципам как и в группах детей одного возраста только с небольшими уточнениями:
1. игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.
2. детская мебель, соответственно должна быть двух размеров.
3. существенную роль играет размещение мебели, столы и кровати рекомендуется расставлять по возрастным подгруппам.
4. организация и проведение НОД
5. организация режимных моментов
НОД
Необходимо заранее продумывать, как построить занятие так, чтобы дети одной возрастной группы были заняты, пока другая подгруппа занимается. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении.
Таким образом, необходимо научить детей играть в течение 8-12 мин., практически не общаясь друг с другом или делая это лишь в крайних случаях, шёпотом.
Перед началом образовательной деятельности необходимо продумать, исходя из его темы, условия проведения, виды деятельности, как удобнее разместить детей. В поле зрения должна находиться каждая возрастная подгруппа. Это облегчит дифференцированный подход к детям.
Существует несколько видов организации образовательной деятельности в разновозрастной группе :
1. Ступенчатое начало НОД.
На первом этапе работу начинают дети старшей подгруппы : изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей подгруппы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительнойбеседе.
ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание образовательной деятельности
Начало деятельности общее для всех детей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии в течение 15 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.
После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют дети средней группы : заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей средней группы составляет 20 минут.
ІІІ вид — одновременная деятельность детей
по разному программному содержанию
Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей подгруппы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя или воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней подгруппы.
После выполнения заданий подгруппы меняются местами.
ІV вид — отдельная деятельность детей.
В этот вид организации учебной деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия предметниками или двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.
Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.
Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания, а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.
Организация режимных моментов : прогулка, мытье рук, питание, умывания, одевания и раздевания, дневной сон детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, четкости, слаженности работы всего обслуживающего персонала, создание спокойной и доброжелательной обстановки, внимательного отношениявзрослых ко всем детям, особенно к младшим. Все это важно потому, что в короткое время, которое по режиму отводится для проведения этих жизненно важных процессов, необходимо не только правильно и быстро обслужить детей, накормить, одеть, но и в соответствии с программными требованиями обеспечить формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения.
Таким образом, несмотря на определённые сложности в работе с детьми разного возраста есть и свои преимущества :
• Дети чаще считаются с предпочтениями младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия.
• Младшие видят более понятный пример для действий.
• Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания.
• Контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.