Ирина Сметанина
Особенности организации работы в разновозрастной группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок имеет право на счастливое детство, и получение качественного дошкольного образования, однако в связи со сложившейся ситуацией наполняемость групп несколько изменилась и решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение поставленной программой задач в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя некоторые трудности. Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала современным требованиям, запросам общества, но и обеспечивала детям комфортные условия для развития и самовыражения.
Публикация «Особенности организации работы в разновозрастной группе ДОУ» размещена в разделах
Вовремя работы с разновозрастной группой встречается несколько трудностей это отсутствие методической литературы, написание программы соответствующее нескольким возрастам и проведение нескольких занятий вместо одного
Кроме того, требуются знание специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников. Ведь подготовке специалистов для работы с разновозрастными группами при обучении педагогов не уделяется внимание и педагогу приходится самому создавать методическую базу для работы таких групп.
В нашем детском саду функционируют две группы : в которых находятся дети разных возрастов, т. е. организация работы основана на программе двух возрастов.
Итак, на какие основные особенности необходимо обращать внимания, работая в разновозрастной группе :
Согласно современным стандартам образования, развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ является частью образовательного процесса, в разновозрастной группе она должна соответствовать несколько другим принципам:
- весь материал в группе должен соответствовать возрастам детей.
- детская мебель, должна быть двух размеров.
- особую роль играет расположение мебели, по возрастным подгруппам.
В деятельности в течении дня в играх, программных моментах необходимо учитывать индивидуальный подход к каждой возрастной группе.
При выборе дидактических, подвижных и других видах игр нужно обращать внимание, чтобы правила игры были понятны детям обеих возрастов и в тоже время были интересны для детей старшего возраста Необходимо научить детей играть, рисовать, разукрашивать в течение нескольких мин, в тишине не нарушая учебный процесс в другой подгруппе.
Перед началом образовательной деятельности необходимо продумать, исходя из его темы, условия проведения, вида деятельности, как удобнее разместить детей, педагог должен видеть всех детей, все возрастные группы. Это облегчит дифференцированный подход к детям, необходимо заранее продумывать, что будут делать дети, пока остальные занимаются.
Существует несколько видов организации образовательной деятельности в разновозрастной группе :
Занятие начинают старшие дети изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшего возраста. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах или индивидуально. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.
Начало деятельности общее для всех детей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии в течение нескольких минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми. После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют дети всей группы или дети определенного возраста: заключительная беседа, диалог.
И организации учебной деятельности поочередная работа подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Помощником воспитателя организуются игровые действия детей младшей группы в специально созданной среде, а старшие дети занимаются с воспитателем, затем дети меняются местами.
Также вид организации учебной деятельности где заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: проведение занятий в разное время.
Педагог, организовывая обучающую деятельность в разновозрастной группе, должен заинтересовать каждого ребенка группы в активном участи в образовательном процессе, независимо от индивидуальных особенностей. возраста, пола.
Организация педагогического процесса должна быть ориентирована главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития, а решение методических задач будет зависеть от умения педагога найти контакт с каждым ребенком независимо от его возраста.
Организация режимных моментов т. к. мытье рук, питание, умывания, одевания и раздевания, дневной сон детей в условиях разновозрастной группы требует большого мастерства воспитателя, взаимопонимания между обслуживающим персоналом, а так же личных отношений между педагогом и помощником. Теплая, дружественная обстановка внимательное отношение сотрудников ко всем детям особенно важно потому, что то небольшое время которое отводиться на организацию режимных моментов играет в обучении ребёнка не меньшую, а возможно и большую роль В процессе повседневной ежеминутной деятельности у ребенка вырабатываются привычки, формы взаимодействия в коллективе, умение слушать и слышать, личные отношения с другими детьми.